История
Торговый мост был построен сравнительно поздно, только в 1894 году. Это связано с тем, что морской торговый порт долгое время находился на Васильевском острове и любая его переправа мешала проходу многочисленных судов. После того, как в 1874–1885 годах грузовой порт со Стрелки Васильевского острова был переведен на Гутуевский остров, встал вопрос о строительстве здесь переправы.
Первый деревянный мост спроектировал инженер генерал-лейтенант Николай Матвеевич Мазуров. В то время маршрут перехода проходил по оси Зоологического переулка, то есть располагался выше по течению реки.
Изначально хотели назвать Петровский мост, но Городская дума посчитала, что он маленький и не соответствует величию императора, поэтому назвали его более скромным названием — Биржевым.
Паром имел 25 пролетов, половина из них шириной 14 метров были подвижными, общая длина конструкции — 328 метров, ширина — 21,4 метра.
В начале 20 века встал вопрос о строительстве постоянного моста, но его возведению помешала Первая мировая война.
После революции здание отремонтировали и переименовали в Мост Строителей. Поскольку основание парома было деревянным, его часто приходилось ремонтировать. Капитальный ремонт проводился в 1930, 1937 и 1947 годах. При реконструкции в 1937 году деревянные пролеты были заменены на металлические, а также увеличена ширина пролетов.
С чего все начиналось?
Во времена Петра Великого стрелковый Васильевский остров служил пристанью для торгового порта. Здесь Нева расходится в разные стороны, разделяясь на Малую и Большую. Хотя расположение торгового порта было именно таким, строить прочный мост не имело смысла. Однако вскоре после этого порт был перенесен в устье Малой Невы, и возникла необходимость в переправе.
Спустя почти 200 лет после правления Петра I, в 1894 году они приступили к работе и построили деревянный мост.
По задумке главного инженера проекта Николая Сахарова, мост имел длину 326 метров, был разделен на 25 пролетов и имел ширину 21 метр. Автоматизировать компоновку было невозможно, поэтому раскладку сменной палубы производили вручную с помощью лебедок.
Около 30 лет мост оставался деревянным. Произведен мелкий ремонт без замены механизмов. И только в 1917 году, когда к власти пришли большевики, мост подвергся капитальному ремонту, но так и остался деревянным. 1918 год принес мосту новое название — Строительный мост. И только позже, при реконструкции 1930 года, подъемная часть моста стала частично металлической, а ручную проводку убрали за счет установки электрических механизмов.
В следующий раз глобальные изменения коснулись моста после войны, в 1947 году. Деревянные конструкции пролетов были заменены металлическими, а опоры и проезжие части оставлены деревянными. На этот раз ширина моста уменьшилась до 18 метров.
С 1947 по 1957 год увеличилось количество легковых автомобилей и увеличилась нагрузка на Биржевой мост. Деревянные части палубы не выдерживали струйного пота машин. А весной 1957 года произошла авария, и большая часть моста была повреждена ледоходом. Петербург отчаянно нуждался в новой переправе.
В 1960 году, взяв за основу проект 1940 года, Лев Носков и Петр Арешев были следующими проектировщиками нового строительного моста. Проект был принят, и мост построен. А еще через 19 лет, в 1989 году, мост вернул свое первоначальное название и стал Биржевским.
До 1997 года трамваи ходили по Биржевому мосту в Санкт-Петербурге, но затем администрация решила их убрать. А в 1999 году мост снова закрыли на капитальный ремонт. Согласно принятым нормам безопасности дорожного движения конструкция моста была немного упрощена.
Результат реконструкции поразил петербуржцев. Новый Биржевой мост был очень похож на своего соседа: Дворцовый мост. Он также имел пять пролетов, был немного короче по длине, а ширина между перилами увеличилась.
Во время последней реставрации были изменены и прилегающие к мосту территории. На набережной Макарова была изменена стена, которая эксплуатировалась еще со времен Петра. А на Петроградской стороне искусственная набережная была создана путем затопления небольшой бухты. Сейчас на этом месте находится Д.С. Лихачев.
А совсем недавно, в 2014 году, Биржевой мост стал подсвечиваться в ночное время.
Если вас интересуют мосты, то читайте Мост глупости в Санкт-Петербурге, именно под этим мостом часто случаются аварии.
Каков он из себя?
Биржевой мост Санкт-Петербурга выполнен из железобетона с опорами в основании устоев. Наружная отделка — розовый гранит. Мост прекрасен как днем, так и ночью и имеет большое значение для Санкт-Петербурга. В настоящее время мост имеет следующие конструктивные характеристики:
- длина моста — 239 метров;
- ширина проезжей части — 21 метр;
- общая ширина моста (проезжая часть плюс два тротуара) — 27 метров;
- мост состоит из пяти пролетов, центральный — разводной.
- длина пролетов симметрична: 37 м — 43,5 м — 53 м — 43,5 м — 37 м соответственно;
- высота судоходного пролета Биржевого моста — 8,3 м (по данным справочников 1980-х гг).
Характеристики моста
Обменный мост через Малую Неву соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной.
Это пятипролетный металлический мост выдвижной системы открывания с подъемным мостом посередине. Подвижный пролет представляет собой цельнометаллический сварной двухстворчатый пролет с неподвижной осью вращения. Противовесы навесные. Обменный мост разводят с помощью электромеханического привода. Это один из немногих подъемных мостов в Санкт-Петербурге, где сохранился такой механизм, большая часть мостов уже переведена на современную гидросистему. Пульт управления расположен в левой опоре подъемного моста.
Механизм поворота Биржевого моста не имеет аналогов в мире: в начале развертывания мост раскрывается на 15 сантиметров, а крылья отодвигаются друг от друга. Центр тяжести крыла меняется, что значительно облегчает полет.
Опоры моста выполнены из монолитного железобетона на сваях фундамента, покрытого розовым гранитом.
На чугунных прутьях перил изображены трезубцы древнеримского бога Нептуна. Они подчеркивают статус Санкт-Петербурга как морской столицы России.
Разводят или нет Биржевой мост?
Обменный мост в Санкт-Петербурге возводится по технологии, которая сейчас уникальна и практически не используется. Однако он достаточно эффективен и не требует больших энергозатрат, поэтому городские власти не пытаются менять способ прокладки моста.
Техника разведения проста: сначала части центрального пролета разбрасываются на 15 см в разные стороны, затем поднимаются, открывая проход для кораблей. Этот механизм позволяет изменять точку опоры, уменьшая нагрузку, необходимую для подъема крыльев мостика.
Во сколько разводится биржевой мост? Программа электромонтажа довольно проста: каждую ночь в период плавания мост закрыт для движения и пешеходов с 2:00 до 4:55.
Полезное
Торговый мост поднимают ежедневно в период плавания — с конца апреля по ноябрь. Открывающиеся крылья поднимаются с 2 утра до 4,55 утра, а летом с середины июня по 23 июля, согласно предварительному расписанию, с 2 до 2,55 и с 3,35 до 4,55.
Чтобы перейти через мост, идти пешком от метро Спортивная около 15 минут. Добраться можно автобусами 10, 191, троллейбусами 7, маршрутками 252 до остановки Мытнинская набережная или Биржевая площадь, а также трамваями №40 и 6 до остановки Зоологический переулок.
Новый биржевой мост
В 1960 году над Малой Невой протянулся новый арочный перегон из цельносварных конструкций с 5 пролетами и двухстворчатым распашным проемом в центре. Проект металлического моста разработан архитекторами Л.А. Носковым и П.А. Арешевым, расчет металлоконструкций выполнен инженерами В.В. Демченко, Б.Б. Леви.
Впервые в практике мостостроения массивные железобетонные столбы были установлены на высокосвайной решетке, облицованной розовым гранитом. Длина моста — 239 м, ширина — 27 м. Проезжая часть покрыта асфальтированным бетоном, широкие тротуары с гранитным забором — песчаным асфальтом. Для парапетов была создана чугунная решетка с орнаментом из копий, дротиков и трезубцев Нептуна, символа портового города. Торшеры изготовлены по специальному проекту.
Во время строительства ось нового моста была перенесена на 70 м вниз по течению. При этом необходимо было изменить планировку побережья: засыпали остров Ватный и одноименный канал на Петроградской стороне, а затем построили мостовую площадку,
Для создания совершенной архитектурно-пространственной композиции, симметричной относительно Стрелки Васильевского острова, параметры и внешний вид нового сооружения были максимально приближены к внешнему виду Дворцового моста. Оба здания были почти одинаковой длины, пяти пролетов и почти такой же ширины, как гранитный фундамент.
В 1989 году новой переправе было возвращено историческое название — Биржевой мост. В ходе восстановительно-ремонтных работ 1996 — 1999 гг. Были сняты трамвайные рельсы с настила моста, заменены вагоны под главными балками поворотного пролета, установлен дополнительный гидропривод для подъема крыльев.
В 2007 году специалисты заменили дорожное покрытие, полосы компенсаторов, модернизировали компьютерную систему контроля состояния металлоконструкций и определения местоположения судов, проходящих под подъемным мостом.
В 2012–2014 годах он провел полную покраску металлоконструкций, отремонтировал металлоконструкции тоннеля и оборудовал новое освещение с вечерним освещением, что придало внешнему облику моста особую легкость и великолепие.
Географические координаты
- абсолютное значение в градусах, минутах и секундах:
59 ° 56 ′ 47 ″ с.ш. • северной широты
30 ° 18 ′ 12 ″ в.д. • восточной долготы - в десятичных градусах:
59,946261 °; 30.303417°
Протяженность моста с юга на север — 0,253 км, с запада на восток — 0,058 км.
Интересные факты
Биржевой мост можно увидеть в одном из самых любимых фильмов советской эпохи. Все, наверное, помнят эпизод из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», где Андрей Миронов висел на крыле мостика. Как вы уже догадались, это был настоящий мост Exchange.
Сегодня Биржевой мост, пройдя долгий путь, также является украшением города и значимой частью «механизма» инфраструктуры России.
История Воскресенского моста
Воскресенский мост был построен в 1601–1603 годах при Борисе Годунове на месте более ранней деревянной переправы и соединял Кремлевскую площадь и Китай-город с Белым городом через реку Неглинную, откуда шла дорога на Тверь.
У моста были зубцы, как на кремлевских стенах, а арочных стен не было. (Веря в «план Сигизмунда» и не имея более поздних документов, А. М. Васнецов неправильно спроектировал мост — с высокой аркой) Река Неглинная у Воскресенского моста была перекрыта в начале 16 века по приказу Василия III. В результате разлился огромный пруд. На плотине были установлены мельницы, а рядом на правом берегу построены мукомольные цеха .
Первоначально мост, по-видимому, опирался на семь каменных арок. В 1740 году из-за руин мост перестроил архитектор П. Хайден. Согласно новому проекту, мост опирался на пять высоких арок, из которых протекала только одна, а остальные арки были перекрыты дамбой. Вверху моста вместо перил возведены арочные стены и перекрыт сам мост, как это показано на картине А.М. Васнецова «Курятный (Воскресенский) мост через Неглинку».
На мосту и рядом с ним располагалось большое количество магазинов:
|
После пожара 1812 года вся территория, прилегающая к Кремлю, была перестроена под руководством архитектора О. И. Бове. Река Неглинная была покрыта сводами, а Воскресенский мост засыпан землей.
Воскресенский мост вновь был «открыт» во время обширных археологических раскопок на Манежной площади в 2003-2004 годах.
В настоящее время отреставрированные конструкции Воскресенского моста составляют центральное место экспозиции Московского археологического музея (вход в музей находится недалеко от угла гостиницы «Москва», ближайшего к Иверским воротам).
Дополнительная информация
Биржевой мост можно увидеть во многих фильмах о Санкт-Петербурге. Например, в «Невероятных приключениях итальянцев в России» под мостом проходит теплоход — отсюда Строители — и, по сценарию, на крыле мостика висит персонаж актера Андрея Миронова. Именно этот мост часто показывают в фильмах, когда действие фильма происходит на Дворцовом — они очень похожи, но на Биржевом намного проще перекрыть движение во время съемок.
С моста открывается впечатляющая панорама Невы, Набережного Дворца и Петропавловской крепости. Это один из самых красивых видов Северной Венеции.
- https://www.spb-guide.ru/page_18950.htm
- https://spbinteres.ru/v-teni-dvorcovogo-birzhevoj-most-brat.html
- https://Mostotrest-spb.ru/bridges/birzhevoj
- https://Mos-holidays.ru/spb/mosty/birzhevoj-most/
- https://geodzen.com/ru/petersburg/birzhevoy-br
- https://peterburg.center/maps/birzhevoy-most
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/627078