- История создания
- Здание Императорской Академии художеств
- Архитектура и внутреннее убранство Академии
- Первый ректор академии
- Женщины, вошедшие в историю академии
- Порядок обучения, принятый в XVIII веке
- Советский период
- Чему и как учили
- Кризис, ликвидация, возрождение
- Академия сегодня
- История музея
- Экспозиция
- Билеты и часы работы
- Стоимость билетов 2021
История создания
Идея создания «Академии наук и художеств» в России была впервые высказана императором Петром I в конце 1690-х годов, но реализована она была только в 1757 году при императрице Елизавете Петровне по инициативе М. В. Ломоносова и графа. И. И. Шувалов. Хотя предыстория создания очень долгая и довольно сложная: сама Академия художеств образовалась в недрах Академии наук и, по словам Ломоносова, обременяла «академический корпус». Он планировал организовать вторую Академию художеств при Московском университете.
Ф. Рокотов «Портрет графа И. И. Шувалова»
С первых лет существования Академии художеств и наук в нее входили «мастера и мастера» для иллюстрирования научных публикаций, гравировки планов и карт, изготовления точных инструментов, а также выполнения судебных заказов на проекты освещения, портреты и картины. Ведущее место в коллективе Академии художеств занимали первоклассные российские и зарубежные граверы. Достигнутый ими высокий уровень гравировального искусства и сложившаяся в конце 1730-х годов педагогическая система определили превращение Академии художеств при Академии наук в основном в центр гравюры.
В период правления Анны Иоанновны, одного из самых просвещенных сотрудников Петра I, В. Н. Татищева. Он имел в виду создать «Академию ремесел», которой он должен был бы руководить. Но этому плану не суждено было сбыться, Татищев писал об этом так: «Императрица Анна Иоанновна по разрешению сего заявляет о своем разрешении, и на его содержание соизволила давать 12000 рублей в год, в которых должны быть поделки. 1. Архитектура, 2. Живопись, 3. Грязь, 4. Механика и люди: главное — Татищев, в архитектуре Еропкина, в живописи Каравакка, в скульптуре Растрелиуса, в механике профессоров умелее, но Остерман из некой ненависти сохранил указ, уничтожил его по подписке, и столь полезное для государства произведение осталось в забвении».
Когда осенью 1733 года Академия художеств (в составе Академии наук) получила определенную сумму, это вызвало недовольство ученых, которые стали настойчиво просить о ее отделении. Но снова эта проблема не решалась.
В 1741 г. М. В. Ломоносов. Он возглавил борьбу против немецкого правления в Академии, но новая попытка отделить Академию художеств от Академии наук снова потерпела неудачу.
В конце 1753 г. Ломоносов обратился к двум самым влиятельным придворным людям: графу Шувалову и графу Разумовскому с призывом поддержать его, так как считал, что чрезмерное увлечение гравировкой раздувает коллектив Академии и «тормозит развитие науки». Но сопротивление противников продолжалось. Существовавшие при Академии наук университет и Академия художеств не достигли своей цели и мешали деятельности исследовательского центра. Ломоносов решил основать второй (независимый) университет и вторую (независимую) Академию художеств в Москве.
Здание Императорской Академии художеств
Учебные классы были открыты в 1758 году, первый выпуск состоялся в 1762 году. В 1764 году императрица Екатерина II утвердила устав и штат Академии, получившей статус императорской. Академия стала государственным учреждением, которое регулировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало ученые степени.
В 1888 г было завершено строительство каменного здания Академии на берегу Невы по проекту архитекторов Я. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова.
Здание Академии художеств должно было стать символом новой архитектуры, во многом свидетельствующим об изменениях в государственной архитектурной политике начала правления Екатерины Великой. Оригинальный дизайн Блонделя был переработан со значительным увеличением объема архитекторами Валлен-Деламо и А.Ф. Кокориновым.
В 1764 г при Академии была открыта воспитательная школа, в которую принимали 5-6-летних школьников. После 9 лет обучения студенты завершили обучение в одном из старших классов: история, портретная живопись, гравюра, скульптура, архитектура. После окончания учебы студенты должны были выполнить работу по определенному предмету — «программе». С 1767 г выпускников Академии, награжденных золотой медалью, направляют для повышения квалификации за границу. С 1770 г в ИАХ стали организовываться художественные выставки.
В 1802 году при президенте А.С. Строганове Академия играла ведущую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, Академия получила право заниматься градостроительными проектами, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Преподаватели и студенты академии участвовали в строительстве и отделке Казанского и Исаакиевского соборов, Храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. Академия инициировала создание художественных школ и провинциальных колледжей, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
Архитектура и внутреннее убранство Академии
В плане здание представляет собой правильную квадратную форму с центральным внутренним двором огромного радиуса, называемым «буссоль», и четырьмя внутренними дворами по углам здания.
В архитектуре здания впервые отмечен переход от стиля барокко к лаконичному и величественному классицизму.
Само предназначение здания также было новаторским. Впервые это был не храм или дворец, а учебное заведение. Этой теме соответствует вся планировка здания.
По периметру дворы окружают здания на трех этажах, предназначенные для учебных и жилых помещений. В них разместились классы, комнаты студентов, квартиры учителей и апартаменты президента Академии.
Главный фасад здания, обращенный к Неве, впечатляет выступающим центральным портиком с двойными колоннами, среди которых великолепные копии античных шедевров: статуи Геракла и Флоры.
Портик завершается огромным куполом, который венчает скульптурная композиция «Фигура Минервы в окружении трех художников». Выступающие аркады с колоннами по углам придают зданию еще большее величие.
Здание Академии выглядит шикарно. Это касается и внешнего вида, и интерьеров многих комнат. Они различны по размеру и дизайну, но все они объединены единой структурой.
Многие комнаты обставлены с особой роскошью. Например, атриум первого этажа и парадная лестница считаются шедеврами архитектуры, а залы Рафаэля и Тициана бросаются в глаза.
Во время всех отделочных работ дизайном интерьеров занимались студенты Академии, в том числе известные художники и скульпторы.
Учебный процесс был рассчитан на 15 лет с трехлетним обучением в каждом из пяти квалификационных классов. Ученики обучались искусству живописи, скульптуры и архитектуры по прекрасным образцам музея Академии, наполненным великолепными шедеврами мирового значения.
Первый ректор академии
Имя еще одного человека, оставившего заметный след в истории русской культуры, связано с ранним периодом существования Академии художеств, а также со строительством ее нынешнего здания. Это выдающийся русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726–1772). Разработав вместе с профессором Ж. Б. М. Валлен-Деламот проект здания, куда академия переехала из виллы Шувалова, он занял должность директора, затем профессора и ректора. Обстоятельства его смерти породили одну из многих петербургских легенд, известную как «призрак Академии художеств». Дело в том, что по сохранившимся данным ректор Академии умер не от водной болезни, как указано в официальном некрологе, а повесился на чердаке.
Есть две возможные причины самоубийства. По одной из версий, причиной послужило необоснованное обвинение в хищении государственных средств, то есть коррупции. Поскольку в те времена это еще считалось позором и позором, и Александр Филиппович не мог оправдаться, он предпочел умереть. По другой версии, толчком к этому шагу послужил упрек, полученный от императрицы Екатерины II, которая посетила здание Академии и испачкала свое платье на свежеокрашенной стене. С тех пор говорят, что душа самоубийцы, не получив покоя в верхнем мире, обречена вечно блуждать в стенах, которые она когда-то создала. Его портрет представлен в статье.
Женщины, вошедшие в историю академии
В екатерининскую эпоху появилась первая женщина-академик Петербургской Академии художеств. Она была ученицей французского скульптора Этьена Фальконе — Мари-Анн Колло, которая вместе со своим учителем создала знаменитого «Медного всадника». Именно она выполнила голову короля, ставшую одним из лучших его скульптурных портретов.
Императрица, восхищенная ее творчеством, приказала Колло получить пожизненную пенсию и присвоить такое высокое звание. Между тем среди ряда современных исследователей бытует мнение, что вопреки устоявшейся версии, Мари-Анн Колло, академик Петербургской Академии художеств, является автором не только головы Бронзового рыцаря, но и всю фигуру царя, в то время как его хозяин лепил только лошадь. Однако это нисколько не умаляет его достоинств.
Попутно следует отметить, что еще один французский художник, один из лучших портретистов своего времени, Виже Лебрен, в конце XVIII века в России получил высокое почетное звание. Академик Петербургской Академии художеств — звание присуждается только выпускникам. Лебрен же получил не менее шумное звание бесплатной почетной стипендии, которую в то время присуждали выдающимся художникам, получившим образование за рубежом.
Порядок обучения, принятый в XVIII веке
С момента основания Петербургская Академия художеств играет ключевую роль в развитии русской культуры. О серьезности проделанной работы может свидетельствовать тот факт, что в XVIII веке обучение длилось пятнадцать лет, а лучшие выпускники были отправлены за границу на стажировку за государственный счет. Среди художественных разделов, изучаемых в Академии, были живопись, графика, скульптура и архитектура.
Весь курс обучения, который Академия художеств предоставила своим студентам, была разделена на пять классов или секций, из которых четвертый и пятый были самыми низкими и назывались школой образования. В них принимали мальчиков, достигших пяти-шести лет, где они учились читать и писать, а также приобретали начальные навыки рисования орнаментов и копирования готовых изображений. Каждая из этих двух основных степеней длилась три года. Таким образом, курс Педагогической школы длился шесть лет.
Разделы с третьего по первый были высшими, их считали, по сути, Академией художеств. В них студенты, которые ранее учились в единой группе, были разделены на классы по будущей специализации: живопись, гравюра, скульптура или архитектура. В каждой из этих трех старших секций они проучились по три года, так что обучение непосредственно в самой Академии длилось девять лет, а вместе с шестью годами, проведенными в Педагогической школе, — пятнадцать лет. Лишь значительно позже, в XIX веке, после закрытия Педагогического училища в 1843 году, срок обучения значительно сократился.
Советский период
После Октябрьской революции Академия претерпела множество изменений в названии с язвительными сокращениями: ПГСХУМ, ВХУТЕИН, ИНПИИ. Похоже, что на момент создания этих дикобразов не все могли буквально расшифровать их, а теперь они им совсем не нужны.
Блочные годы стали полигоном для сотрудников и выпускников Академии. Студенты и сотрудники не прекращали работу, и в 1941 году состоялась еще одна степень, когда некоторые кандидаты с фронта были вызваны для защиты диссертаций.
Чему и как учили
Именно исторический жанр считался здесь главным, высшим в иерархии. Чтобы заслужить право на создание такого рода работ, нужно было много времени. Уже в пяти-шестилетнем возрасте детей принимали в Педагогическую школу Академии, где обучали навыкам рисования орнаментов и копирования с лекал. Пройдя две младшие ступени обучения, ученики стали студентами и начали приобретать классную специализацию. Все без исключения прошли через рисунок гипсовых голов и фигур, постепенно приближаясь к изображению живых моделей природы. Кстати, здесь преподавали и общеобразовательные предметы, и языки. Максимальный срок обучения составлял около пятнадцати лет. От выпускников требовалось продемонстрировать свою профессиональную компетентность, запустив «программу» — свою собственную работу по заданному предмету.
Однако и после этого их связь с альма-матер не прерывалась. Академия стремится обеспечить своим питомцам карьерный рост и часто дает им государственные заказы. А лучших из лучших — обладателей золотых медалей первого или второго достоинства — отправляли в так называемые пенсионные поездки за границу. Как правило, в Италии или Франции. Академия оплатила пребывание медалистов в Европе на внушительный срок: в 18 веке это было около трех лет стажировки, а позже — около шести. Конечно, эта традиция не обошлась без эксцессов. Иногда артисты-пенсионеры «забывали» вовремя вернуться домой. Достаточно вспомнить Карла Брюллова, прожившего в Италии двенадцать лет и вернувшегося в Петербург только по личному распоряжению царя Николая Павловича. Но он пришел не с пустыми руками. Практика ретрита во многом способствовала творческому росту художников и упрочила славу русского искусства за рубежом.
Кризис, ликвидация, возрождение
Конечно, даже золотой век Императорской Академии художеств не был полностью идиллическим, но долгое время царившие там методы и процедуры никем не подвергались сомнению. Гром разразился 9 ноября 1863 года, когда группа дипломированных художников отказалась писать свои выпускные картины на определенную тему из скандинавской мифологии. Этот «бунт 14-ти» против догм академизма четко обозначил кризис художественного образования, который, в том числе, назревает не только в России. Инициатива будущих странников, конечно, не привела к мгновенным реформам, но медленные тектонические изменения все же начали происходить. Блестящий педагог Павел Чистяков тщательно, но твердо перестроил преподавание рисунка и живописи, в результате чего из стен академии вышли такие разноплановые, но чрезвычайно значимые фигуры: Репин, Врубель, Серов, Поленов, Борисов-Мусатов.
Позднее, в начале 1890-х годов в ИАХ произошла радикальная реформа, но она, к сожалению, не поспевала за бурным течением художественной жизни. А еще более бурная политическая жизнь привела к упразднению этого учреждения «старого режима» в 1918 году. Правда, Петроградские государственные художественно-учебные мастерские «при восстановленной Академии художеств» выросли сразу на основании — Кузьме Петров-Водкин, в частности, учил там. В начале 1930-х годов по инициативе художника Исаака Бродского была предпринята попытка переоснащения Всероссийской академии художеств в Ленинграде, но удалась лишь частично: ведь амбиции столицы стали прерогативой другой город.
Именно в Москве в 1947 году было торжественно объявлено о создании Академии художеств СССР, почти полвека спустя преобразованной в нынешнюю Российскую Академию художеств. А в историческом здании на набережной Петербургского университета до сих пор преподают изобразительное искусство — сейчас это студенты Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
Академия сегодня
Академия стала настоящим рассадником кадров, из ее стен вышла целая плеяда выдающихся мастеров живописи, скульптуры и архитектуры с мировым именем. Имена Брюллова, Кустодиева, Рериха, Шишкина, Стасова у всех на слуху, и все эти мастера — выпускники Академии.
Уже сейчас это ведущая художественная школа с неоспоримым мировым авторитетом. Только сегодня это уже Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Дом расположен на Университетской набережной, 17.
Академический музей расположен в том же здании и открыт для публики каждую среду, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 19.00. В четверг он открывает свои двери с 12.00 до 20.00.
Внимание! Кассы закрываются за час до закрытия музея.
Есть бесплатные экскурсии:
- среда — 15.00;
- суббота — 16.00;
- воскресенье — 14.00.
История музея
История музея начинается вместе с историей Академии художеств в 1757 году. В год открытия Академии И.И. Шувалов передал Академии коллекцию живописи и графики, в том числе работы Рембрандта и Веронезе. В 18-19 веках собрание музея было восстановлено дворянами. По стилю картины были преимущественно классическими. В 1859 году был опубликован новый статут, согласно которому музей стал общедоступным. С 1897 года здесь размещаются произведения, претендующие на передачу Русскому музею. После Октябрьской революции Академию упразднили, но музей остался1.
Музей расположен в историческом здании, построенном в 1788 году специально для Академии художеств, в стиле классицизма. Здесь же находится Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, архив, библиотека, мастерские и лаборатории.
Атриум музея Академии художеств
Экспозиция
На первом этаже находится собрание античного искусства, весь второй этаж занимают дипломные работы членов Академии художеств. На третьем этаже — макеты известных зданий Санкт-Петербурга — выставка «Архитектура Санкт-Петербурга». «Петербург XVIII-XIX веков в моделях, эскизах и рисунках». Парадные залы вдоль набережной заняты копиями картин вокзалов Ватикана и другими шедеврами итальянских мастеров, работами пенсионеров из Академии XIX века, побывавших в Италии.
Кушелевская галерея. Самым ценным пополнением фондов музея стало завещание Н.А.Кушелева-Безбородко. В 1862 году он подарил Академии коллекцию из 466 картин и 29 скульптур. Согласно завещанию галерея стала публичной. Это было на втором этаже. Важность коллекции подчеркивали Перов, Ге, Репин, Коровин и Бенуа
Билеты и часы работы
Стоимость полного билета 300 рублей, льготный билет будет стоить 200 рублей. Можно заказать экскурсионные услуги: 3500 рублей с группы до 20 человек и 1000 рублей с группы до 5 человек. Свободные дни — понедельник и вторник. По средам, пятницам, субботам и воскресеньям музей открыт с 11:00 до 19:00, по четвергам с 12:00 до 20:00.
Стоимость билетов 2021
- Полная стоимость — 300 руб
- Льготные категории — 150 руб.
- https://www.rosimperija.info/post/49
- https://bezistorii.ru/vidaiuchiesia-mesta/dostoprimechatelnosti/akademiya-hudozhestv-sankt-peterburg
- https://FB.ru/article/309673/peterburgskaya-akademiya-hudojestv-istoriya-osnovateli-akademiki
- https://www.culture.ru/materials/155427/akademiya-khudozhestv-retrospektivnyi-vzglyad
- https://muzeolog.com/peterburg/muzey-akademii-hudozhestv.html
- https://peterburg.center/maps/muzey-akademii-hudozhestv.html