Большой Петровский мост в Санкт-Петербурге: фото, история строительства, характеристики моста

История строительства Большого Петровского моста

Согласно документам, хранящимся в архивах, Большой Петровский мост появился на территории Санкт-Петербурга в 1838 году. Он был деревянным и состоял из нескольких пролетов, один из которых был подъемным. Строение охраняли солдаты, для которых рядом построили два дома.

Большой Петровский мост в Санкт-Петербурге

Цельнодеревянная конструкция моста была ненадежной и часто требовала ремонта. Поэтому в 1947 году деревянные пролеты заменили на металлические, что в какой-то мере способствовало увеличению прочности.

В 1993 году ледоход по реке сильно повредил мост, разрушив часть конструкций моста. Было решено полностью перекрыть автомобильное движение, сузить мост до 2,2 м и сделать его пешеходным. Обсуждали даже решение о прекращении работы моста из-за его неэффективности. Но в 1999 году открылась станция метро «Крестовский остров», и Большой Петровский мост снова стал пользоваться большим спросом, потому что сотрудники завода «Алмаз» стали ходить по нему пешком на Петровский остров».

Большой Петровский мост в Санкт-Петербурге

С появлением проекта стадиона «Зенит-Арена» на Крестовском острове возникла необходимость в реконструкции и модернизации моста. Было решено оборудовать его четырьмя полосами для автомобильного движения, пешеходными тротуарами и велосипедными дорожками. В конце 2009 года старый деревянный мост разобрали, а осенью 2010 года открыли движение по новому объекту. Это был мост с неподвижной балкой.

Названия моста

С 1849 года переправу называли Петровско-Крестовским мостом, по названиям островов, которые она соединяет. В 1851 году его переименовали, и чуть более 100 лет он был просто Петровским мостом в Санкт-Петербурге.

В 1860 году переправе было присвоено нынешнее название — Большой Петровский мост, чтобы обозначить отличие от Мало-Петровского моста через реку Ждановка. Но потом его снова переименовали.

Во второй половине 19 века мост стал Белосельским по первой части фамилии владельцев Крестовского острова — князей Белосельских-Белозерских. Затем зданию вернули прежнее великое имя.

Характеристики моста

Большой Петровский мост перекинут через реку Малую Невку в створе улицы Савина на Петровском острове и Южной дороги на Крестовском острове, проходя через небольшой безымянный остров в русле реки Малая Невка. Он соединяет Петровский и Крестовский острова.

Большой Петровский мост представляет собой стационарную металлическую конструкцию с семью пролетами длиной 305,5 метров и шириной 24 метра. Размеры судоходного моста соответственно: левый берег — 25 х 5,5 метра; правый берег — 20 х 5,3 метра.

Пролеты — стальные с железобетонной плитой проезжей части, включающей велосипедную дорожку и четыре полосы движения. Велосипедные дорожки и тротуары разделены высокими парапетными ограждениями.

Столбы моста и подпорная стена облицованы гранитом. Металлические перила простого рисунка, на плечах — гранитные постаменты.

Конструкция

Несъемный мост из металлических балок с семью пролетами. Схема пролетов: 36,7 + 49,0 + 49,0 + 40,0 + 40,0 + 49,0 + 27,8 м. Размеры подмоста (для прохода судов): левый берег — 25 × 5,5 м, правый берег — 20 × 5,0 м. Пролеты состоят из сборных коробов профилированные основные балки с ортотропной плитой проезжей части. Для улучшения характеристик пролета и увеличения несущей способности на ортотропной плите устраивают монолитную железобетонную плиту диаметром 90… 120 мм и шириной 2,05 м, длина моста составляет 291,74 (305,1) м, ширина моста между перилами 21,5… 39,66 м. Тротуары 2х1,5 м .

Мост предназначен для движения автотранспорта, велосипедистов и пешеходов. Проезжая часть моста включает велосипедную дорожку шириной 1,75 м и четыре полосы движения (по две в каждом направлении). Это первый городской мост, в котором с самого начала проложена велосипедная дорожка. Дорожное покрытие — асфальтобетон, тротуары — залитый асфальт. Тротуары отделены от проезжей части металлическим парапетом ограды. Перила настила выполнены из металла простой конструкции и отделаны на плечах гранитными постаментами. Лицевые поверхности устоев и подпорных стен облицованы гранитом.

Фотографии

Большой Петровский мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге. Фото: колесница (Wikimedia Commons)
Приводная часть Большого Петровского моста. Фото: колесница (Wikimedia Commons)

Вход на Большой Петровский мост с Крестовского острова. Фото: колесница (Wikimedia Commons)
Перила на Большом Петровском мосту. Фото: колесница (Wikimedia Commons)

Пешеходная часть Большого Петровского моста. Фото: колесница (Wikimedia Commons)
Большой Петровский мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге, 2007 г. Фото: Доктор Быков (Wikimedia Commons)

Большой Петровский мост в Санкт-Петербурге, расположенный в Петроградском районе, в створе улицы Савина на Петровском острове и Южной дороги на Крестовском острове, проходит над небольшим безымянным островком в русле реки Малая Невка. Мост соединяет Петровский и Крестовский острова.

Новейшая история моста

В 2003 году двухстворчатая навесная конструкция системы открывания была заменена на выдвижную вантовую. В 2005 году во время наводнения были повреждены конструкции моста.

В связи с развитием территорий на Крестовском острове, реконструкцией стадиона им. Кирова и планами строительства моста от Васильевского до Петровского острова (в створе Серного острова) было принято решение о строительстве нового широкого автомобильного моста. Движение по мосту было закрыто в декабре 2009 года.

Перед мостостроителями стояла задача демонтировать деревянный пешеходный мост и построить на его месте железобетонную конструкцию для движения автотранспорта, пешеходов и велосипедистов с реконструкцией набережной Малой Невки и установкой подпорных стен.

Современный Большой Петровский мост был построен в 2009-2010 годах по проекту института «Стройпроект». Торжественное открытие Большого Петровского моста состоялось 18 сентября 2010 года при участии губернатора Санкт-Петербурга.

Расположение

Мост соединяет улицу Савина и Южную дорогу. Лазаревский мост расположен выше по течению. Ближайшая станция метро — Крестовский остров».

Географические координаты

  • абсолютное значение в градусах, минутах и ​​секундах:
    59 ° 57 ′ 54 ″ с.ш. • северной широты
    30 ° 15 ′ 18 ″ в.д. • восточной долготы
  • в десятичных градусах:
    59,964931 °; 30,254917°

Протяженность моста с юга на север — 0,282 км, с запада на восток — 0,079 км.

Интересные факты

Один из эпизодов рассказа, в котором упоминается Большой Петровский мост, связан с именем Григория Распутина. Согласно сохранившимся историческим сведениям известно, что в 1916 году недалеко от этого моста в воду было брошено тело этой неоднозначной личности, оказавшей существенное влияние на ход событий в Императорской России.

Большой Петровский мост в Санкт-Петербурге

Еще одно знаменательное событие в жизни моста произошло в 1988 году. Так здесь снимали заключительный эпизод фильма «Мистер конструктор», по сюжету которого герой погибает на мосту под колесами автомобиля.

Дополнительная информация

Примечательный эпизод в истории России связан с Большим Петровским мостом: в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов и депутат Государственной Думы Владимир Пуришкевич бросили тело убитого Григорием Распутина их, в воде с этого моста.

С нового Большого Петровского моста открывается вид на главный футбольный стадион города, Санкт-Петербург, построенный в 2007-2016 годах японским архитектором Кишо Курокавой. Это единственное в России спортивное сооружение, оборудованное раздвижной крышей и беговой дорожкой.

История Троицкого моста

Первый Троицкий мост был построен в 1803 году. Он располагался выше современного. Первый вариант был плавучим — понтонным, т.е имел понтонные крепления. Сейчас этот тип используется для опор кранов и другого тяжелого оборудования для работы на воде.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге - фото, описание

Первоначально он был деревянным и строился весной и летом. Зимой горожане переходили реку по льду. Перекресток устроили прямо перед Летним садом, что чуть выше по Неве, и назывался Петербургским. Он прослужил городу 20 лет.

В 1824 году возникла необходимость в строительстве нового моста, так как старый уже начал приходить в негодность. Именно тогда его перенесли ниже и начали соединять первые Адмиралтейский и Петроградский острова через Троицкую и Суворовскую площади. Реконструкция, тогда еще плавучего моста, была завершена по планам П. Базина, В. Лебедева и А. Зуева в 1827 году.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге - фото, описание

Изначально его хотели назвать Суворовским, так как совсем рядом находится Марсово поле и на нем стоит памятник полководцу. Но они передумали, и паром назвали в честь близлежащей Троицкой площади. Им пользуются около 70 лет.

В 1934 году скончался первый секретарь Ленинградского обкома Сергей Миронович Киров, в память о нем мост был переименован в Кировский.

А в 1897 году началась еще одна масштабная реконструкция, продолжавшаяся до 1903 года. В этот период Троицкий мост в Санкт-Петербурге стал постоянным. Был объявлен международный конкурс, количество проектов достигло 16. Позже был проведен еще один тендер, который выиграла французская компания. Было много других вариантов, но Дума выбрала компанию Batignol, которой руководила EG eiffel. Он предложил мостовую конструкцию арочной системы.

Строительство постоянного моста обошлось более чем в 5 миллионов, в контракте был специальный пункт, который оговаривал, что Троицкий мост будут строить только российские рабочие и что будут использоваться российские материалы. Проект утвержден Николаем II — 5 июня 1897 г

Троицкий мост в Санкт-Петербурге - фото, описание

именно тогда паром становится стальным. Плотину из земли сносят, регулярно затапливают и устраивают гранитную набережную. А Троицкий мост в Санкт-Петербурге приобретает привычный вид и название.

Открытие моста должно было совпасть с годовщиной свадьбы императорской четы, но вовремя не было завершено. Строительная компания выплатила крупный штраф, и мост открыли к 200-летию Санкт-Петербурга.

Для президента Франции и императора были возведены временные трибуны и шатер, чтобы гости северной Пальмиры могли в полной мере насладиться зрелищем шествия и последующим салютом. Уже давно местные газеты называют Троицкий мост символом русско-французской дружбы.

Людей очень впечатлило, что первое открытие моста было произведено простым нажатием кнопки, что и сделал российский император.

В 2001 году началась важная реставрация надстройки с закрытием перевала. Восстановлена ​​вся архитектурная часть перил, опор освещения, обелисков и др. перекрашен мост. Многие внутренние детали подверглись серьезной замене и модернизации. Кроме того, ему были возвращены оригинальные символы царской власти (корона и двуглавый орел). Кроме того, были заменены некоторые несущие детали, гранитная облицовка и многое другое.

Как сделан, внешний вид

Мост красивый, изящный и большой, несмотря на сложную конструкцию. Пятый пролет — самый интересный. Визуально пролеты похожи на сквозные арочные фермы. По сути, это комбинация консольных арочных ферм и консольных балок.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге - фото, описание

Самый большой пролет — средний, 96 м, имеет арочные склепанные ретикулярные фермы, которые выступают вперед и уравновешивают боковое давление.

Мост поднимается на левом берегу электромеханическим или ручным способом. Он открывается до максимальной ширины 72º. Арка однокрылая. Перила имеют гранитные парапеты и обелиски со стороны площади.

Правый берег соединен с пролетом каменным портиком, его длина 79,88 м.

Троицкий мост освещают 16 канделябров, каждый из которых имеет по 3 абажура. Также есть 24 маленьких подсвечника.

Решетка и фонари моста спроектированы архитекторами Р. Патульяром и В. Шабролом в стиле французского модерна.

Если войти на мост с Марсова поля, можно увидеть 2 ростральных обелиска. На постаментах установлены памятные доски. Они посвящены людям, пережившим мост и другие события, связанные с этой достопримечательностью.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге - фото, описание

Проезжая часть и тротуар отграничены бордюром высотой 50 м, по оси проведена разделительная полоса. Благодаря гранитным площадкам можно спускаться в воду.

Возращение первоначального имени

Историческое название мосту было возвращено 4 октября 1991 года. Спустя 2 года были установлены копии памятных досок с именами всех, кто внес вклад в создание Троицкого моста.

В период с 2001 по 2003 год мост подвергался очередной реконструкции. В ходе реконструкции была полностью заменена проезжая часть моста. Также была проведена большая работа по восстановлению архитектурного стиля моста. Перила, столбы освещения, обелиски восстановлены в первоначальном виде. Во время ремонта мост был полностью окрашен и заменены все основные механизмы. И, конечно же, завершающим штрихом преображения моста стало возвращение символов самодержавия, двуглавых орлов и короны.

Наши дни

Сегодня Троицкий мост — один из самых значимых мостов на территории Санкт-Петербурга. Пройдя через все пороги времени, он с гордостью выполняет все возложенные на него функции и служит на благо города и его жителей.

График разводки

Туристам стоит помнить, что Троицкий мост в Санкт-Петербурге поднимается. Развод начинается с 10 апреля по 30 ноября.

Проходит ночью с 1.20 до 4.50 утра.

Впервые макет Троицкого моста сделал Николай II в 1903 году. В то время регулируемый механизм сильно отличался от нынешнего, и крыло двигалось горизонтально, открывая проход для кораблей.

Сегодня это сооружение уникально тем, что в нем есть только одно крыло, открывающее проход для навигации. Теперь раздача происходит благодаря гидравлической трансмиссии и противовесу массой 1450 тонн. Механизмам требуется всего 6 минут, чтобы поднять крыло на 70 градусов.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге - фото, описание

Откуда лучше смотреть развод Троицкого моста?

Рядом с Зимним дворцом это лучшее место для просмотра. Его, конечно, видно по стрелке Васильевского острова, но он будет виден вдалеке. Многие туристы останавливаются прямо на набережных Дворца и Петропавловской, но летом необходимо прийти и посидеть хотя бы за час до официальной программы электромонтажа.

Приметы и суеверия

Для многих горожан Троицкий мост важен из-за большого количества легенд и мифов, связанных с ним.

Считается, что свадьба будет успешной, если молодожены увидят еще семерых и выбросят из-под колец в воду сумку или коробку. Изначально на вывеске говорилось об обязательном посещении мостов, но современные реалии (много построек, закрытые дворы и пробки) внесли свои коррективы.

Летчик Валерий Чкалов прибыл в Ленинград на службу. Считающийся великим виртуозом своего дела, в 1927 году он пролетел между столбами Троицкого моста. В 1940 году вышел автобиографический фильм, и тот же трюк для кино повторил летчик Евгений Борисенко.

Источники

  • https://Mos-holidays.ru/spb/mosty/bolshoj-petrovskij-most/
  • https://peterburg.center/maps/bolshoy-petrovskiy-most-v-peterburge.html
  • https://Mostotrest-spb.ru/bridges/bolshoj-petrovskij
  • https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82
  • https://geodzen.com/ru/petersburg/bolshoy-petrovskiy
  • https://spbinteres.ru/troickij-most-v-sankt-peterburge.html
  • https://peterburg.center/maps/troickiy-most

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга