Большой Петергофский дворец: история, описание

Содержание
  1. Большой Петергофский дворец
  2. История строительства дворца
  3. Каким был дворец в XVIII-XX веках
  4. Дворец сегодня
  5. Внешний вид Большого дворца
  6. Архитекторы и проектировщики Большого дворца
  7. Интерьеры и залы Большого дворца в Петергофе
  8. Голубая приёмная
  9. Чесменский зал
  10. Белая столовая
  11. Большая (Голубая) гостиная
  12. Дубовый кабинет
  13. Запасная комната
  14. Кавалерская
  15. Диванная
  16. Туалетная
  17. Штандартная
  18. Малая Проходная
  19. Картинный зал
  20. Секретарская
  21. Коронная
  22. Буфетные
  23. Нижний парк
  24. Верхний парк
  25. Вестибюль
  26. Музеи дворцово-паркового ансамбля Петергоф
  27. Музей «Особая кладовая»
  28. Музей «Церковный корпус»
  29. Дворец Марли
  30. Дворец Монплезир
  31. Фермерский дворец
  32. Царицын и Ольгин павильоны
  33. Музей фонтанного дела
  34. Музей «Императорские яхты»
  35. Музей «Екатерининский корпус»
  36. «Дом игральных карт»
  37. Храм Александра Невского
  38. Дворец «Коттедж»
  39. Павильон «Эрмитаж»
  40. Дворцовая телеграфная станция
  41. Музей коллекционеров
  42. Режим работы Большого дворца

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец

Доминантой музейного комплекса является Большой дворец, расположенный между Нижним парком и Верхним садом на естественной террасе высотой 16 метров. Его открытие состоялось в 1721 году. Впоследствии, во времена правления Елизаветы I, здание было перестроено по проекту Б. Растрелли в стиле барокко. В здании около 30 номеров, поражающих роскошью убранства. На выставке представлены мебель и предметы быта российских императоров и членов их семей, начиная с Петра I, а также коллекция из 368 портретов.

История строительства дворца

Выбирая место для главного дворца, Петр I доверил осуществление своей мечты опытным архитекторам Иоганну Фридриху Браунштейну, Жан-Батисту Леблону и Николо Микетти. Во времена Петра здание дворца имело всего два этажа и не превышало ширины Великого каскада. Поскольку дворец стоял на холме и возвышался на 16 метров над зелеными парками, его называли Нагорьем или Верхними палатами.

В 1732 году архитектор Михаил Григорьевич Земцов пристроил к зданию две галереи, но требования русского двора выросли, и они решили полностью перестроить главный дворец Петергофа. Дизайн роскошной королевской резиденции был разработан гениальным архитектором и мастером елизаветинского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Он отлично справился с поставленной задачей: сохранил старинное здание Петра и придал ему величественный вид в стиле барокко. Архитектор возвел еще один этаж, увеличил пространство в центре здания и добавил два здания по бокам, в которые можно было попасть через одноэтажные балконы.

Большой Петергофский дворец

Вид на дворец из верхнего сада с фонтана Нептуна

Каким был дворец в XVIII-XX веках

В 1960-1970-х годах роскошный интерьер в стиле барокко начал выходить из моды, поэтому помещения дворца были оформлены в более сдержанном классическом стиле. По приказу Екатерины II в здании появились два оригинальных китайских кабинета, а залы украсили лепниной.

Петродворец любили в царской семье. В маленькой церкви крестились и венчались наследники. В главном здании прошли пышные и колоритные маскарадные вечеринки, собравшие до 3000 гостей. Постройки дворца постоянно менялись, и каждый раз архитекторы приспосабливали их к новым потребностям русского двора. В середине 19 века дочь Николая I Ольга вышла замуж за немецкого принца. По этому поводу в восточном крыле дворца устроили восемь новых комнат, а саму пристройку назвали наполовину Ольгинской.

Большой Петергофский дворец

Вид на дворец из нижнего парка с фонтана Самсона

Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов дворец сильно пострадал. Отступающие фашисты сожгли и взорвали здание. Масштабы разрушений были настолько велики, что мало кто верил, что гордость Петергофа когда-нибудь будет восстановлена. Однако благодаря кропотливому труду строителей и реставраторов произошло чудо. Первые отреставрированные залы дворца могли принимать посетителей уже в 1964 году.

Дворец сегодня

Несмотря на следы разных архитектурных стилей, Большой дворец выглядит очень гармонично. Художественная целостность здания — результат работы талантливых архитекторов, которые здесь работали. Сегодня здание открыто для посещения туристами. Путешественники могут насладиться красивыми интерьерами, антикварной мебелью, коллекциями декоративного искусства и картин.

Большой Петергофский дворец

Вид на дворец с морского канала

Фасад, выходящий на Финский залив, вытянулся на 268 м, производит сильное впечатление, но на самом деле здание довольно узкое и не такое большое, как кажется со стороны Морского канала. Внутри около 30 залов и комнат.

Знакомство с дворцом посетители начинают с Парадной лестницы, расположенной в западном крыле. Белоснежные стены вокруг лестницы богато декорированы золотом и искусно расписаны темперой, поэтому нет сомнений в том, что лестничные марши ведут в императорскую резиденцию. Резные барельефы, вазы и картуши сверкают и создают атмосферу праздника. Потолок над лестницей украшает расписной плафон прямоугольной формы, изображающий аллегорию весны.

Большой Петергофский дворец

Бальный зал

Все западное крыло занято бальным залом, самым роскошным в здании. По легенде, построившая его Елизавета Петровна приказала не копить золотые украшения для этого зала, так как он служил для приема очень тяготившихся к золоту купцов. Изюминкой бального зала являются впечатляющие зеркала trompe l’oeil на северной и западной стенах. Такие же зеркала ставят в проемы между окнами и их обилие создает эффект умножения пространства.

Голубая комната получила свое название от цвета стен, покрытых переливающейся голубой тканью. С 18 века это небольшое помещение использовалось под дворцовую канцелярию. Сегодня в Голубой комнате можно увидеть редкую мебель 19 века, красивые бронзовые предметы и вазы. Чесменский зал был создан, чтобы прославить знаменитую Чесменскую битву (1770 г.), а эпизоды битвы отражены в росписях, украшающих стены зала.

Большой Петергофский дворец

Тронный зал

Самый большой зал в здании — Тронный зал, который занимает 330 кв. Благородный белый цвет и лепнина придают ему особую торжественность. Тронный зал содержит множество картин и 12 красивых люстр. Зрительный зал намного меньше по размеру и раньше использовался для приема гостей. Его стены украшают окна с искусственными зеркалами, выразительные скульптурные капители и пилястры, а свод украшает большой живописный плафон.

Рядом с зрительным залом находится Белая столовая, оформленная в непрозрачных тонах. В отличие от большинства помещений во дворце, здесь нет росписи, а стены отделаны только гипсовой лепниной. Сейчас в столовой стоит старинный сервиз на 30 человек, состоящий из 196 предметов.

Большой Петергофский дворец

Зал изображений

Из древних Нагорных палат на двух высотах сохранился Картинный зал, на стенах которого висит множество портретов в гобеленах. Женская половина дворца начинается с гостиной «Куропатка», названной так потому, что ее стены устланы тонкими шелковыми тканями с изображением цветочных орнаментов и куропаток. Позади нее — гардеробная, диван и кабинет императрицы.

Внешний вид Большого дворца

Центром архитектурного ансамбля Петергофа является Большой дворец. Изысканное трехэтажное здание с галереями расположено на краю 16-метровой естественной террасы. Центральная часть здания со сложной крышей в стиле барокко, высотой 17 метров.

Фасад

На фронтоне центрального фасада под императорской короной расположен рельефный щит с монограммой Петра Великого, обрамленный военными доспехами. Крышу венчает позолоченная ваза.

Стены, выкрашенные в желтый цвет, оживляют белые рельефные украшения из светлого камня. Окна второго этажа подчеркивают изящную обстановку. Три главных входа подчеркнуты балконами, убранство которых дополнено коваными решетками с монограммами Петра I и Елизаветы Петровны.

По обе стороны от центрального здания симметрично расположены здания Церкви и Оружейной палаты с позолоченными фигурными куполами, увенчанными фонарями и лампочками. Лица куполов украшены золотыми гирляндами из пальмовых листьев.

Герб

На куполе герба установлен вращающийся флюгер с изображением двуглавого орла. Расправив крылья, орел держит в лапах скипетр и глобус. Орел Армарии сделан так, что с любой точки воспринимается как двуглавый.

Главный купол пятиглавого церковного здания венчает православный крест высотой 27 метров. Основная часть дворца с флигелями соединена двухъярусными одноэтажными галереями с вазами на балюстрадах.

Южный фасад здания имеет форму П-образного объема, крылья которого образуют внутренний двор. Южный фасад здания закрывает Верхний сад.

Архитекторы и проектировщики Большого дворца

Первыми архитекторами этого здания были И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, приглашенные Петром Великим, и Ф. Б. Растрелли стали продолжателями традиции русского барокко при Елизавете Петровне. Первый этап строительства длился 10 лет (1715-1725 гг.), А второй — десятилетие с 1745 по 1755 г. Между этими датами, в 1732 г., по проекту архитектора М. Земцова, были пристроены галереи в главное здание.

С самого начала дизайн парков и садов задумывался как радиально расходящиеся проспекты от Большого дворца, пересекаемые в разных точках другими аллеями, что в целом соответствовало планировке Версальского парка под Парижем. Таким образом, дворец стал центром петергофского ансамбля. Основную роль в таком обустройстве территории сыграл архитектор и мастер садоводства Жан-Батист Леблон, скончавшийся в 1719 году и похороненный на кладбище у Петербургского собора в Санкт-Петербурге.Нижний парк и Верхний сад, разделенные Большим дворцом

Интерьеры и залы Большого дворца в Петергофе

Сегодня в Большом дворце имеется большое количество отреставрированных интерьеров, которые показывают, как здесь жили королевские люди и их свита. Внутри дворца 30 комнат, и осмотр начинается с парадной лестницы Западного крыла, которая сразу поражает обилием золота, барельефов, ваз и картушей, создавая приподнятую и радостную атмосферу среди посетителей.

Западное крыло дворца представляет собой бальный зал с пышным интерьером в стиле елизаветинского барокко. Обилие золота, зеркала между окнами и другие предметы интерьера дают представление о приемах Елизаветы, которые проводились здесь для представителей купечества.Зал Большого дворца Петергофа

В Голубой комнате соответственно все оформлено в оттенках синего: ткани на стенах, шторы, края мебели. Которая сохранилась со времен Елизаветы. Есть также многочисленные вазы и бронзовые предметы декоративно-прикладного искусства.

Чесменский зал — еще один зал с ярким интерьером, посвященный победе русского флота в Чесменской битве (1770 г.). Все картины на стенах и на полу изображают эпизоды великой битвы.

Тронный зал по праву носит это название, ведь он самый большой во дворце. Его площадь составляет 330 м2. Торжественность интерьера с преобладанием белого цвета, лепнина, великолепные люстры и картины лучших художников демонстрируют величие императорского дома Романовых.

Императорские приемы проходили в Зале аудиенций, небольшом, но очень интересном по своему внутреннему содержанию. Здесь также использованы фальшивые окна, зеркала, лепные капители, пилястры, красивый живописный плафон на своде потолка.Залы Большого дворца Петергофа

В Белой столовой можно узнать о старинном сервизе на 30 гостей из 196 предметов, а также увидеть необычный матовый интерьер с гипсовой лепниной.

В Петровской части сохранился Живописный кабинет, разделенный на два цвета и имеющий собрание старинных портретов.

Еще одна комната называется «Гостиная Партридж», она отличается тем, что обита шелковой тканью с изображением куропаток и цветочными орнаментами. К этой комнате примыкают гардеробная, диванная и кабинет императрицы. Эта часть Большого дворца называется женской половиной.Большой дворец в Петергофе

Одним из самых известных кабинетов был Дубовый кабинет Петра I, сохранившийся при реконструкции дворца в середине 18 века. Этот номер украшен дубовыми панелями, созданными скульптором Николя Пино при жизни императора. Панели кабинета и другие украшения сохранились, так как были сняты до оккупации во время Великой Отечественной войны. Здесь же мраморный камин и зеркала в резных рамах. Все вещи, бережно хранимые операторами музея, помогают посетителям представить себе повседневную жизнь Петра I. Это кресла с плетеными сиденьями, будильник от мастера Иоганнеса Бреннера, книги из царской библиотеки и многое другое.

Голубая приёмная

Небольшая комната, соединенная с Зала Данза и Чесме; также есть выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым зданием. Свое название он получил от отделки стен: они покрыты синим шелковым штофом. Подсобное помещение служило своего рода канцелярским; Туда постоянно выделяли секретарей, а также скорняков, которые записывали хронику постройки в специальные дневники (фиксировали приход и отъезд важных людей, курьеров, а также доставку мебели и т д.). Интерьер выполнен Б.Ф. Растрелли и в дальнейшем изменений не претерпел. В нынешней экспозиции музея в Голубом зале представлена ​​мебель середины 19 века в стиле «второго барокко», предметы из бронзы и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир. Стены украшены картинами; одна из них И.К. Айвазовского с пейзажем Петергофа («Вид на Большой дворец и Большой водопад»). Приемный зал отличается разнообразием ракурсов, характерным для заключительной комнаты в стиле барокко: из окон виден Верхний сад и Нижний парк, через стеклянные двери — галерею во «Дворце под гербом».

Чесменский зал

Мемориальный зал Большого дворца Петергофа; самая известная из всех комнат дворца. Назван в память о Чесменском сражении 25-26 июня (6-7 июля по новому стилю) 1770 года в Эгейском море, в ходе которого русский флот одержал решающую победу в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Екатерина II, получив известие о гибели турецкого флота в Чесменской битве, решила увековечить славное событие в серии картин. В том же 1770 году немецкий художник Якоб Филип Гаккерт, слывший искусным пейзажистом, получил заказ на создание цикла. Когда началась работа над картинами, флот все еще находился в «сельской местности архипелага» (закончен в 1774 году). В то время Гаккерт жил и работал в Италии; Чтобы художник достоверно изобразил взрыв и пожар корабля, на рейде Ливорно в 1771 году командование русского флота на глазах у многотысячной толпы зрителей взорвало и потопило старый 60-пушечный фрегат » Наша Варвара «. Эпизод был необходим для работы над некоторыми полотнами, в том числе самой известной картиной из цикла «Пожар турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года». 6 из 12 картин серии посвящены непосредственно Чесменской битве. На других полотнах отражены последующие сражения с остатками турецкого флота и различные этапы многолетнего похода русской эскадры под командованием Г.А. Спиридова и А.Г. Орлова. Изображения созданы на основе документальных описаний и схем непосредственных участников боевых действий.

В 1773 году художник завершил работу над полотнами; место для них было определено заранее, это был Аванзал Петергофского дворца. Ю.М. Фельтен руководил реконструкцией зала. От оригинального интерьера Растрелли остался только паркет, а потолок картины Л. Вернера «Церера прислушивается к Триптолему» отражается в стенах. Фельтен, создавая интерьер в стиле классицизма, использовал минималистичный декоративный дизайн: только сочетание белых и светло-желтых стен, лепные орнаменты строгого рисунка на потолке потолка и барельефы, расположенные в десудепортах. Один из них, «Турецкие трофеи», напрямую связан с темой Чесменской битвы; другие развивают морские и героические темы. В 1779 году их нынешнее место заняли большие полотна (каждое примерно 3,2 х 2,2 м). Использование помещения, несмотря на кардинальную переделку, не изменилось; как и прежде, перед началом дворцовой церемонии здесь собрались придворные, высшие сановники империи, иностранные посланники.

Во время Великой Отечественной войны интерьер был полностью разрушен. Картины были эвакуированы, но потолок не удалось быстро разобрать и сгорел. При реставрации был найден аналог — работа Агостино Тервестена «Жертвоприношение Ифигении» (1690 г.). По тематике он даже больше, чем предыдущий, помещается в Чесменском зале, так как создан по сюжету истории Троянской войны, разыгравшейся на берегу Эгейского моря.

Появление мемориального зала в Петергофе не случайно: Петр I оборудовал военно-морскую императорскую резиденцию как памятник победам России в Северной войне; В Чесменском зале развернулась тема прославления русского оружия. Он не стал единственным памятником славной победы: на том месте, где Екатерина получила известие о пожаре турецкого флота, была возведена Чесменская церковь, построен Чесменский дворец, воздвигнута Чесменская колонна парк Царского Села, Чесменский обелиск в Гатчине; Чесменская галерея была также создана в Гатчинском дворце. Позднее И.К. Айвазовский обратился к теме памятного боя; Прототипом его картины «Чесменская битва» послужила работа Дж. Ф. Гаккерта.

Белая столовая

В Белой столовой нет росписи, комнату украшают настенные барельефы — амуров с фруктами и цветами, охотничьи трофеи, музыкальные инструменты. К столу сервирован сервиз на 30 человек, изготовленный на фабрике Etruria выдающимся английским керамистом Дж. Веджвудом. Екатерина II заказала этот глиняный сервиз «кремового цвета» в 1768 году, а в 1779 году он был получен полностью (около 1500 штук).

Белая столовая
Сервис Wedgwood

По углам столовой — две высокие круглые печи, покрытые рельефной белой плиткой.

Изразцовая печь
Изразцовая печь

Большая (Голубая) гостиная

Раньше помещение называлось Столовая. Его убранство состояло из позолоченной резьбы по дереву, мозаичного паркета, стены были покрыты шелком, зал украшали картины. Название гостиной дал голубой посредник — легкая шелковая ткань, сотканная с золотым или серебряным орнаментом.

Сервиз, украшающий Голубую гостиную, создан специально для Большого дворца Петергофа. Он предназначался для банкетов и поэтому получил название «банкетный». Сервис был рассчитан на 250 человек, а всего их было более 5000 наименований. Процесс производства начался в 1848 году и закончился в 1853 году.

Банкетный сервис

Голубую гостиную украшают картины: парадный портрет Екатерины II и портрет Марии Федоровны, жены Павла I.

Парадный портрет Екатерины II
Парадный портрет Екатерины II — копия с портрета Д.Г. Левицкого (1783 г)Банкетный сервис

Дубовый кабинет

Кабинет практически полностью сохранил дизайн времен Петра Великого. В нем есть вещи, принадлежавшие Петру I: часы, дорожная чернильница. Копии русских и шведских знамен в память о победе России в Северной войне. Бегущий будильник, работа немецкого мастера Йоханнеса Беннера, имеет только одну стрелку — час, а механизм заключен в прочный прямоугольный медный корпус. На полках книги из библиотеки Петра.

Стены студии от пола до потолка обшиты деревянными панелями, необычно изящные резные панно покрывают двери, панно на зеркала и камин.

Дубовый шкаф
Дубовый шкаф

Тема панно другая. Два панно — с символами военной и морской мощи: мечи, шлемы, щиты, трезубцы Нептуна. На двух других — различные духовые, струнные и ударные инструменты — волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и др. в открытых нотных тетрадях — мелодии начала 18 века.

Панно из дуба
Панно из дуба

Запасная комната

Часы в гостевой половине
Часы в первой комнате запасной половиныВторая комната запасной половины
Вторая комната из запасной половины. Портрет Ольги Николаевны, Кристины РобертсонТретья комната запасной половины
Третья комната запасной половины

Кавалерская

Перед личными покоями императрицы стояла кавалерийская гвардия. Отсюда и название комнаты. Иногда на Кавалерской случались «представления» и приемы старших офицеров гвардейских полков. На стене изображение на соответствующую тему — «Конная битва» Жака Куртуа (Бургиньон).

Комната украшена гарнитуром из красного дерева, созданным известным английским мебельщиком Томасом Чиппендейлом (1718–1779).


Одна из изразцовых печей Большого дворца находится на Кавалерской

Диванная

Центральное место в квартирах женской половины занимает парадная спальня. В нем находится широкий и низкий «турецкий» диван «с захватом». По легенде, он был отправлен Екатерине II Потемкиным с фронта русско-турецкой войны. С этого момента комната стала называться Диванный.

Диван
Над диваном висит портрет Елизаветы Петровны в детстве, портрет Луи Каравака. Она изображена обнаженной, лежащей на порфире, обшитом соболем. В правой руке он держит медальон с портретом своего отца — Петра I

Великолепие Диванной дополнил китайский шелк с искусной вышивкой атласным швом, из которого сшили покрывало на диван, пушистые наволочки и занавески.

Гарнитура
Французский мебельный гарнитур второй половины 18 века

На столе в центре комнаты стоит двусторонняя кофемашина. Изготовлен на Венском фарфоровом заводе для внуков Екатерины II, Александра и Константина.

Туалетная

Шелк, украшающий стены этой комнаты, был соткан в середине 19 века по проекту П. Дверца, который воспроизводит ткань 18 века. На стенах — парадные портреты. Позолоченная резьба воссоздана под руководством А. Семёнова по моделям Н. Одэ.

Штандартная

Стандартный оформлен по проекту Ф.-Б. Грабли с позолоченной резьбой по дереву, стены покрытые шелком. Ткань меняли несколько раз. С середины 19 века это был «маклер на желтом фоне с пурпурными полосами» в цвете императорского знамени (в то время в помещении хранились знамена гвардейских полков, отсюда и название). В настоящее время стены и мебель покрыты шелком, изготовленным на основе ткани с частной дачи в Петергофе, изготовленной московской мануфактурой И. Кондрашова в 1840 году. Ткань воссоздана московскими мастерами под руководством А. Фейгина

Малая Проходная

Стены этого небольшого помещения также покрыты великолепным шелком, сотканным в 1840-х годах для Петергофа на мануфактуре Г. Сапожникова. На стене висит «Портрет Виттории Коромбона» итальянского художника второй половины 16 века К. Пульцоне, картина «Ninfe alla Fonte» (Германия, 18 век.).

Часы со стилем
Часы в бычьем стиле. Франция, 18 век

Картинный зал

В этом зале собрана коллекция произведений П. Ротари: 368 полотен украшают гобеленами почти всю площадь стен. Такое большое количество картин написал сам художник за несколько лет пребывания в России. Многие персонажи картин Ротари заняты своими повседневными делами: молодая женщина кормит ребенка, пожилая женщина разговаривает с двумя девушками, девушка шьет, женщина несет воду, девушка пишет письмо, а девушка читает письмо».

Зал изображений
Зал украшают портреты современников Елизаветы Петровны


Изначально зал назывался Итальянской, стены украшали гобелены и картины фламандских и голландских мастеров.


В зале представлены картины только одного художника — Пьетро Ротари

В Картинном зале часто проводились концерты, здесь выступали многие известные музыканты.

Фортепиано в картинной комнате
Фортепиано в картинной комнате, маэстро Иоганн Штюмпф, 1794 г

Секретарская

Интерьер был разработан Франческо Растрелли в середине 18 века. Главный элемент декора — зеленый шелковый дамаск, которым стянуты стены, воссоздан по образцу XVIII века. Белые панно и двери украшали позолоченные прямоугольные прутья, резные изображения птиц и растительный орнамент. В Секретариате находится одна из майоликовых печей Большого дворца. Воссоздан под руководством В. Жигунова. Паркетный пол, как и в некоторых других помещениях (салоны Курпатокная, Диванная, Голубая, Корона, Голубая приемная, Дубовый кабинет Петра I), оформлен зигзагообразно. На стенах картины «Загородный дворец» голландского художника Я. Ван ден Стратена (1701) и «Горный пейзаж» неизвестного итальянского художника 18 века.

Коронная

В 1769-1770 годах по проекту Ю. Фельтена была создана парадная спальня. С конца 18 века комната получила название Корона (в комнате была установлена ​​специальная «подставка» для короны). В сентябре 1941 года все украшения, за исключением снятого со стен шелка, были уничтожены. Корона воссоздана по эскизам Е. Казанской и В. Савкова. Помещение украшает потолок «Венера и Адонис» работы неизвестного итальянского художника 18 века. Стены покрыты китайским шелком, расписанным акварельными красками конца 17 — начала 18 веков, которые подробно демонстрируют процесс изготовления фарфора. Ткань реставрировала А. Васильева.

Отреставрированный в 1964 году вместе с Картинным залом, а также салонами Куропаточная и Диванный, он был одним из первых перестроенных залов Большого дворца.

Буфетные

Столовая Bianca соединена двумя небольшими служебными помещениями — кладовыми, где нагревалась еда и хранилась сменная посуда, так как кухонь в здании не было. Кухня была отдельным зданием.

Сейчас в зале находится музейный экспонат: коронационный стул императора Николая I.

Нижний парк

Нижний парк расположен прямо перед Большим дворцом Петергофа. Сад разделен на две части морским каналом, соединяющим Большой дворец и Финский залив. Композиция Нижнего сада выполнена во «французском» стиле. Сам парк представляет собой вытянутый треугольник, даже его аллеи имеют треугольную или трапециевидную форму.Нижний парк

В центре Нижнего сада, прямо напротив Большого дворца, находится Большой водопад. Он включает в себя комплекс фонтанов, позолоченных старинных статуй и каскадных лестниц. Главную роль в композиции играет фонтан Самсон, высота струи которого составляет 21 метр. Он действовал с 1735 года и во время Великой Отечественной войны, как и многие композиции дворца и парка Петергофа, был сильно разрушен, а оригинальная статуя Самсона была утеряна. После реставрационных работ была установлена ​​позолоченная фигура.Фонтан Самсона

На западной стороне Нижнего парка главное здание — Марлийский дворец. Это небольшое двухэтажное здание с высокой крышей. Фасад здания очень изящный и изысканный благодаря перилам балконов из тончайшего кружева. Он расположен между двумя прудами на искусственном острове.Марли Палас
Вид сбоку на Марлийский дворец
Вид сверху на Марлийский дворец

Три аллеи простираются от Марлинского дворца через весь сад, играя важную роль в композиции всего ансамбля. Недалеко от дворца находится великолепный водопад «Золотая гора», состоящий из золотых ступеней, с которых стекает вода, и двух высоких фонтанов.Золотая гора

Дворец Монплезир расположен на восточной стороне Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Выполнен в голландском стиле. Монплезир — красивое одноэтажное строение с огромными окнами. Рядом с дворцом разбит великолепный сад с фонтанами. Сейчас в здании находится большая коллекция картин 17-18 веков, доступная для посетителей.Дворец Монплезир
Вид с воздуха на дворец Монплезир
Сад с фонтанами
Статуя возле дворца

Петергофская пустынь построена симметрично дворцу Монплезир. Во времена Петра I здесь проводились вечера поэзии, устраивались вечеринки и вечеринки. В настоящее время в здании находится музей.Эрмитаж Петергофа

Другие достопримечательности Нижнего сада:

  • Фонтаны «Адам» и «Ева». Они расположены на разных концах Марлинской аллеи. Они примечательны тем, что сохранили свой облик неизменным со времен императора Петра I.Адам Фонтан
    Фонтан Евы
  • Фонтан «Пирамида». Это одно из самых впечатляющих и оригинальных построек Петергофа. В его центральной части на большой высоте бьет вверх мощная струя; чуть ниже ряд струй образует 7 последовательных уровней.Пирамида Фонтан
  • Водопад «Шахматная гора». Наверху находится пещера и три статуи драконов, изо рта которых льется вода. Он проходит по четырем уступам в форме шахматной доски и впадает в небольшой круглый бассейн.Шахматная гора в водопаде
  • Восточные и западные вольеры. Это павильоны по образцу павильонов Версаля. Каждый из них имеет купол и очень элегантен. Летом здесь поют птицы, а возле восточного вольера разбивают пруд.Вольер
  • Водопад «Леоне». Расположен в самой дальней части переулка, ведущего от Эрмитажа. Ансамбль выполнен в виде древнегреческого храма с высокими колоннами. В центре — скульптура нимфы Аганиппы, а по бокам — фигурки львов.Водопад льва
  • Римские фонтаны. Построен симметрично слева и справа от водопада Шахматная гора. Их воды поднимаются на 10 метров.Римские фонтаны

Верхний парк

Верхний парк является неотъемлемой частью дворцово-паркового комплекса Петергофа и расположен за Большим дворцом Петергофа. Он был разбит во время правления императора Петра I и служил его садом. Нынешний облик парка сформировался в конце 18 века. Именно тогда здесь начали действовать первые фонтаны.Верхний сад в Петергофе
Деревья в верхнем саду Петергофа

Фонтан Нептуна — центральное кольцо в композиции Верхнего сада. Это композиция со статуей Нептуна в центре. Вокруг него на небольшом гранитном постаменте есть еще 30 фигур. Вода стекает в большой прямоугольный пруд.Фонтан Нептуна

Возле главного входа в Верхний парк туристы увидят фонтан Межеумный. Композиция расположена в центре круглой емкости. Он состоит из статуи крылатого дракона в окружении четырех фонтанирующих дельфинов.Межеумный фонтан

Самый старый фонтан в Верхнем саду считается «дубовым». Раньше центральной фигурой композиции был свинцовый дуб. Сейчас фонтан полностью преобразился, а в центре круглой чаши стоит статуя Купидона.Дуб Фонтана

Еще одно примечательное место в верхнем парке — квадратные фонтаны пруда. Их бассейны по задумке архитекторов использовались еще со времен Петра Великого как резервуары для водоснабжения Нижнего парка. Сегодня главное место в композиции занимают статуи «Весна» и «Лето».Фонтан Квадратных прудов
Фонтан с женской статуей

Вестибюль

На первом этаже дворца находится так называемая дворцовая скульптурная галерея, расположенная в атриуме и представляющая аутентичную коллекцию скульптур 18 века. Скульптуры, некогда украшавшие парки и фонтаны дворцового комплекса.

В зале также можно посмотреть короткометражный фильм о Петергофе.

Музеи дворцово-паркового ансамбля Петергоф

Помимо построек, присутствующих на территории комплекса, можно посетить интереснейшие музейные экспозиции. Один из них, посвященный искусству фонтанов, находится в Музее фонтанного дела, который открыт с 2013 года. Здесь можно узнать об исторических документах и ​​уникальных технологиях создания фонтанной системы Петергофа. А с помощью мультимедийной системы можно увидеть разрушенные постройки.

Музей коллекционеров, основанный в 2002 году, предлагает выставку картин, открыток, книг, мебели и других предметов декоративно-прикладного искусства из собраний коллекционеров Ленинграда и Москвы.

Один из самых известных музеев Петергофа — Музей игральных карт — приглашает всех желающих познакомиться с коллекцией А.С. Перельмана. Уникальная коллекция включает не только карты, но и книги, а также предметы, связанные с игрой.

Церковный музей, открытый в придворной церкви Петергофа, знакомит посетителей с интерьерами традиционной архитектуры русских церквей. В церковном зале находится 40 икон, изображающих различные библейские сюжеты. В церкви проходили различные семейные торжества Дома Романовых.

В музее «Особый склад» можно посмотреть работы известного мастера К. Фаберже, высшие императорские подарки, а также другие украшения и предметы быта, принадлежавшие российским императорам и императрицам. А полюбоваться знаменитым гурьевским церемониальным богослужением Екатерины II можно в музее «Екатерининский дом». Среди его экспонатов — бронза, памятные вещи, связанные с Отечественной войной 1812 года, и прекрасная коллекция мебели из тополя.

Любителям морского дела будет интересно посетить Императорский яхтенный музей, в котором представлены эскизы и документы о создании российского флота императором Петром I, а также личные вещи царя-реформатора. Также обязательно посетите Музей банного строительства и историко-культурный проект «Суверенные забавы», где вам расскажут о повседневной жизни и развлечениях императорской семьи.

Музей семьи Бенуа, основанный в 1988 году, предлагает богатую коллекцию художественного наследия этой талантливой семьи. Здесь можно увидеть картины, эскизы, фотографии и другие документы, рассказывающие о деятельности этой династии.

Музей «Особая кладовая»

  • Адрес: Разводная, 2
  • Стоимость билетов: 300 руб.

Музей, расположенный в западном крыле Большого дворца в пристройке к нему, полностью сохранил интерьеры времен Екатерины Великой. Коллекция «Особая кладовая» содержит личные вещи представителей царской династии (Петра Великого, Екатерины II, Николая I), а также украшения, сделанные в качестве подарков премиум-класса.

Музей «Церковный корпус»

  • Адрес: Разводная, 2
  • Стоимость билетов: 250 руб.

Музей занимает помещение действующей церкви апостолов Петра и Павла, расположенной в восточном здании Петергофского дворца. Придворный храм династии Романовых сохранил интерьер в стиле елизаветинского барокко работы Растрелли. Особый интерес представляет шестиярусный иконостас церкви. В трапезной храма есть небольшая выставка, рассказывающая историю.

Дворец Марли

Марли Палас на берегу пруда

Марли Палас на берегу пруда

Марли — один из первых дворцов Петергофа, построенный по проекту Петра I. Небольшое двухэтажное здание кубической формы расположено на берегу пруда в Нижнем саду. И внешнее, и внутреннее убранство отличается простотой и скромностью интерьеров, выделяются только дубовый и чинарский залы. Помещения украшены картинами голландских и фламандских мастеров XVII — XVIII веков. Во дворце хранятся предметы императора Петра I, в том числе небольшая библиотека.

Дворец Монплезир

Замок

Дворец Монплезир в Петергофе

Для дворца Монплезир Петр I выбрал место в Нижнем саду на берегу Финского залива. С террасы открывается панорамный вид на море и Кронштадт. Одноэтажное здание выполнено в голландском стиле с шатровой крышей и большими окнами. Особый интерес представляет выставка Кабинета ВМФ. Здесь представлены средства навигации и коробка с личной монограммой царя. Во дворце находится картинная галерея с работами европейских художников 17-18 веков. Музей закрыт для посещения в случае дождя. Дворцовый комплекс включает Екатерининский и Банный корпуса, сады с искусственной горкой и фонтанами.

Фермерский дворец

Многоквартирный дом в парке

Сельскохозяйственное здание в парке «Алессандрия»

Фермерский дворец был построен в 1831 году в Александрийском парке специально для наследника престола Александра II. Здание несколько раз перестраивалось и расширялось в связи с ростом царской семьи. Во дворце в хорошем состоянии сохранились элементы исторического убранства. В Голубом кабинете, где проходили встречи министров, выставлены личные вещи Александра II, в том числе часы с разными циферблатами. В здании также находится выставка дачников Петергофа, воссоздающая атмосферу загородной жизни второй половины 19 века.

Царицын и Ольгин павильоны

Царицынский павильон в Петергофском парке колонистов
Интересными архитектурно-историческими памятниками являются два павильона, расположенные на островах посреди пруда в Колонистском парке Петергофа.

Царицынский павильон был построен в 1842-1844 годах по образцу поместья дворян Помпеи по проекту архитектора А. Штакеншнейдера для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Павильон Ольгина был построен в 1846-1848 годах как итальянская вилла того времени для княгини Ольги, младшей дочери Николая I.

Оба здания были перестроены в 2015 году.

  • Время работы залов: 10.30 — 18.00 Зимой они закрыты.
  • Стоимость билетов: граждане России и Беларуси — взрослые — 450 рублей, студенты, школьники — 300 рублей, иностранные взрослые — 700 рублей, иностранные студенты — 400 рублей, дети до 16 лет — бесплатно.
  • Посещение садов островов — 150 руб.

Музей фонтанного дела

  • Адрес: Правленская, 1, восточное крыло Большого дворца
  • Стоимость билетов: 150 руб.

Музей, открытый только в 2013 году, оснащен самым современным оборудованием. Посетители найдут здесь мультимедийные экраны и интерактивные проекции, которые знакомят гостей с историей становления и развития ансамбля фонтанов Петергофа. Одним из уникальных экспонатов музея является гипсовая копия «Самсона», самого известного фонтана в комплексе Петергофа.

Музей «Императорские яхты»

  • Адрес: Подъемный мост 2, Петергофская пристань
  • Стоимость билетов: 150 руб.

«Императорские яхты» — еще один «молодой» музей Петергофа, который открылся только в 2004 году. В нем гости Петергофа могут познакомиться с малоизвестной морской стороной жизни императорской резиденции. В экспозицию музея включены фотографии и макеты императорских яхт, отдельные элементы их убранства, капитанская куртка и военно-морское пальто Петра I.

Музей «Екатерининский корпус»

  • Расположение: восточная часть Нижнего парка, сад Монплезир
  • Стоимость билетов: 300 руб.

Здание Екатерининского корпуса граничит с дворцом Монплезир. Жизнь одноэтажного дворца была тесно связана с именами трех русских императоров: он был построен по приказу Елизаветы Петровны, при Екатерине Великой претерпел масштабную реконструкцию, а при Александре I его украсили росписью в стиль русский ампир. Настоящим украшением музея является знаменитый гурьевский сервиз, состоящий почти из 5 тысяч столовых предметов.

«Дом игральных карт»

  • Сеансы каждые 30 минут
  • Адрес: Правленская, 4
  • Стоимость билетов: 250 руб.

Дом игральных карт — инновационный музей, в котором более 10 тысяч экспонатов выставки представлены посетителям с использованием элементов мультимедийной презентации. Инсталляции, «живые экспонаты», интерактивные экспонаты и видеоролики на экранах знакомят посетителей с различными типами карт, историей возникновения и развития карточных игр и производства карт в России и в мире.

Храм Александра Невского

  • Расположение: парк Алессандрии, шоссе Алессандрия
  • Стоимость билетов: 150 руб.

Собор Александра Невского в Александровском парке более известен как готическая часовня. Часовня, построенная в первой половине 19 века в неоготическом стиле, почти 100 лет служила домашним храмом русских императоров, вплоть до Николая II. Его легкий и воздушный силуэт напоминает средневековый замок, но имеет удивительно небольшие размеры.

Дворец «Коттедж»

  • Адрес: Разводная 2, Александрийский парк
  • Стоимость билетов: 300 руб.

«Коттедж» — центральное здание Александрийского парка. Несмотря на использование в архитектуре неоготического стиля, дворец получился компактным и привычным. Особую ценность во дворце представляет коллекция картин Айвазовского, Кипренского, Щедрина и других художников.

Павильон «Эрмитаж»

  • Адрес: Разводная 2, Нижний парк
  • Стоимость билетов: 250 руб.

Петергофская пустынь — изящный двухэтажный павильон, со всех сторон окруженный небольшим рвом с водой. В переводе с французского «Эрмитаж» означает «место уединения».

Первый этаж павильона предназначался для слуг, верхний — для царской семьи и их гостей. Благодаря огромным окнам здание выглядит воздушным, а его уникальный зал, который так любили Елизавета Петровна и Екатерина II, всегда наполнен светом.

Дворцовая телеграфная станция

  • Адрес: Санкт-Петербургский проспект, 3
  • Стоимость билетов: 150 руб.

Экспозиция музея посвящена истории первой в России телеграфной линии, соединившей Санкт-Петербург с Петергофом и Кронштадтом. В музее рассказывается о жизни телеграфной станции, которая располагалась в парке Александрии, представлены старые телеграфные устройства, рассказывается предшественник электромагнитного телеграфа: система оптических светофоров.

Музей коллекционеров

  • Адрес: Правленская, 4
  • Стоимость билетов: 150 руб.

Музей знакомит посетителей с историей и традициями коллекционирования в России. В его экспозицию входят картины, мебель и аксессуары для интерьера, коллекции фарфора, книги, открытки, исторические документы и так далее

Режим работы Большого дворца

Билеты в Большой дворец можно приобрести в кассах музейного комплекса, которые открыты с 8.45 до 19.00. Музей Палаццо закрыт по понедельникам и в последний вторник месяца. Открытие корпуса в 10.30, закрытие в 19.00 (суббота — 21.00). Следует помнить, что кассы перестают работать через 1 час 15 минут до закрытия музея. Чтобы посетить Большой дворец-музей летом, нужно быть в составе экскурсионной группы, иначе вы не сможете туда попасть.

Источники

  • https://Visit-Peterhof.ru/dvorcy/
  • https://putidorogi-nn.ru/evropa/913-bolshoj-petergofskij-dvorets
  • https://ArchitectureGuru.ru/grand-peterhof-palace/
  • https://PeterhofGuide.ru/museum/bolshoy-dvorec
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/517483
  • https://infocity.biz/glavnaja/bolshoj-dvorec-petergofa
  • https://life-globe.com/zaly-bolshogo-dvortsa-petergof/
  • https://www.miroworld.ru/dvortsovo-parkovyj-ansambl-petergof/
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/petrodvorets/castles/12825
  • https://v-petergof.ru/muzei/
  • https://PeterhofGuide.ru/museum

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга