Елагинский дворец в Санкт-Петербурге: обзор, история и интересные факты

История Елагинского дворца

Пятым владельцем острова и всего имения был историк, государственный деятель, поэт Иван Перфильевич Елагин. Его фамилия послужила окончательным названием имения на одноименном острове.


Исследователи выдвинули версию, что первоначальный дворец был спроектирован итальянским архитектором Джакомо Кваренги.

Начало 19 века. Александр I делает подарок своей матери Марии Федоровне в виде покупки, дальнейшая реконструкция дворца на острове Елагин, который был образцом палладианского стиля в русской архитектуре.

Другой русский архитектор итальянского происхождения, Карл Иванович Росси, стал архитектором современного облика Елагинского дворца. Под его руководством был создан дворцово-парковая летняя резиденция, состоящая из трехэтажного дома, нескольких павильонов, корпусов: кухни, Конюшенного, Оранжереи.

Над отделкой интерьера здания трудились талантливые представители русской промышленности и искусства разных направлений:

  • В. Демут-Малиновский, С. Пименов (скульптура);
  • С. Модерни, Ф. Трискорни (обработка мрамора);
  • А. Виги, Б. Медичи, Ж.-Б. Скотти (декоративная роспись);
  • Ю. Щенников (работы по искусственному мрамору);
  • И. Дипнер, А. Шрайбер (работы по бронзе);
  • И. Бауман, В. Бобков, Г. Гамбс, А. Тур (мебельное производство) и др.

Революция 1917 года. Резиденция, принадлежавшая царской семье, переходит в ведение Совета Народных Комиссаров города Петрограда.

1918-1929 гг. Здание отдано под экспозицию музея «История и жизнь».

1930. Коллекция музея частично распределена между другими музейными объектами: Гатчинский дворец, Русский музей, Эрмитаж, частично распроданы. В здании действует Институт растениеводства — филиал Академии наук.

1941-1945 гг. Елагиноостровский дворец переживает сильнейшие разрушения. Бомбардировки, пожары уничтожают исторические артефакты, разрушают крыши.

Интересно. На съемках советского фильма «Небесный тихоход» запечатлен вид разрушенного после войны (1945 г.) дворца).

Послевоенное время. Исторические сведения изучаются и систематизируются для проведения реставрационных работ. Архитектор В.М.Савков работает над восстановлением внутренней отделки залов.

1952-1960 гг. Идет дальнейшая реставрация под руководством архитектора М.М. Плотникова.

1961 г. Начало работы развлекательного центра:

  • этаж — выставочные залы,
  • этаж — санузлы, бильярдные,
  • этаж — бальный зал.

1987. Елагиноостровский музей восстанавливает свой статус. Возвращаются уникальные выставки исторической обстановки.

В настоящее время организуются экскурсии, выставки, мероприятия, образовательные и развлекательные проекты.

Интересно. В современном кинотеатре в качестве декора использованы помещения здания: усадьба Боринских (сериал Курт Сейт и Александра, 2014), психиатрическая клиника (сериал «Мастер и Маргарита», 2005).

Убранство интерьера

Интерьерные и складские коллекции Елагинского дворца

После революции 1917 года специальным постановлением советского руководства Елагинский дворец стал считаться памятником высшей степени, приобретая художественное и историческое значение. В 1918-1929 гг. Он, как и большинство имений, был музеем. Времена были непростые, но служители галереи под руководством архитектора и по совместительству смотрителя дворцового ансамбля Е.В. Медведева смогли не только обеспечить сохранность имущества от краж, но и наполнить интерьер образцами поступили из дачных сборов на островах Крестовский и Каменный.

В 1929 году все коллекции были разобраны, а сама выставка закрылась. Произошла передача выдающихся произведений в Эрмитаж, Русский музей и дворцы (Павловский, Екатерининский, Гатчинский). Облачения с изображениями святых и вещи из драгоценных металлов перекочевали в финансовые учреждения. Большая часть недвижимости была продана по ценам Госторга и Торгсина (внешняя торговля).

Использование дворца в первой половине ХХ века

После смерти владельца Елагиноостровский дворец не получил особого внимания со стороны правителей и в начале ХХ века его статус был понижен до «премьер-министра». С.Ю. Здесь по очереди останавливались Витте, П.А. Столыпин, В.Н. Коковцов и И.Л. Горемыкин.

После революции 1917 года Елагинский дворец сначала использовался как Музей повседневной жизни, просуществовавший 12 лет. После закрытия его коллекции частично были переданы в другие музеи, а частично исчерпаны. До начала Великой Отечественной войны здание использовалось различными организациями, в том числе филиалом Института растениеводства.

Великая Отечественная война

История здания от начала его появления до наших дней

В 1932 году на Елагинском острове был организован Центральный парк культуры и отдыха, который стал главным местом встреч отдыхающих горожан. Здание дворца использовалось для культурно-просветительских работ. Острову был нанесен значительный ущерб в годы Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда парк стал местом дислокации воинских частей и сосредоточился на выполнении оборонных задач.

В январе 1942 года во время артиллерийского обстрела два снаряда попали в пробитую крышу в подвале, где они взорвались, образовав большую яму в атриуме. Из поврежденных дымоходов возник пожар, охвативший всю конструкцию, разрушив потолки и внутреннее убранство залов. От красивого здания остались только несущие стены, полностью открытые для стихий.

Еще до окончания Второй мировой войны решением исполкома Ленинградского горсовета в начале лета 1944 года был открыт Центральный парк культуры. Его восстановили совместными усилиями горожан. Из всех ленинградских владений, разрушенных во время войны, Елагин дворец был восстановлен первым. В 1946 году архитектор В.М. Савков произвел обмер помещения и зафиксировал сохранившиеся детали уникального внутреннего убранства. Вероятность реставрации этого памятника архитектуры доказал сотрудник ГИОП А.Н. Петрова, собравший редкие архивные данные.

Серьезные последствия бомбардировок

Изначально залы дворца планировалось переоборудовать под танцевальные и игровые залы Центрального парка культуры и отдыха. Но после обширных исследований и сортировки исторических данных было решено восстановить первоначальный облик Елагиноостровского дворца, парадных залов и личного кабинета Александра I.

В 1952 году архитектор М.М. Плотников создал проект реставрации парадных залов. Реставрационные работы длились с 1952 по 1960 год. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла отреставрированный Елагинский дворец. Это был первый объект в Ленинграде с полностью воссозданным неповторимым обликом.

Здание после реставрации

В 1961 году возродившийся из пепла дворец открыл свои двери для гостей. Уникальный интерьер первого этажа адаптирован для краткосрочных выставок. Второй и третий уровни отведены под однодневную базу отдыха для представителей рабочего класса. Здесь были роскошные банкетные залы для развлечений, а также залы для бильярда, шаров и конференций. В отреставрированном доме новый холл и большая лестница, ведущая на второй этаж.

После создания выставочных залов в здании началась активная музейная деятельность, которая длилась двадцать лет. Небольшой муниципалитет сотрудников под руководством Д.И. Имчиновой постоянно организовывает различные увлекательные экспонаты, которые очаровывают посетителей парка:

  • «Дулевский фарфор», г»,
  • выставка художницы Ленинградского стекольного завода Е. В. Яновской,
  • выставка предметов из частных коллекций и тд

Реставрация Елагина дворца в Санкт-Петербурге

В конце 1970-х первый этаж был очищен от базы отдыха, и здесь была постоянная экспозиция из бронзы, мебели и скульптур начала XIX века. На третьем и втором уровнях организовывались краткосрочные выставки прикладного искусства.

В надежде сохранить неповторимый интерьер Елагинского дворца как памятника архитектуры, в 1981 году было решено организовать здесь Музей декоративно-прикладного искусства XIX века. Но этот статус здание получило только в 1987 году. Впоследствии под руководством директора В.В. Мухина Елагиноостровский дворец-музей быстро пополнил ряды знаменитых петербургских выставочных залов с помощью ярких проектов. Это включает:

  • «Культура церкви петербургского периода»;
  • «Русский жемчуг и перламутр»;
  • «Фаберже. Искусство придворных ателье ювелиров».

Девяностые годы были тяжелыми, в этот период служители музея периодически формировали фонды, пополнялись некоторыми покупками, подарками и артефактами, переданными из других торговых организаций. Например, в 1999 году крупнейший стекольный завод страны был закрыт из-за банкротства. Коллекцию компании (7 тысяч экземпляров) перенял Елагиноостровский дворец.

Использование дворца во второй половине XX века

После войны Елагинский дворец находился в таком плачевном состоянии, что обсуждалась возможность строительства нового здания. Но позиция архитектора В.М. Савкова победила, и в 1960 году дворец перестроили и отреставрировали. К сожалению, это был не музей, а однодневная база отдыха, и только в 1987 году ему был присвоен соответствующий статус с переименованием Елагиноостровского дворца в Музей дворцовой архитектуры и интерьера Нового и Нового времени.

Использование дворца в XXI веке

В 2010 году в здании Оранжереи музея открылся отдел специальных изделий из стекла.

интерьер Елагинского дворца в Санкт-Петербурге

С конца прошлого года Елагин дворец закрыт для посещения в связи с реставрацией, работа которой оценивается более чем в три десятка миллионов рублей. Необходимо реконструировать инженерные системы, подготовить пожарную безопасность, привести в порядок интерьеры второго этажа и бывшего церковного дома на третьем этаже.

Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца

В архитектурный ансамбль здания также входят четыре павильона (два ранее были построены и перепроектированы Росси), Оранжерея (ранее построенная и переделанная Росси), Кухня, Конюшенный, Фрейлинский и Кавалерийский (построенные позже:

  • Павильон на Гранитной пристани (Павильон под флагом) — самое важное сооружение острова (за исключением, конечно, дворца) из-за его расположения на восточном мысе. Небольшая парковая беседка, преобразованная Росси в старинный храм. Овальный портик, образующий террасу, спускающуюся к гранитному пирсу, украшен, как и сам Елагинский дворец, ажурной решеткой. По прибытии на остров Александра I над павильоном было водружено его личное знамя.
  • Музыкальный павильон небольшой, одноэтажный, с помещениями для музыкантов и двумя комнатами по бокам. В центре — полуротонда, открытая с двух сторон и огороженная колоннами.
  • Павильон гауптвахты, расположенный у входа на остров для его защиты, представлял собой небольшое одноэтажное строение (в настоящее время на реставрации, так как полностью сгорело) с двумя комнатами для офицера и караула, а также крыльцом с шестью квадратные столбы для опоры.
  • Павильон на острове. Елагин на одном из небольших внутренних островов в честь своего друга вице-канцлера Панина возвел беседку на четырех каменных столбах. Росси ввел элементы классицизма и сделал его в едином цвете для всех построек: светло-сером.
  • Кухонный блок представляет собой двухэтажное полукруглое здание с античными фигурами в нишах внешней стены и центральным входом с шестью колоннами и треугольным фронтоном. Окна выходят только во внутренний двор дома. Внешне выглядит великолепно и нельзя сказать, что это место для готовки.
  • Конюшенное здание — редкий пример несоответствия красивой видимой оболочки обычному содержанию. Это красивое двухэтажное здание в форме подковы с красиво оформленными пропилами для главного входа, соединяющими две одинаково строгие хозяйственные постройки. В здании есть различные помещения для содержания лошадей и их всадников.
  • Строительство теплиц. Елагин построил небольшую теплицу для выращивания экзотических цветов. Росси радикально изменил его, сохранив только каменные стены, но интегрировал здание и сделал его симметричным. Сейчас это двухэтажное здание с двумя крыльями. Он был предназначен не только для украшения глаз выращиваемой экзотикой, но и для комфортной жизни наследника и великих князей. С юга фасад застеклили, а с других сторон его украсили чугунные гермы — квадратные столбы с головами древних богов наверху.
  • Кавалерийский корпус — построен в 1830-х годах как жилище дворцового смотрителя и главы слуг-гофурье. Двухэтажный дом, где первый этаж каменный, а второй деревянный.
  • Фрейлина — единственное здание, которое Росси построил для прислуги, одноэтажное, деревянное, в форме буквы U. Вскоре здание было затоплено и несколько раз перестраивалось, став каменным и двухэтажным. В здании размещались восемь фрейлин с обслуживающим персоналом. Они старались соблюдать традиции России. Так, в боковых частях по три окна, сохранилась рядность комнат, есть галерея с шестью каменными столбами и т.д.

