Дворцовый мост в Петербурге: историческая справка и технические особенности

Описание Дворцового моста

Слава о самом красивом здании северной столицы пророчила Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Но судьба сыграла с ним злую шутку: мост несколько раз переносили и перестраивали. Одна из главных достопримечательностей так и осталась лишенной архитектурных изысков, но по-прежнему остается популярным туристическим направлением.

Дворцовый мост
Первоначально сооружение называлось Понте-дель-Палаццо из-за близости Зимнего дворца. Когда гасли революционные орудия, мост переименовали в Республиканский. Позже была восстановлена ​​историческая справедливость и возвращено первоначальное название.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге
Современное здание длиной 250 метров. Регулируемая конструкция (5 пролетов) шириной 27 метров. Узнаваемый мост в центре поднят, чтобы не мешать судоходству по Неве.

Дворцовый мост
Дворцовый мост — главная транспортная артерия, ведущая на Васильевский остров. После ремонта происходит небольшая авария на дорогах, и островитяне с нетерпением ждут возобновления движения. В конце концов, они вынуждены использовать временные переходы.

Дворцовый мост

История создания Дворцового моста

Первые идеи строительства перекрестка между центральной частью города на Неве и Васильевским островом обсуждались еще в 30-х годах XIX века. Уже тогда необходимость в такой конструкции была очевидна.

В 1853 году Николай II приказал построить первый чугунно-деревянный мост через Неву. Сооружение получило название Плюшкоутский мост. Через пару лет на мост подведено электричество, проложены первые рельсы для конки. Ближе к 1900 году сооружение переместили примерно на 50 метров вниз по течению.

Через год мост Плышкута был затоплен, его решили разобрать, чтобы построить на этом месте постоянное сооружение. Планы нового здания рассматривались до 1904 года. В итоге за основу был взят пятипролетный проект. Пшеницкий стал архитектором основного строения.

Когда войны и революции охватили Россию, не всем было по плечу. Его перила долгое время были деревянными, а декоративная отделка во время ремонта не производилась. Перед началом тысячелетия трамвайные пути были удалены из конструкции; Самым последним обновлением стал Дворцовый мост через Большую Неву в 2013 году.

Поскольку памятник находится в центре северной столицы, при проведении праздничных мероприятий на площади напротив, приподнятое крыло моста используется как видеоэкран.

Разработка проекта и архитектурные особенности

За архитектурное проектирование отвечал Р.Ф. Мельцер. Он предложил красиво и торжественно украсить мост множеством декоративных железных элементов, необычно высокими уличными фонарями с объемной скульптурой в основании, императорскими орлами и т.д.

В начале февраля 1911 года было подписано соглашение о начале строительства. Он должен был быть завершен в ноябре 1913 года. Согласно документам, все материалы для моста должны были изготавливаться только из отечественного сырья, а работы выполнялись исключительно российскими специалистами.

Несмотря на подписанную сделку, неоднозначный подход Мельцера к дизайну вызвал длительные дискуссии между группой экспертов и архитекторами.
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Фото, анамнез, в разводе, интересные факты

Поэтому Роман Мельцер подготовил более простой вариант украшения моста: его нужно было освещать 12 нижними фонарями без скульптур. Официальное утверждение проекта состоялось в 1915 году, как только ситуация в стране успокоилась.

Этапы строительства моста, конструкция

Дворцовый мост в Петербурге начали возводить в 1911 году. Основными элементами были чугунные арки производства Коломенского завода. Арки перевезли по водным путям и сразу же установили.

Из-за нехватки средств металл поставлялся нестабильно, поставки задерживались. К тому же не хватало рабочих. Это сделало невозможным соблюдение установленного рабочего плана. Строительство затянулось еще больше из-за затопления башен и начала Первой мировой войны.

В ноябре 1915 года дорога через мост открылась для пешеходов. Однако строительство продолжалось. А в 1916 году его серьезно испытали грузовики. Одновременно были допущены 34 грузовика с грузом до 10 тонн, испытания прошли успешно. 23 декабря того же года мост был окончательно открыт. Празднования не было. Все прошло скромно. На смену главе города пришел зам.
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Фото, анамнез, в разводе, интересные факты

приехали только 10% гостей. Никто из королевской семьи тоже не появился. К сожалению, мост так и не был достроен. У него были деревянные перила. Кладка опор не закончена, верх отделан деревом. Парапеты с пнями временно обшили фанерой. Архитектурный проект полностью отсутствовал.

Мост металлический, пятипролетный. Средняя его часть разведена. Неподвижные пролеты перекрываются фермами, из которых по 8 ферм в каждом пролете. Между ними — 3,6 м. Они связаны анкерами и ветровыми балками.

Листы котлов прокладываются под дорогой и под тротуарами. Поверх насыпают мелкозернистый бетон и асфальтовое покрытие, как на пешеходных тротуарах.

Создание внешнего вида

После открытия моста со временем его строительство было завершено уже при СССР. Например, сегодняшние решетчатые перила из чугуна с характерным орнаментом не были доступны до 1939 года. Это означает, что они появились только 23 года спустя, с того времени, когда мост начал полноценно функционировать. Они представляют собой типичную советскую символику: пятиконечную звезду с пучками ушей.

Этому проекту также предшествовал конкурс. Лучший рисунок предоставил Л.А. Носков. Формы отлиты скульптором И. В. Крестовским. Ленмостотресту в 1932 году понадобился проект скульптурного убранства моста. Его разработкой занялся Пролетарский художественный институт. По их замыслу, должно было быть 8 семиметровых чугунных скульптур.

Характеристики моста

Переброшен через Большую Неву между Дворцовой площадью и Стрелкой Васильевского острова.

У Дворцового моста пять пролетов. Размах двух крыльев 56,5 метра — один из самых больших в мире. Масса металлических пролетов 4868 тонн, противовесов 2800 тонн.

Мост поднимается с помощью современной гидравлической системы. При разводке противовесы опускаются в ямы на глубину до 2 метров ниже обычных. Весь цикл электромонтажа занимает 5 минут, одновременно с возведением моста.

Дворцовый мост освещают 28 фонарей, установленных на 16 столбах. Решетка состоит из 156 секций, каждая весом 280 кг.

Мост считается одним из самых сложных сооружений не только в России, но и за рубежом.

Часть первая, историческая

Мост расположен между Адмиралтейским островом и стрелкой Васильевского острова. Свое название он получил от близости к дворцовой набережной и дворцовой площади. Правда, в 1917 году его переименовали в республиканца. Но 27 лет спустя они это осознали и вернули мосту его настоящее имя.

Открытие состоялось в 1916 году. До этого по Дворцовому мосту проезжали 34 машины с грузом 9600 кг каждая. Сооружение уцелело и вскоре стало одной из самых загруженных транспортных артерий города.

Многие думают, что чугунные решетки и изысканные фонари на мосту изготовлены по царскому указу. Действительно, оригинальный дизайн был очень пышным. Но, поскольку время его строительства пришлось на годы Первой мировой войны, планы изменились. Денег на такие изыски в казне просто не было. Мост в том виде, в каком он изображен на открытках и путеводителях, появился только в Советском Союзе в 1939 году.

Часть вторая, механическая

Дворцовый мост считается самым сложным техническим сооружением на Неве. Долгое время внутри скрипел старый механизм с мотором и шестернями, сохранившийся со дня вскрытия. Это было романтично, но отнюдь не практично. В 2000-х механизм начал выходить из строя, что привело к нарушению судоходства на реке. Стало очевидно, что пора его сменить.

Теперь открытием моста занимается немецкое гидрооборудование. Достаточно нажатия кнопки, чтобы поднять бетонную конструкцию весом 700 тонн. Пульт управления спрятан в одной из опор моста, ближе к Васильевскому острову. Внутри находится команда из 6 человек, ответственных за правильное функционирование объектов Дворцового моста.

Часть третья, туристическая

Во время белых ночей к Дворцовому мосту стекается рекордное количество туристов. Чтобы внимательно наблюдать за ее размножением, необходимо заранее занять место. Прекрасные открытые виды с набережной дома. А если успеете съездить на Васильевский остров, зрелище будет не менее зрелищным. Именно отсюда, с Университетской набережной, делалось большинство знаменитых фотографий Дворцового моста.

Не менее захватывающие виды при открытии открытых мостов с воды. Экскурсионные катера подходят к мосту, а затем проходят под ним под восторженные крики туристов.

Туристические компании предлагают посмотреть на мосты с крыши или проехать автобусом через несколько поднятых мостов.

Часть четвертая, романтическая

У влюбленных свое видение разводных мостов Петербурга. По обычаю, молодожены, бегущие по стрелке Васильевского острова, должны начать целоваться в начале моста и закончить в конце. Наверняка этот знак появился в то время, когда город еще не знал о пробках.

Судьбу суженого можно предсказать и на мосту Палаццо. Для этого девушке нужно бросить в воду два цветка. Его друзьям приходится стоять по другую сторону моста, чтобы увидеть цветы, плывущие снизу. Если растения появились одновременно, это предвещает счастливую жизнь с любимым человеком.

Реконструкция

фотография вида на мост Палаццо с воды

За время своего существования Дворцовый мост несколько раз перестраивался. Так, в 1939 году деревянные перила были заменены чугунными с изображением герба и знамен, пятиконечных звезд и связок ушей, то есть советской символики. В 1967 году был проведен капитальный ремонт, через десять лет заменен мост и регулируемый механизм на мосту, установлены новые фонари.

В 1997 году дворцовый мост был снова отремонтирован, на нем появилась иллюминация. Последняя реконструкция проходила в 2013 году, при этом движение транспорта полностью не прекращалось.

Плашкоутный мост

Власти получили предложение приблизить Исаакиевский понтонный мост к дворцовой набережной. Это даст им доступ ко многим учреждениям. Этот шаг был одобрен в 1853 году. Он должен был построить мост, опоры и перила которого будут сделаны из дерева. Инженером был И.К. Герард. Мост возводили около четырех лет.

Его проект также состоял из трех понтонов Исаакиевского моста. 10 декабря 1856 г переправу окончательно перевели. В периоды ледообразования зимой и движения льдин весной мост поднимался. Новый понтонный мост (плавучий) получил название Дворцовый. В 1877 г на нем появился конный трамвай, линия для проезда так называемых «трамваев», которые возили лошадьми.
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Фото, анамнез, в разводе, интересные факты

Дворцовая переправа была на 52 метра выше по течению, чем сейчас. В 1896 году он был перенесен на нынешнее место. В 1912 году он был перенесен на площадь Пьяцца дель Сенато. Там он пробыл 4 года, после чего, по совпадению, сгорел.

Постоянный мост

К концу 19 века понтоны почти затонули. Было предложение заменить плавучий мост на постоянный. Но городские власти давно отложили начало работ. А в 1912 году наконец начали строить постоянный перекресток.

Особенности

в разводе Дворцовый мост фото

У Дворцового моста пять пролетов. Срединный пролет венчает арка с тремя сочленениями, остальные — двумя сплошными конструкциями со сквозными фермами. Каждое крыло имеет систему противовесов, которые шарнирно крепятся к нижней части пролета.

При устройстве тротуаров и улиц использовали металлический настил, а сверху уложили слой бетона. На несъемных пролетах ограждение выполнено из гранита, на подъемном мосту — из металла. Чугунные перила выполнены с применением художественного фьюжн. На столбах моста они увенчаны гранитными парапетами. Шестнадцать опор установлены для освещения и выполнены с архитектурной отделкой. Спуск со львами к мосту дворца — одно из самых известных мест сооружения.

Разводка моста

фотосъемка иллюминации Дворцового моста в Санкт-Петербурге

Механизм поворота Дворцового моста состоит из крупных шестерен, противовесов и нескольких двигателей. Механизм работает стабильно и надежно, но иногда случаются неприятные аварии. Например, в октябре 2002 года сломался один из зубьев шестерни, в результате чего было остановлено открытие дворцового моста. К 2008 году сооружение подошло к концу, но капитальный ремонт отложили до постройки нового моста. В 2009 году развод затянулся из-за поломки клинового механизма. Причиной стал износ металла: последний раз строение ремонтировали в семидесятых годах двадцатого века.

Освещение

Даже во время проектирования мост имел крайне неравномерное освещение, и по этому поводу шли жаркие споры. Выиграл вариант, при котором установка фонарей производилась на бычках подъемного моста. Фонари были выбраны больше стандартного размера, но без скульптурных украшений.

Подъемный мост в Санкт-Петербурге

В 1997 году здесь установили красивое современное освещение. Дворцовый мост нарядно смотрится во время новогодних и рождественских праздников. В этот период его украшают светящимися гирляндами, а ночью мост торжественно напоминает своим видом веселые вечеринки.

Легенды

Больше не осталось свидетелей, которые подтвердили бы или опровергли информацию, если бы на перила когда-либо устанавливались двуглавые орлы. Предполагается, что красноармейцы сбросили их в Неву. Исторические факты этого не подтверждают, но туземцы показывают, что это было так.

Дворцовый мост – наши дни

Современный вид мостового типа он приобрел в 70-е годы. На нем появился пол, сплошные перила и фонари.

Изначально мост хотели превратить в произведение великого искусства, но этот вариант не был одобрен местными властями из-за высокой стоимости. Поэтому был построен более дешевый вариант, который исчез во время Второй мировой войны.

Современный вариант моста появился благодаря конструктору Пшеницкому. Даже если в его расчеты закралась ошибка. Мост совершенно не гармонирует с достопримечательностями, расположенными поблизости, а также скрывает Адмиралтейство, Кунсткамеру и Зоологический музей. Даже если расправить крылья ночью захватывает дух. Издалека кажется, что Дворцовый мост Петербурга буквально ползет по водной глади.

Подъемный мост в Санкт-Петербурге

Конечно, эффективность придает ему потрясающая подсветка. Он состоит из 5 пролетов, и именно на центральном разводится ночью. Вес клинового механизма превышает 2800 тонн. За повседневную работу развода и лука отвечают шестерни и моторы, некоторые из которых работают и не менялись с начала эксплуатации.

Как добраться до Дворцового моста?

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге находится недалеко от Эрмитажа. От станции метро «Адмиралтейская» перейти на Малую Морскую улицу и повернуть направо. Выйдите с Невского проспекта и идите прямо в сторону Адмиралтейства. Он будет слева.
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Фото, анамнез, в разводе, интересные факты

Если идти от станции «Невский проспект», то нужно также идти по Невскому проспекту в сторону Эрмитажа и Адмиралтейства. От станции Василеостровская при выходе из метро повернуть направо и идти до Кадетской линии. Затем пройдите к Меншиковскому дворцу и поверните налево, где находится Кунсткамера. Пройдите еще 200 метров до моста.

Доехать можно на автобусе. К Дворцовому мосту выходят маршруты 7, 24, 10, 191. Также есть маршрут такси № 252. От троллейбусов до моста ходят 10, 7, 1 и 11.

Режим работы Дворцового моста

Конечно, мост возводят только в теплые месяцы, когда прекрасная Нева не замерзает. С апреля по ноябрь развод осуществляется с 1.25 до 2.50 и еще с 3.10 до 4.55. По окончании речной навигации мост поднимают только с целью ремонта или профилактики. Посмотреть аттракцион можно в любой момент.

Интересные факты

В 1877 году по мосту переходили конки. А в 1878 году здесь было решено опробовать электрическое освещение, ранее такого освещения в городе не было. Для этого установили 8 фонарей, на Васильевский остров привезли паровой котел и электромобиль, с их помощью обеспечивали электричество. Эксперимент длился 10 дней. Когда пришло время ледохода, их перенесли на Александрийскую площадь.

Мост в Санкт-Петербурге

В декабре 1916 года мост достойно выдержал испытание на прочность. Для этого по нему одновременно проехали 34 грузовика, заняв все пролеты. У каждого был груз весом 600 фунтов.

Когда наступили революционные события 1917 года, мост остался без ожидаемых украшений, хотя по замыслу он должен был стать лучшим украшением города. Теперь он был переименован в Республиканский. Но это название существовало только в бумажной форме. Жители до сих пор называли его по-старому — Дворцовым. А в 1944 году было решено вернуть мосту его историческое название.

Источники

  • https://SpbMagazine.ru/dvorcovyj-most/
  • https://touristam.com/dvortsovyy-most-v-sankt-peterburge.html
  • https://Mostotrest-spb.ru/bridges/dvorczovyj
  • https://www.Sputnik8.com/ru/st-petersburg/sights/dvorcoviy-most/info
  • https://ArchitectureGuru.ru/dvorcovyj-most/
  • https://spbinteres.ru/dvorcovyj-spb.html

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга