- История
- Гласис — предвестник Адмиралтейской площади
- Архитектура здания Адмиралтейства
- Петра творение
- Основание
- Метаморфозы после Петра
- Адмиралтейство образца 1711 года
- Адмиралтейство образца 1738 года
- Адмиралтейство образца 1823 года
- Кораблик на шпиле
- Как добраться до Адмиралтейства
- Часы работы и стоимость билетов
- Факты и цифры
- Полезные советы
История
Первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она располагалась на месте современной Петропавловской крепости. В процессе эксплуатации выяснилось, что ресурсов этой верфи недостаточно для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, расположенном между двумя реками — Невой и Мойкой ранее называвшаяся рекой Мья). В это время остров стали называть Адмиралтейством. Так, 5 ноября 1704 года на этом месте был заложен первый кирпич новой крепости. Мы закончили строительство здания примерно за год.
29 апреля 1706 года произошло знаменательное событие: с новой верфи крепости был спущен на воду первый корабль. Спуск корабля на воду здесь каждый раз был праздником, сопровождаемым пушечными выстрелами, салютом и криками «ура». Но при Петре I с Адмиралтейской верфи было спущено на воду 262 боевых корабля. В 1717 году на верфи был прорыт новый канал, получивший название от крепости — Адмиралтейство. Его использовали для изготовления корабельных строительных материалов. Остров, образовавшийся в результате строительства новых каналов, получил название Новая Голландия. На нем построили специальные склады, защищенные от пожаров.
В 1727 году было решено восстановить здание Главного Адмиралтейства. Архитектор Коробов разработал проект, который сохранит первоначальный исторический облик памятника. В 1806 году Адмиралтейство было вновь перестроено, на этот раз архитектором стал знаменитый Захаров, который при обновлении здания использовал стиль русского классицизма. На протяжении всей своей истории строительство Адмиралтейства было связано с флотом. Когда-то здесь располагались учебные заведения для моряков и другие различные военно-морские учреждения: это уже упоминавшаяся выше Адмиралтейская коллегия, а также Высшая школа военно-морского дела, Школа военно-морской архитектуры и Министерство военно-морского флота. Когда-то здесь был большой и интересный Центральный военно-морской музей, но позже он переехал в соседнее здание. Сегодня главный штаб ВМФ находится в здании Главного Адмиралтейства, поэтому доступ внутрь комплекса зданий запрещен.
Гласис — предвестник Адмиралтейской площади
В 1704 году перед Адмиралтейством была обширная поляна — гласис, необходимая для действий крепостной артиллерии в случае нападения противника с земли. Затем Адмиралтейство утратило функцию военной крепости. Поэтому фортификационное значение зубчатых стен тоже осталось в прошлом, на территории которых впервые хранились корабельные бревна, большие якоря и другие запасы адмиралтейства.
Архитектура здания Адмиралтейства
Главное Адмиралтейство Санкт-Петербурга считается одним из самых значительных архитектурно-исторических памятников. Изначально здание, в котором сейчас находится Главное Адмиралтейство, служило верфью для постройки и ремонта военных кораблей (отсюда и название — Адмиралтейство). Именно от возвышающегося шпиля этой достопримечательности в разные стороны расходятся три главные исторические улицы города: Вознесенский проспект, Невский проспект и Гороховая улица. По этой причине в прошлом здание Адмиралтейства иногда называли «Трезубец Невский» или «Полярная звезда».
Архитектором Адмиралтейской верфи был сам Петр I. Он лично нарисовал план будущего сооружения, которое должно было напоминать огромную букву П, около 425 метров в длину и 213 метров в ширину. По плану внутри двора находилась «государственная канцелярия» — главное здание Адмиралтейства, по бокам которого находились дополнительные пристройки с деревянным полом. Спустя несколько лет, в 1711 году, к главному зданию пристроили высокую башню с тонким шпилем с флюгером, ставшую впоследствии главным символом Петербурга. В этой части Адмиралтейства Адмират-коллегия встретила флотилию и руководила ею. В центре комплекса когда-то были различные помещения для ремонта или постройки кораблей. Там же было специальное помещение для проектирования кораблей, в котором размещались чертежники и архитекторы.
Здание Адмиралтейства было окружено сплошной стеной, укрепленной земляными валами в количестве 5 штук, а также защищено достаточно глубоким фортификационным рвом, в котором вместо воды несколько рядов остроконечных столбов. Строительная площадка была соединена с Невой двумя каналами — внешним и внутренним. Место, необходимое для бомбардировки вражеских кораблей, очистили от вырубки и стали называть Адмиралтейским лугом.
Современное Адмиралтейство состоит из двух зданий в форме букв P. Главное Адмиралтейство трехэтажное, а его фасад украшают 56 статуй, 11 барельефов и более 300 различных видов лепнины.
Петра творение
Адмиралтейский дом был основан в 1704 году. Первоначально он был построен как верфь по проекту Петра Великого. На протяжении 18-19 веков здание постоянно перестраивалось.
Через пару лет он приобрел форму буквы U и превратился в одноэтажную хижину. Здесь были мастерские, кузницы, склады и службы военно-морского ведомства. С 1709 года здесь также находится склад чертежей и моделей кораблей, построенных на верфи. Приказ Петра Великого обязывал корабельных мастеров изготавливать модели парусных кораблей с переносом их в модельный зал. Впоследствии эта коллекция стала основой Морского музея, разместившегося в здании Адмиралтейства.
Времена Петра не отличались спокойствием, и «город ремесленников» был крепостью. Его окружали земляные валы, рвы и обширные пустоши. В 1711 году Адмиралтейство изменило свой облик. Над ним показался шпиль, на шпиле металлическая лодка. По одной из версий, это очертание первого парусника, вошедшего в построенный Петровский порт. С другой — копия пионера русского флота фрегата «Орел», появившегося еще в допетровскую эпоху.
Три флага на лодке были сделаны из чистого золота, а личный компас Петра Великого держался в носовой части. Это легенда. В 1815 году после ремонта здания Адмиралтейства корабль исчез навсегда. Другой занял его место. Он хранится в Морском музее. А венчает башню ее точная копия 1886 года.
Основание
Изначально корабли для Балтийского флота строились на верфях у рек Свирь и Сясь. К осени 1704 года здесь было построено около 50 полностью готовых кораблей. Пётр I лично обязался спустить их на воду в конце августа — сентябре. В начале октября царь отправился с этим флотом в плавание по Ладожскому озеру. При этом случился такой ураган, что всего через шесть дней он один прибыл в Шлиссельбург, где три дня ждал, пока остальные корабли унесет шторм. Этот инцидент заставил Петра принять решение основать верфь поближе к Балтийскому морю, недалеко от только что основанной петербургской крепости 7, с. 46.
По возвращении в Санкт-Петербург Петр I сразу же занялся поисками удобного места для Адмиралтейства, которые длились около двух недель. Выбор пал на село Гавгуево. Сиденье здесь уже было относительно удобным. Сюда вела дорога вдоль реки, которая была ответвлением старого Новгородского участка. Это хоть и было неудобно, но зато облегчало доставку материалов на верфь из глубин России. Нева в этом месте достаточно широка, чтобы корабли могли спускаться со стапелей. Кроме того, это место находилось в пределах досягаемости артиллерийской стрельбы Петропавловской крепости, чтобы прикрыть Адмиралтейство огнем в случае его захвата противником.
Адмиралтейство было основано 5 ноября 1704 года. По этому поводу государь написал в своем дневнике: «Они заложили фундамент Дома Адмиралтейства, были в Остерии и веселились, 200 метров в длину и 100 метров в ширину» Цит. 8, стр. 7. Первым проектом верфи считается Петр I. Первое Адмиралтейство представляло собой одноэтажное остроконечное здание в форме буквы «П». Двор был окружен внутренним каналом. Во дворе планировалось построить 13 эллингов для постройки парусных кораблей. По плану Адмиралтейства Петр I писал:
«Эта строительная площадка должна быть сделана государственными служащими или подрядчиками, что лучше всего, и строиться в соответствии с этим: сделать жилища прямыми хижинами без кирпичей; обе каменные кузницы — 1/2 кирпича; сараи и сараи должны быть основой из балок и сараи отделать хижинами, а навесы обить досками, так же, как ветряные мельницы обшиты, по одной доске на одну доску, и у каждой доски нижний край окантовать, а затем покрасить красной краской в соответствии с: 3, с. 52.
Общее руководство строительством двора Петр возложил на А.Д. Меньшикова. Его помощниками были главнокомандующий Санкт-Петербургом Яков Брюс и командующий Олонецком Иван Яковлевич Яковлев.
В конце мая 1705 года большой сарай «в подвалах» был готов для хранения припасов Адмиралтейства.
Проект Петра I пришлось адаптировать, так как шведские войска в то время еще нередко угрожали молодому Петербургу. По этой причине было решено наделить Адмиралтейство функциями крепости. 24 июня 1705 года Меншиков приказал Яковлеву построить вокруг Адмиралтейства частокол, то есть земляной бастион. Строительство других построек разрешалось всего в 150 метрах от бастиона.
Адмиралтейство строилось не так быстро, как хотел царь. Этому «поспособствовали» шведы, которые в начале июля сожгли кирпичные заводы на реке Тосна. Выбор участка для заготовки леса на берегу реки Ижора в 25 верстах от Петербурга оказался неудачным. Дорога на верфь заняла слишком много времени. Адмиралтейство сильно пострадало от наводнения 5 октября.
Приказ Адмиралтейства получил проект крепости вокруг Адмиралтейства в сентябре 1705 года. По этому поводу Брюс писал Меншикову:
«В сентябре этого года, на 17-й день, Ваше Превосходительство, принесли чертеж, как построить крепость возле Адмиралтейского двора, задуманную 20 сентября, и мы в спешке построим из чар, а это невозможно чтобы поторопиться с травой после поздней погоды на реке будут два бастиона глубиной 3½ сажени, которые в настоящее время и при хорошей погоде построить очень сложно, и торопиться невозможно, но как только когда река замерзнет, мы немедленно начнем строительство, и перед тем, как мы начнем строительство этих двух бастионов, будут построены два небольших бастиона, как показано на рисунке.
Вокруг стен Адмиралтейства были вырыты сухие канавы, которые для придания прочности заделаны не травой, а чародеем. Вокруг крепости была устроена большая лужайка, необходимая для обзора зоны бомбардировки в случае внезапного нападения (гласис). Кроме того, Гласис защищал Адмиралтейство от частых пожаров в Морской слободе. На месте лужайки со временем появились Александровский, Сенатский, Исаакиевский и Дворцовые площади.
1 октября 1705 года над башней с въездными воротами был установлен шпиль, второй в Петербурге после шпиля Петропавловского собора. Адмиралтейство как крепость было завершено к 15 ноября. В этот день Яковлев доложил Меньшикову:
«В Санкт-Петербурге, во дворе Адмиралтейства, милостью Божией все сохранилось, и, кроме двора, крепость была полностью достроена, а путем поднятия ворот и шпиц и вокруг валов были расставлены пушки и огорожен стропами.
Всего вокруг верфи было установлено 108 орудий.
Адмиралтейство
В нескольких помещениях Адмиралтейства размещался Адмиралтейский орден, впоследствии переименованный в Адмиралтейскую коллегию, в 19 веке — Министерство военно-морского флота. В 1706 году на территории верфи было 10 эллингов с деревянными складами и деревянной башней в центре. Позже для увеличения объемов строительства по обе стороны Адмиралтейства были построены дополнительные эллинги.
В 1711 году Петр I приказал перестроить южную часть здания из камня, но башня в то время так и осталась хижиной. Шпиц на нем был невысоким, что не нравилось Петру I. Царь приказал установить более высокий шпиль в 1716 и 1717 годах. Под шпилем Адмиралтейства устроили комнату для правителя. Его стены были оклеены обоями, на окнах висела тафта. В центре был трон с балдахином.
Система каналов, обслуживающих Адмиралтейство, была окончательно сформирована в 1717 году. В августе этого года вода была сброшена в Адмиралтейский канал, который соединил верфь со складским комплексом New Holland. По нему со складов на строящиеся корабли возили лес.
20 мая 1719 года Адмиралтейская коллегия сообщила, что «официальный представитель Херман Ван Болес пообещал завершить шпиц всеми столярными и столярными работами его мастеров, а именно укрепить спицы, поставить яблоко, корабль, рассечь лучи света окно внутрь и наружу, двери, кзим рама, балюстрады, лестница со всем как надо, кроме лучей обоев с железом, на крыше этих лучей делают два фонаря со столяркой и другие работы типа в зависимости от обстоятельств »Цитирование вторых: 3, с. 58. За эту работу мастер попросил 350 рублей, из которых 200 заплатили авансом. Ван Болесу помогали русские мастера Иван Шпак, Иван Сухой и их соратники, кузнец Герасим Иванов, ефрейтор Пимен Куликов, установивший часы у основания шпиля, и многие другие.
После очередного осмотра зданий Адмиралтейства в 1719 году Петр приказал заменить оставшиеся фахверковые конструкции каменными. Возглавил его с 1721 по 1728 год, его возглавил главный архитектор зданий Адмиралтейства И.К. Коробов.
Метаморфозы после Петра
Здание Адмиралтейства неоднократно перестраивалось. В 1738 году он стал каменным. Над воротами появилась 72-метровая башня и золотой шпиль с кораблем. В остальном Адмиралтейство сохранило прежний облик, Петровский облик. Пустошь, или Адмиралтейский луг, — это место проведения военных учений — в будние и праздничные дни — в праздничные дни. Постройки крепости, утратившие свое значение, постепенно приходили в упадок.
Петербург был потрясен, и в начале XIX века скромная Петровская верфь располагалась в центре столицы. В Адмиралтейство вливались важнейшие магистрали. По соседству появился Зимний дворец и ряд дворцовых построек. Стало слишком очевидно, что идея Петра безвозвратно устарела.
В 1806 — 1823 годах он подвергся беспощадной реконструкции. Архитектор Андриян Захаров оставил башню со шпилем. Все остальное получило современное решение. Были построены два каменных здания с буквой «П», внешний и внутренний. Между ними ставят ров. Внешний вид — занят чиновниками морского и речного ведомств. Внутри мастера продолжали работать.
Стили классики и ампира гармонично соединились и «прижились» в архитектуре Адмиралтейства. Строгая геометрия щедро облагорожена скульптурами и барельефами. Бесхозные постройки форта снесли. На месте торжеств устроена аллея. Сегодня это Александровский сад.
Адмиралтейство образца 1711 года
Адмиралтейская крепость в Санкт-Петербурге впервые была перестроена в 1711 году. Над воротами было решено установить шпиль с маленьким кораблем, созданный по чертежам голландского плотника Хармана ван Болоса, специализирующегося на изготовлении шпилей для различных сооружений
Под кораблем установили золотой шар. Внутри находится круглая золотая ваза с широкими боками. В нем собраны все виды золотых монет, выпущенных с 1703 года. В этом состоянии Адмиралтейство простояло более 20 лет, сохранив все характеристики того времени.
Адмиралтейство образца 1738 года
Вторая реконструкция состоялась в 1738 году. Работы велись с 1732 года. Главным архитектором, проводившим реконструкцию здания, был реставратор Иван Кузьмич Коробов
По проекту главного архитектора была возведена каменная башня, на которой преобладал шпиль высотой 72 м. На золочение шпиля было потрачено около 18 кг драгоценного металла. На золотой игле установили флюгер, который и сегодня радует взоры гостей и жителей культурной столицы.
Чтобы удлинить шпиль, его нижняя часть была опущена в конструкцию, что придало башне более изысканный вид. Каменные постройки вытеснили складские постройки. Завершает архитектурную композицию 8-гранный купол. На нем были установлены квадранты с четырех сторон, что позволяло видеть время со всего острова.
Со дня реконструкции на золотой шпиль Адмиралтейства были ориентированы 3 основных направления: Невский и Вознесенский, Гороховая улица (в то время Средняя Перспектива)
Изменения 1738 года коснулись не только «Адмиралтейского дома» и соседних построек, но и его окрестностей, в частности его южной части, называемой Prato dell’Ammiragliato. Это название просуществовало до второй половины 18 века. Здесь проходили подготовку солдат, проводились общенациональные мероприятия с вечеринками и угощениями.
Ко второй половине 18 в. Канал крепости был сильно загрязнен и нуждался в быстрой очистке, что в те времена было довольно сложно. Загрязненные сточные воды стали скапливаться в канале, поэтому вскоре стало невозможно использовать воду из крепостного канала.
Чтобы избежать трудностей с очисткой в будущем, Елизавета I издала указ о систематической очистке канала и мощении газона, который был заасфальтирован до 1769 года. В то время границы Адмиралтейства благодаря развитию были четко определены и Перед зданием разместилась Адмиралтейская площадь.
Адмиралтейство образца 1823 года
К началу 19 века облик города Петра изменился. К востоку от дома — нереализованные территории до реки Мойки. Чтобы здание Адмиралтейства не выделялось из общей композиции, было решено перестроить его таким образом, чтобы его можно было объединить с другими городскими застройками Санкт-Петербурга.
Архитектору А.Д. Захарову предстояло создать проект, решающий эту сложную унитарную задачу. На создание и реализацию проекта у Захарова ушло 17 лет. Блестящая идея архитектора была основана на легенде о непобедимости флота Российской Империи
Под руководством Захарова Адмиралтейство изменилось до неузнаваемости. Он был почти полностью перестроен. От бывшего Адмиралтейства осталась только башня с золотым шпилем, прекрасно вписавшаяся в новое архитектурное решение.
Были разрушены здания, где хранилось оружие и военная техника, а также управление. Вместо них устроили проспект, из которого впоследствии вырос Александровский сад.
Захарову удалось сохранить общий план здания и одновременно создать новое крупное сооружение, которое сегодня является главным зданием города, в котором сходятся 3 основных направления центра.
Архитектурный ансамбль по проекту Захарова состоял из 2-х корпусов (внешнего и внутреннего), которые также напоминают на схеме букву «П». Между постройками был вырыт Адмиралтейский ров. Во внешнем корпусе разместили кабинеты Морского управления России, а во внутреннем — перестроили мастерские.
В центре была мощная и грандиозная башня с золотым шпилем — все, что уцелело по проекту Ивана Коробова. Основание башни прорезано аркой, а в обоих крыльях центральной части установлены 12- и 6-колонные портики. На боковых фасадах также есть аркады.
Здания, выходящие на Неву, повторяют основание главной башни. Их вершины венчают флагштоки со скульптурными изображениями дельфинов. Строгое разделение композиции делает Адмиралтейство цельным и совершенным.
При создании новой адмиралтейской композиции также активно участвует скульптура. На боковых аркадах можно увидеть барельефы, изображающие награждение воинов и ремесленников богиней справедливости. По бокам главной арки на высотах возвышаются статуи нимф с шарами
Эта скульптурная композиция создана Феодосием Щедриным. Наведите на арку Богини Славы. Здесь же объяснялся аллегорический барельеф «Основание флота в России». Автор подаренных скульптурных композиций — талантливый мастер Иван Теребенев.
По углам нижнего этажа установлены фигуры героев античной мифологии, над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий. Они символизируют 4 стихии, 4 сезона, 4 стороны света. Все скульптуры прямо указывают на предназначение постройки и силу могущества моря.
До 1844 года Адмиралтейство использовалось как главное здание, отвечающее за развитие флота Российской Империи. Здесь происходило кораблестроение. Но с 1844 года верфь закрыли, а судостроение перенесли на другое место. Но административная часть сохранилась до наших дней.
Кораблик на шпиле
На вершине шпиля Адмиралтейства, на высоте 72,5 метра, находится любимый символ всех местных жителей и гостей города — золотая лодка, играющая роль вращающегося флюгера. По мнению историков, форма корабля очень похожа на внешний вид самого первого корабля, вошедшего в городской порт сразу после его постройки.
Как добраться до Адмиралтейства
Адмиралтейство находится в самом центре Санкт-Петербурга. Помимо знакомства с местными достопримечательностями и архитектурой, сюда приезжают посетить Тримифунтский храм Святого Спиридона. Добраться до этих мест можно несколькими способами.
Точный адрес: Адмиралтейский проспект, 1, Санкт-Петербург, 190195.
Как добраться из аэропорта Пулково:
-
Опция 1
Автобус: Маршрут № 39Е пройдите 1 остановку до станции метро. Летать. Время в пути 30 минут.
Метро: по синей ветке (Парнас, 2) от метро Московская пройти 7 остановок до метро. Невский проспект. Время в пути 13 минут.
Автобус: линия № 22, 3 остановки до площади Пьяцца Сант’Изакко. Время в пути 3 минуты.
Пешком: 350 м.
-
Вариант 2
На автомобиле: Двигайтесь на северо-запад по трассе А-118, затем сверните на ЗСД в сторону Митрофаньевского шоссе и набережной реки Фонтанки. Расстояние — 23 км.
Как добраться с Московского вокзала:
-
Опция 1
Автобус: с маршрута № 3 пройти 6 остановок по ул. Малая Морская. Время в пути 16 минут.
Пешком: 450 тонн.
-
Вариант 2
Автомобиль: по Невскому проспекту на северо-восток в сторону Сенатской площади. Расстояние — 4,5 км.
Часы работы и стоимость билетов
Вход в Александровский сад и окрестности главного здания Адмиралтейства открыт для посещения круглосуточно, каждый желающий может посетить центр Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта, в одиночку или в составе экскурсионных групп.
Вид на территорию Адмиралтейства сверху
Факты и цифры
- При Петре Великом верфь спустила на воду 262 боевых корабля.
- Помимо своей основной функции, здание служило крепостью. Он стоял на защите Петербурга, окруженный рвом и земляными валами.
- Высота центральной башни 72,5 м, из которых 23 м приходится на пик. К верхней части прикреплен золотой флюгер в форме корабля, который вращается на 360 градусов.
- С 1711 по 1844 год здесь собирали и спускали на воду корабли.
- Современный облик Адмиралтейство получило только в начале XIX века после полной реконструкции по проекту Андреяна Захарова. Здесь нужно было разместить административные здания. Осталась только башня.
Полезные советы
- Живописный вид на шпиль открывается со стороны Александровского сада и Гороховой улицы.
- Зимой фонтан в центральной части сада закрыт, но украшен яркими и красочными гирляндами.
- Внутри станции метро «Адмиралтейская» сохранилось великолепное панно «Основание Адмиралтейства».
- Вечером и ночью шпиль освещается иллюминацией.
- Для долгих прогулок по парку и его окрестностям вы можете взять с собой детскую кроватку, чтобы расслабиться на траве.
- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/placeofinterest/12817
- https://peterburg.center/ln/pervaya-ploshchad-peterburga-layfhaki-dlya-turistov-po-istorii.html
- [https://peterburg.center/maps/zdanie-glavnogo-admiralteystva-v-sankt-peterburge.html]
- [https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/admiral]
- [https://touristam.com/admiralteystvo-v-sankt-peterburge.html]
- [https://theplacement.ru/travel-directory/admiraltejstvo/]
- [https://www.Sputnik8.com/ru/st-petersburg/sights/admiralteystvo/info]