елагинский дворец в Санкт-Петербурге

Елагин дворец и его достопримечательности

Главной достопримечательностью дворцово-паркового комплекса является сам дворец.

У входа в Елагин дворец туристов встречают львы-сторожа. Росси украшает входную дверь двумя чугунными хищниками, изготовленными Санкт-Петербургским государственным литейным заводом (1822 г.), о чем свидетельствуют надписи на постаментах. Львы — точное воспроизведение животных флорентийского сеньорита.

На первый взгляд животные выглядят одинаково. Но при ближайшем рассмотрении видно, что есть некоторые различия: поворот головы, выражение глаз, разная степень свирепости, положение шара, на котором опирается лапа животного.

Парадные залы

Гримерная императрицы Марии Федоровны (южная сторона). Поверхности стен отделаны искусственным белым мрамором. Используется техника градации тонов (гризайль), композиционные изображения сюжетов, содержащие амуров, причудливые орнаменты, камеи. Двери из березы с отделкой под бронзу, дубовый паркет. Обстановка датируется концом 18 — началом 19 века.

В спальне куполообразный потолок с полихромной росписью: камеи, музыкальные инструменты, цветы, танцующие музы. Стены задрапированы шелковой тканью, обрамлены позолоченными рамами. Мебельный гарнитур с элементами из бронзы изготовлен мастерами компании И. Баумана.

Интересно. Изначально спальня и гардеробная императрицы были оборудованы мраморными каминами, над которыми располагались большие зеркала.

Отделка фарфорового шкафа выдержана в стиле внутреннего убранства жилища аристократии Древнего Рима. На белых мраморных стенах и потолке изображены старинные танцующие женские образы, амуров, любимые птицы императрицы, павлины, которые являются символом семейного очага.

Стены Голубой гостиной украшены шелковыми тканями (1950, по эскизам Росси). Гармонию создает сочетание белого мрамора, синего шелка, лепнины, позолоты, французских бронзовых изделий начала 19 века. Композиционное решение — симметричное расположение каминов из черного итальянского мрамора с большими зеркалами.

Центральное место в номере занимает Овальный зал, в котором проходили торжественные приемы и балы. Свод купола украшен кессонной лепниной, в центре — массивная бронзовая люстра (60 свечей). Оригинальная люстра изготовлена ​​в мастерской А. Шрайбера. Вдоль стен 16 мраморных полуколонн.

Стены малиновой гостиной раньше были оклеены обоями, соответствующими названию цвета, теперь шелковый дамаск, обрамленный позолотой. На потолке размещены изображения по сюжету «Триумф Аполлона и Венеры».

Северная часть номера отведена под столовую, предназначенную для праздничных обедов. Желто-белая цветовая палитра, четырехгранные столбы, увенчанные скульптурными изображениями женских голов, зеркала, расположенные перед окнами, создают атмосферу торжественности и одновременно легкости.

Фронт Фронт украшают скульптурные изображения девушек-жриц Храма Весты, хранительницы семейного благополучия. Скульптор А.А. Пименов создавал статуи с отражателями. Из вестибюля посетители могут подняться на второй этаж. Также третий уровень — церковь Николая Приятного.

Кухонный корпус дворца

Особенность двухэтажного здания, расположенного на северной оконечности Нефтяного луга, заключается в том, что солнечные лучи не проникают в помещения, где готовилась еда. Снаружи полукруглая форма, без окон, по максимуму декорирована лепниной и скульптурными элементами. Богатый декор скрыл истинное предназначение церемониала за пределами здания. На южном фасаде установлено 14 скульптур античных богов и героев.

Конюшенный корпус дворца

Выставочные залы расположены в здании конюшен в западной части Прато-дель-Олио. Два этажа подковообразного здания предназначались для размещения императорской свиты, бытовых помещений (конюшен, каретных сараев, зернохранилища, сена). Красивый внешний фасад скрывал прямое назначение здания.

Оранжерейный корпус

Содержит уникальную коллекцию экзотических растений. Интерьеры расписал академик Б. Медичи. Чугунные гермы были отлиты мастерами петербургского завода по образцам Росси.

Собственный сад

С восточной стороны Елагиноостровского дворца находится Собственный сад — регулярный сад, созданный для прогулок императрицы. Это было незабываемое зрелище, когда ведущий Top Gear Джереми Кларксон проезжал по своему заднему двору на судне на воздушной подушке.

Старый и Новый английские сады

Ландшафтные сады расположены к югу и западу от дворцового комплекса. Юго-восточная часть острова называется старым садом, где устроены тенистые аллеи и тропинки.

Фондовые коллекции

За все время работы музея сотрудниками собраны коллекции из 15 тысяч экспонатов. Главной особенностью этого предприятия всегда было предпочтительное формирование фондов:

  • изделия из стекла;
  • фарфор;
  • деревянная мебель;
  • драгоценные металлы и так далее

Все рекорды по количеству выставок были побиты со стеклянного дна.

Работы стеклодувов

В музее активно восстанавливается коллекция стекольных изделий, благодаря чему в фонде стали появляться работы стеклодувов, работающих не только на Ленинградском предприятии художественного стекла, но и в других подобных отраслях. Сейчас коллекция стекла в фонде составляет 8 тысяч экземпляров и представляет весь спектр русских произведений конца 20 — начала 21 века.

Предметы мебели

Основными образцами деревянного дна являются художественные произведения искусной мебели, отражающие всю историю развития этого искусства в XVIII — начале XX века. В коллекции много уникальных предметов мебели, выполненных по эскизам выдающихся мастеров и выполненных придворными мастерами Санкт-Петербурга.

Собрание фарфора

История строительства Елагинского дворца в Санкт-Петербурге

В этом фонде собраны уникальные расписные работы конца 19 — начала 20 века. В него вошли экспонаты Императорского фарфорового завода, Королевского Копенгагенского завода, а также российских частных компаний. Не остались незамеченными и образцы, созданные на фарфоровых заводах СССР. Кроме того, здесь собраны произведения авторской керамики конца 20 — начала 21 века, в основном здесь представлены изделия петербургской школы.

Режим работы Елагиноостровского дворца-музея:

  • Ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме понедельника и среды. Касса музея — с 10.00 до 18.00
  • «Музейная среда» — с 13.00 до 21.0. Касса музея — с 13.00 до 20.30
  • Выходной: понедельник
  • Санитарные дни: 27 июля, 30 ноября 2021 г
  • Актуальная информация об изменениях в программе работы — в разделе «Новости»
  • В случае штормовой тревоги вход в парк, музеи и выставочные залы может быть закрыт.

Стоимость входных билетов на постоянную экспозицию «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (1 этаж):

  • sTEAL 150 — взрослые
  • sTEAL 100 — школьники, студенты дневной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа)
  • бесплатно — льготная категория граждан (согласно Приказу ГС)

Стоимость входных билетов на выставку «Кабинетная история» (2 этаж):

  • 100 руб — взрослые
  • 50 руб. — школьники, студенты дневной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа)
  • бесплатно — льготная категория граждан (согласно Приказу ГС)
Источники

  • http://SnovaDoma.ru/castles/Palaces/elagin/
  • https://101mesto.com/geografiya-strany/goroda/sankt-peterburg/elagin-dvorets-v-sankt-peterburge.html
  • https://FB.ru/article/418838/elaginskiy-dvorets-v-sankt-peterburge-obzor-istoriya-i-interesnyie-faktyi
  • https://locusterra.ru/elagin-ostrov-v-peterburge/
  • https://elaginpark.org/central-park/museums/elaginoostrovskiy-dvorets-muzey/

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга