Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге

Большеохтинский мост считается одним из самых красивых в Санкт-Петербурге. Этот масштабный инженерный объект соединяет центр города и район Малая Охта, который считается самым густонаселенным. Поднят Большеохтинский мост через Неву — благодаря современному освещению это зрелище выглядит особенно красиво.

вид на Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге фотография

История

Уже в XIX веке возникла необходимость связать исторический центр Петербурга с быстро развивающимся Охтинским районом. Из-за нежелания перевозчиков терять доход проект надолго затормозился. Но в 1900 году проектные работы все же начались. Толчком к ускорению строительства переправы на Охту послужила авария: затонул теплоход «Архангельск» с людьми.

вид сверху на Большеохтинский мост фото

Проект моста, выполненный Г.Г. Кривошеиным совместно с военным инженером В.П. Апышковым, был утвержден в 1907 году и открыт в 1911 году. Отличительная особенность Большеохтинского моста — его гигантские размеры и средний подъемный мост 48 метров.

фото вида на Большеохтинский мост сбоку

Из-за высокого качества материалов, использованных при возведении моста и в процессе строительства, ремонт понадобился только в 1971 году. Плановые ремонтные работы проводились неоднократно в конце ХХ — начале ХХI веков.

Памятник с долгой историей

Мост Петра Великого соединяет Петербург с Охтинским предместьем, вошедшим в состав города в 1885 году. Население Охты росло, экономика и промышленность развивались. Начали появляться новые предприятия. Резко обострилась проблема грузовых перевозок, людям понадобился новый паром.

Доставка грузов перестала считаться удобной, и жители искали новый способ перевозки потребительских товаров. К тому же услуга считалась дорогой роскошью, поэтому пользоваться самоходными паромами могли далеко не все.

Мост СПБ

Подготовка к строительству перевала началась только в 1900 году. Из-за нехватки средств горожане решили отложить проект. Подходящим районом оказался район Малой Охты.

Главным условием проектирования моста было наличие железнодорожных путей. Задание строительства было выполнено на конкурсной основе. Было предложено много удивительных идей, но большинство из них не полностью соответствовало требованиям. В результате был выбран соответствующий проект. Его возглавили военные инженеры: Григорий Григорьевич Кривошеин и его помощник Владимир Апышков.

Несколько лет ушло на обновление проекта и его запоминание с технической точки зрения. В 1907 году проект был официально принят. Предполагалось, что его возглавит Кривошеев.

Осенью 1911 года переправу достроили, назвав ее в честь императора Петра Великого, и состоялась торжественная церемония. Здание оказалось настолько качественным, что не ремонтировалось до 1971 года, то есть 60 лет.

Особенности

Большеохтинский мост — трехпролетный металлический. Боковые пролеты арочно-заклепанные изготовлены из металла, проезжая часть расположена по нижнему поясу, длина 136 метров. Центральный пролет имеет два вращающихся крыла. Крылья вращаются вокруг горизонтальных осей и открываются вверх.

Левое плечо опирается на опору на шестах, остальные опоры имеют кессонное основание и облицованы гранитом. Слева — откосы к воде, с правой — тоже были, но снесены при строительстве автомобильной дороги по Малохтинской набережной.

надпись на мосту Петра Великого в Санкт-Петербурге фото

Входы на мосты имеют вид металлических порталов, перемычки выполнены по кривой. На опорах пилонов видны вертикальные прорези и опоры в виде улиток. С них подвешены вытянутые плоские фонари, благодаря которым мост в ночное время выглядит чарующе и волшебно.

фото макета Большеохтинского моста

Общая длина Большеохтинского моста — 335 метров, ширина — 23,5 метра. Мост открыт для автомобильного движения и сегодня является одной из главных достопримечательностей города.

Характеристики моста

Большеохтинский мост через Неву соединяет центральный район Санкт-Петербурга с Красногвардейским (Большая Охта).

Это трехпролетная конструкция капельной системы, состоящая из клепаных металлических конструкций с регулируемым двухстворчатым проемом в центре. Боковые пролеты перекрывают металлическими арочными фермами с разворотом по низу. Конструкция с регулируемым размахом имеет два крыла с фиксированной осью вращения. Размер боковых пролетов по 136 м, регулируемых по 48 м.

Общий вес металлоконструкций составляет 8920 тонн, в том числе вес противовесов дышла — 1065 тонн. На мосту две башни высотой 36 метров над обычной водой. На верхних площадках башен стояли большие зеркальные фонари. Механизмы подъемного моста расположены внутри башен, а снаружи установлены памятные доски с именами строителей. Столбы моста и спуск в воду облицованы гранитом.

Внешний облик

Вид на мост Петра Великого в Санкт-Петербурге громоздкий, и многие до сих пор уверены, что он не соответствует облику Санкт-Петербурга. Однако в нем есть особый шарм. Металлическое плетение и перфорированный узор напоминают стиль, в котором была построена Эльфелева башня.

Мост СПБ

Если сравнить проекты французского дизайнера с переходом Кривошеин, то можно увидеть взаимосвязь. Возможно, вдохновением руководителя проекта послужила архитектура Парижа. Мост органично вписывается в Санкт-Петербург, добавляя громоздкие детали лаконичному и легкому архитектурному стилю.

Конструкция

Трехпролетное инженерное сооружение предлагает наилучшие условия для навигации. Лодки ходят под бортовыми пролетами. Диффузионная часть представляет собой конструкцию с двумя крыльями, которые при разбавлении занимают практически вертикальное положение (угол раскрытия — 73 градуса). Это позволяет открыть большее пространство для прохода больших кораблей.

Движение транспорта по Большеохтинскому мосту прекращается в период навигации с 02:00 до 05:00.

По обеим сторонам боковых пролетов — двояковыпуклые арочные фермы. Они соединены между собой металлическими связями, образуя своеобразный туннель и мощные порталы, установленные с торцов. Сборка элементов конструкции клепанная. Настил моста поддерживается подвесками, прикрепленными к нижнему поясу ферм.

Высота центрального пролета на уровне балласта. С южной стороны пикап украшают две одинаковые световые башни, обеспечивающие отличную ночную ориентацию. Их высота от многолетнего среднего уровня воды составляет 36 метров. Внутри есть регулируемые механизмы. К башням пристроены полубашни, увенчанные остроконечными полутентами.

В честь 100-летия Большеохтинского моста желающие имели возможность впервые посетить левобережную башню. Доступ был открыт в октябре-ноябре на две с половиной недели.

По обеим сторонам путепровода проходят пешеходные тротуары. Они отделены от дороги высоким перфорированным бордюром с квадратными отверстиями для отвода дождевой воды. По краю моста устанавливается защитно-декоративный металлический забор с декоративным оформлением. Здесь часто останавливаются прохожие, чтобы полюбоваться видами Невы. На границе с подъемным мостом, с северной стороны моста, находится смотровая площадка. На левом берегу есть спуск к воде. Ступеньки, поддерживающие правый берег, были сняты в 1983 году при строительстве автомагистрали.

  • Общая длина Большеохтинского моста — 336 м.
  • Длина боковых пролетов 136 м.
  • Общая ширина 26,5 м.
  • Ширина тротуаров 4,4 м.
  • Максимальная высота ферм над пролетами — 22,6 м.
  • Вес металлоконструкций почти 9 тонн.

Капитальный ремонт Большеохтинского моста проводился несколько раз:

  • в 1971 году — впервые с момента ввода в эксплуатацию инженерного объекта;
  • в 80-е гг. — при организации расширенного транспортного узла;
  • в 90-е годы — при реконструкции регулируемого механизма.

Мост встретил 21 век в одежде современного освещения 1300 lamp art. В 2005 году трамваи перестали ходить, но рельсы убрали только через пять лет. Организация реверсивного движения по Большеохтинскому мосту помогла уменьшить пробки. В 2017 году к четырем полосам автомобильного транспорта официально добавлена ​​пятая. Полтора года назад был проведен эксперимент по изменению модели механизма, признанный удачным.

Башни Большеохтинского моста

башни фотографии Большеохтинского моста

Башни Большеохтинского моста, облицованные гранитом, расположены по обеим сторонам подъемного моста. Они выполнены в виде маяков, а стены возведены над крайними фермами и увенчаны квадратными фонарями в форме куба. К одной из сторон башен пристроены невысокие полубашни с остроконечными полукуполами, сочетающие в себе романский стиль и стиль модерн.

На стенах башен есть шесть бронзовых табличек, на которых можно прочитать имена строителей моста. В башнях установлены механизмы, отвечающие за устройство Большеохтинского моста.

Долгое время башни моста, составляющие его главное украшение, были закрыты. Но после капитального ремонта и в честь столетия моста один из них был открыт для посещения. Внутри крутая винтовая лестница и небольшая смотровая площадка.

Когда разводят?

Большой Охтинский мост изначально строился как разводной. И теперь строго по расписанию двери моста поднимаются в разные стороны, чтобы пропустить плывущие по реке корабли.

Каждую ночь с 2 до 5 утра устраивают Большеохтинский мост, по которому нельзя проехать или пройти.

График разводки

Мост переходит через Неву. Его основная задача — переправлять мед на Малую Охту и в центр города, на церемониальную зону. Открытие моста Петра Великого проводится каждый день с 2:00 до 5:00

Легенды и факты о Большеохтинском мосте

Мост Петра Великого построен с учетом потребностей прохожих. По обеим сторонам проезжей части расположена пешеходная зона. Переход по мосту вечером или ночью (но не во время его прорисовки) — отличный вариант для романтического свидания или прогулки с прекрасными видами. Мост — настоящая достопримечательность, поэтому молодожены часто приезжают сюда на свадебную фотосессию на Большеохтинском мосту.

Говорят, что на Большеохтинском мосту спрятано настоящее сокровище. Некоторые части моста скреплены заклепками (прямо как при строительстве Эйфелевой башни) и есть легенда, что строители специально сделали заклепку из чистого золота. Но чтобы никто не смог его найти и украсть, он был покрыт специальной краской, и теперь он не отличается от всех остальных мостовых заклепок.

Легенды и факты о Большеохтинском мосту

История знает немало случаев, когда смельчаки и авантюристы пытались отыскать золотую заклепку Большеохтинского моста, ползая по конструкции моста. Пока ни одна попытка не увенчалась успехом.

Еще один любопытный факт: мост участвовал в съемках советского фильма о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, сериал называется «Сокровища Агры». Знаменитый Тауэрский мост в Англии и Большеохтинский в Санкт-Петербурге схожи по оформлению, поэтому некоторые эпизоды снимались не в Лондоне, а в России.

Где найти мост и как до него добраться?

В числе прочих названий за мостом закреплен петербургский Большеохтинский мост, все потому, что по нему протекает река Большая Охта. Но, несмотря на это, один конец моста закреплен на Малохтинской набережной (район Малая Охта), а другой конец — на Синопской набережной, которая впадает в Тульскую улицу (центр города).

большеохтинский мост

Добраться до метро можно разными видами наземного транспорта:

  • От станции Новочерскасская — трамвай 7, 10, 23, автобус 7, маршрутка № К269.
  • От станции «Чернышевская» — маршрутки К90 и К167.

По самому мосту можно проехать на троллейбусе, их номера 7, 16 и 33.

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге в свое время стал технологичным, отвечая потребностям мореплавания. Трехпролетная конструкция с возможностью отвода от центральной площади стала находкой, и по сей день пользуется спросом. И две башни, которые возвышаются по обе стороны от пролета, являются идеальными маяками для всех кораблей.

Все, что пригодится каждому путешествующему туристу:

  • Вы можете найти и забронировать туры онлайн на Travelata и Onlinetours .
  • Вы можете забронировать и сравнить цены на отели на Hotellook. А квартиры есть на Airbnb .
  • Вы можете выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний на Aviasales, а билет на поезд — на Poezd.
  • Найдите экскурсии по всему миру на Tripster .
  • Купите страховку и не беспокойтесь о своем здоровье в Черехапе .
  • Арендуйте автомобиль, чтобы увидеть еще больше интересных мест на сайте Economybookings. Или велосипед на BikesBooking .
  • Закажите трансфер из аэропорта Кивитакси .

Дополнительная информация

В марте 2015 года на Большеохтинском мосту был проведен эксперимент по изменению схемы движения. Для уменьшения пробок было организовано обратное движение: утром — три полосы до центра, вечером — столько же до Красногвардейского района. Эксперимент был признан успешным, и 15 декабря 2017 года в центре проезжей части проложили полосу обратного движения.

Источники

  • https://ArchitectureGuru.ru/bolsheoxtinskij-most-v-sankt-peterburge/
  • https://spbinteres.ru/most-petra-velikogo-v-sankt-peterburge.html
  • https://Mostotrest-spb.ru/bridges/bolsheohtinskij-most
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/bridges/12789
  • https://spbinteres.ru/bolsheoxtinskij-most-sobiralis-dolgo-postroili-bystro.html

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга