Исаакиевский собор: история строительства, архитекторы, фотографии

История собора

Архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге является Огюст Монферран. Храм был построен на месте древнего собора Святого Исаака Далматского, поэтому важным условием было сохранение алтаря предыдущего храма. Проект находился под руководством императора Николая I, и при строительстве храма были применены самые современные технологии тех лет.

Строительство длилось с 1818 по 1858 год, и 30 мая (11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение Исаакиевского собора. С 1991 года в храме ежедневно совершаются богослужения.

На внешних стенах и колоннах храма видны осколки и вмятины — это последствия бомбардировок и обстрелов во время Великой Отечественной войны. Во время блокады в Исаакиевском соборе находились экспонаты из Городского исторического музея, Летнего дворца Петра I и ленинградских подмосковных музеев.

С 1950 года и в течение 10 лет здание перестраивалось, на куполе установили смотровую площадку.

В настоящее время Исаакиевский собор имеет статус Государственного монументального музея и входит в музейный комплекс, объединяющий Храм Спаса-на-Крови и Музей камня. Церковная епархия неоднократно просила передать собор в ее полное ведение, но муниципальные власти отказывали. Споры по поводу передачи храма Китайской Народной Республике продолжаются.

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первый храм в честь святителя Исаака Далматского был возведен для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга. Скорее, он был перестроен из постройки сарая под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в праздник святого Исаака, женился здесь в 1712 году на Екатерине I. Уже в 1717 году, когда старая церковь начала приходить в упадок, было заложено новое каменное здание. Строительство велось под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Спустя полвека, когда вторая церковь Петра пришла в упадок, было заложено третье здание — в другом месте, чуть дальше от берега Невы. Его архитектором был Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора был объявлен в 1809 году Александром I. Среди его участников были лучшие архитекторы своего времени: Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их планов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по строительству и гидротехническим работам Августина Бетанкура работа над собором была поручена молодому архитектору Огюсту Монферрану. Это решение было неожиданным: у Монферрана не было большого опыта в строительстве — он зарекомендовал себя не зданиями, а чертежами.

Собор снаружи

Стены Исаакиевского собора облицованы серым мрамором. Их нельзя назвать гладкими — их буквально прорезают непомерные окна с огромными наличниками — такой прием зрительно увеличивает и без того крупную конструкцию. Такой же эффект создают огромные двери: площадь каждой — сорок два квадратных метра, вес створки — почти десять тонн.

Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор по-своему решил проблему архитектурно-художественного убранства здания. Следовательно, Исаакиевский собор — прекрасный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

В девятнадцатом веке скульптура широко использовалась для украшения зданий, и Исаак не был исключением. Грамотная компоновка скульптурных композиций сглаживает переходы от одной части конструкции к другой, усиливая впечатление отдельных элементов.

Строение собора стандартное для православных церквей XVIII века: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство разделено на три нефа внушительными колоннами.

Высота и длина собора – история в цифрах

Исаакиевский собор был освящен 30 мая 1858 года как собор столицы России. На его строительство и обустройство из казны была потрачена колоссальная по тем временам сумма: 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая тяжелая корова стоила 3 ​​рубля, а добротный дом можно было построить за 100–150 руб.

Размеры Исаака: высота — 101,5 метра, длина — 111,3 метра, ширина около 100 метров, внешний диаметр купола — 25,8 метра. Высота центральной части Исаакиевского собора составляет 69 метров, внешних частей — 28 метров каждая.

При строительстве Исаакиевского собора было внедрено множество новаторских идей, разработаны и применены передовые для своего времени технологии. Перед Монферраном стояла сложнейшая задача: соединить старые и новые основы.

Рабочие рыли траншеи, качали воду. Кроме того, в землю вбивались столбы, толщина каждого составляла около 28 сантиметров, а длина — 6,5 метра. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего было засажено 10672. Пространства между столбами засыпаны штыревым углем,

Кроме того, в траншеи заливали воду, после промерзания все бревна спилили на уровне кромки льда. На строительство фундамента ушло почти пять лет. В кладку вмонтировали специальные крючки, на которые закрепили мраморные облицовочные плиты. Снаружи их толщина составляет не менее полуметра, а изнутри — 20 сантиметров.

Кирпичные стены возведены толщиной от 2,5 до 5 метров. Известковый раствор использовался для склеивания, а металлические профили — для жесткости. Покрытие производилось параллельно.

По бокам фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, фактура которых не повторяется. Исаакиевский собор выделяется не только своими гигантскими размерами, но и богатой облицовкой как внутри, так и снаружи.

Колонны Исаакия: как сделаны

112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное здание Исаакиевского собора воздушным и ярким. Благородный и величественный вид придает внешняя отделка серым мрамором Рускеала.

Гранит для колонн, украшающих портик храма, добывался в карьере Путерлакс недалеко от Выборга. Монолиты были извлечены из шахты специально разработанным методом, позволившим сохранить целостность породы. Затем их сначала перевезли морем и из порта по специально построенной железной дороге на верфь. Это тоже было нововведением.

Архитектор предложил неожиданный вариант: сначала установить колонны, а затем возвести стены, продиктованный сложностью конструкции крыльца. Каждая колонна весит 114 тонн при высоте 17 метров. Для их установки спроектированы уникальные строительные леса, которые позволяют установить этих гигантов за 45 минут. Возведено 48 колонн.

Первой была возведена крайняя правая колонна северного портика 20 марта 1828 года. Присутствовал император со своей семьей. Под основание помещена платиновая медаль. В октябре 1830 г портик был завершен.

Золочёный купол собора

В 1837 году работы по возведению купола были завершены, и в верхней части были установлены 24 колонны. Купол Исаакиевского собора установлен на высоком тамбуре, окруженном 24 монолитными колоннами. Их подъем и установка начались 7 ноября 1837 года.

На специальных тележках по наклонному полу колонны катили на нижнюю площадку эшафота, которая поднималась от земли в центре купольного пространства. Здесь колонна была обернута войлоком и матом. Затем колонны подняли еще выше, к месту установки, по неглубокому полу, смазали мылом и салом.

Весь процесс подъема и установки колонны занял в среднем 2 часа, в работе было задействовано 500 человек. Подрядчиком выступил Василий Яковлев, купец 1-й гильдии. Он получил по 1000 рублей за подъем и установку каждой из 24 колонн. Последний монолит колоннады был возведен 26 апреля 1838 года.

По замыслу О. Монферрана, вокруг барабана главного купола предполагалось установить двадцать четыре колонны. До 1835 года решалось, из какого камня они будут сделаны. Архитектор О. Монферран был против предложения сделать также колонны из финского мрамора.

10 января 1835 г в своем обращении в Комиссию по строительству собора он настоял на том, чтобы колонны были вырезаны в граните, поскольку, по его словам:

1. Суровость климата не позволяет изготавливать колонны из кусков, а в Финляндии нет кусков мрамора настолько больших, что можно было бы вырезать цельную колонну.

2. Что касается изысканного вкуса, важно, чтобы гранит был найден во многих частях здания, чтобы создать идеальную гармонию с четырьмя крыльцами и цоколем, которые сделаны из гранита.

Барабан купола Исаакиевского собора украшен 24 бронзовыми фигурами ангелов и архангелов скульптора Йозефа Германа.

Внутри главный купол Исаакиевского собора привлекает внимание изумленной публики. Его свод украшает картина Брюллова «Богоматерь во славе», на которой изображена Богоматерь в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и святых покровителей царской семьи. К сожалению, художник не смог завершить работу по состоянию здоровья. Фон и фигуры апостолов на его карикатурах выполнил другой художник — Басин.

Барабан купола украшен фигурами двенадцати ангелов, которые смотрят на людей, пришедших в храм. Венцом композиции является серебряная фигура голубя высотой 80 метров. Пятифутовая птица — символ Святого Духа.

Все в этом невероятном храме восхищает и восхищает, ведь все сделано со знанием дела и изяществом. Несмотря на обилие ярких элементов, здесь нет ничего лишнего. Великолепие храма невозможно описать словами: посещение Исаака входит в обязательную туристическую программу.

Мозаика храма

Исаакиевский собор — уникальное сооружение. В нем есть то, чего вы не найдете в других храмах. При входе в Исаакиевский собор обращает на себя внимание мраморный иконостас, отделанный уральским малахитом и бадахшанским лазуритом. Но когда царские двери открываются, взоры всех присутствующих обращаются на большой витраж алтаря. Это алтарь воскресшего Господа.

Первоначально дизайн-проект интерьера разрабатывал баварский архитектор — Лео фон Клинце, но его версия была отклонена. Главный архитектор Огюст Монферран предложил свой вариант внутреннего убранства Исаакиевского собора. Он был одобрен и императором, и Синодом, несмотря на то, что витраж Клинце в алтарном окне остался внутри него.

Подобная деталь декора больше подходила для католических храмов. Хотя внешний вид витража в православном храме не противоречит ни взглядам Монферрана, ни духу эпохи русского романтизма. Таким образом, Исаак стал первым православным зданием, в котором витражи использовались для украшения главного алтаря.

Спаситель с золотым нимбом вокруг головы является потомком на облаке желто-голубого неба. Он носит пурпурный плащ, обрамленный золотой вышивкой с инкрустациями из драгоценных камней. Фигура занимает почти всю площадь окна, поэтому возникает ощущение, что Спаситель в следующий момент войдет в храм. Благодаря игре света кажется, что облако, на котором Христос плывет по небу. В его руках крест, на котором разворачивается алое знамя.

Это окно впечатляет своими размерами: 28,5 квадратных метров. Созданный в стиле итальянского Возрождения, он стал одним из крупнейших в Европе и самым большим в России. Производство курировал фон Клинце, который изначально предложил эту отделочную деталь. Автором художественного образа стала художница Генрих Мария фон Гессе. Изображение строго соответствует академическим традициям.

Такая блестящая работа — заслуга мастеров мюнхенской фабрики. Над этим проектом работал один из лучших мастеров стекла Эйнмиллер. Он создал свой шедевр из многослойного стекла, чтобы добавить к картине сотни оттенков.

Например, плащ Иисуса представляет собой двухслойное красно-желтое стекло. На золотом ореоле отдельные слои краски в трехслойном стекле были сняты по частям, что придало ему зеленоватый оттенок. Облака, на которых плывет Иисус, сделаны из дымчатого стекла, а знамена — бело-рубиновые. Лицо и открытые участки тела в пергаментном стекле.

Витраж был закончен в 1843 году и доставлен морем императорскому двору. Сначала его собрали для демонстрации императору. После максимального согласования картину разобрали и только по окончании строительства установили в окне алтаря.

Рама состоит из двух слоев: внешний — зеркальное стекло, а внутренний — само окно, состоящее из стеклянных элементов, склеенных свинцовой пайкой. Металлические застежки скрепляют остекление.

Главный враг внутреннего убранства Исаакиевского собора — влажность. В помещениях невозможно было создать постоянный микроклимат. А перепады температуры и влажность негативно сказались на картине.

Художникам пришлось изобретать новые, способные рисовать изображения, экспериментируя с красителями. Им приходилось переделывать одни и те же участки по несколько раз из-за нестабильности цвета. Всего за четыре года до завершения строительства был разработан состав, выдерживающий такие климатические условия.

Но вопрос сохранности картин оставался открытым. Монферран искал варианты замены картин и остановился на мозаике. Из Академии художеств художники Раев, Солнцев, Федоров и Шаповалов были отправлены в Италию для обучения искусству мозаики. Их учителями были итальянцы Рубиконди и Кокки из мастерской Барбери. В те времена работы итальянских мастеров мозаики славились своей реалистичностью, точной цветопередачей и яркостью эмали.

Русские художники адаптировали производство эмали к Академии и довели до совершенства. Для работы с картинами Исаака использовалось более 12000 различных оттенков эмали. Работы по переводу картин в мозаику начались в 1851 году и продолжались до 1917 года. Сейчас в храме 62 мозаичных полотна, их площадь превышает 600 квадратных метров.

последовательность действий была следующая: бетонная плита окантовывалась рамой и покрывалась тонким слоем штукатурки. Перенести точное изображение с оригинала. Штукатурка отслаивалась по частям и на место горловины устанавливалась эмаль соответствующего цвета и размера. Их зафиксировали шпаклевкой. Детали были тщательно адаптированы. После этого кусок перевернули, замазку очистили и залили бетоном. Лицевая сторона отшлифована, швы протерты цветным воском.

Работа эта была очень кропотливой. На изготовление квадратного метра холста ушло около года. Первоначально изображения иконостаса были заменены мозаиками.

Икона Тайная вечеря напоминает сюжет одноименной картины Леонардо да Винчи. Иллюстрированный вариант выполнен художником Живаго. На фреске Иисус в окружении учеников сидит за столом в роскошной комнате. Автору удалось передать весь спектр чувств учеников к Мастеру. Одни смотрят с уверенной любовью, другие — с удивлением. Каждый посетитель узнает горный хрусталь в образе предателя Иуды, настолько ярок его образ.

В этом полотне использована техника оптического изменения цвета. Чтобы добиться желаемого оттенка, художники подбирали цветные предметы таким образом, чтобы издалека они переходили в желаемый оттенок. Если вы внимательно посмотрите на белый плащ Иуды, то заметите, что он собран из кусочков разноцветной глазури.

В мозаичных картинах художникам удалось передать холодный блеск металла, нежность струящихся атласных тканей и живое тепло человеческих ладоней.

Не все работы выполнялись по одной и той же технике. Итак, мозаичное изображение апостола Петра, сделанное для купола, создается несколько иначе. Поверхность этой картины не была гладкой, поэтому свет, играющий по краям глазури, создает живую поверхность.

В 1862 году в Лондоне проходила Всемирная выставка. Были представлены мозаики Исаакиевского собора. Эксперты высоко оценили их, отметив, что русские довели производство небольших изделий до совершенства, невиданного больше нигде в Европе.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году он начал строительство собора по проекту Монферрана, но уже через год его проект подвергся резкой критике со стороны члена Комитета по строительству и гидротехническим работам Антона Модюи. Он считал, что при проектировании фундаментов и пилонов (столбов) Монферран допустил грубые ошибки. Это было связано с тем, что архитектор хотел максимально использовать оставшиеся фрагменты собора Ринальди. Хотя Монферран сначала отверг критику Маудуи изо всех сил, позже он принял критику, и строительство было приостановлено.

100 лет в лесах

В 1809 году был проведен конкурс на строительство новой церкви — третий собор не соответствовал внешнему виду Петербурга. Условием конкурса было сохранение трех освященных алтарей существующей церкви. Архитекторы представили проекты, но все они были отклонены Александром I.

Дело только в том, что рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана дошли до императорского стола. В 1818 году он подготовил проект, в котором намеревался сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундамент. Проект одобрил император.

Четвертый собор был торжественно освящен 12 июня / 30 мая 1858 г., в день памяти инока Исаака Далматского, в присутствии императора Александра II.

На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для людей, которых пока не хватало: люди даже забирались на крыши ближайших домов. Наконец, только в 1916 году с собора были сняты леса.

Святыни

В день освящения Священный Синод передал в дар Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицу мощей апостола Андрея Первого. В соборе установлена ​​чудотворная копия Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих на икону создали золотую одежду с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находился нерукотворный образ Спасителя, утраченный в советское время, в серебряном одеянии с бриллиантами; икона великомученика Пантелеймона с частицей его мощей в серебряном золоченом одеянии — дар собору в 1871 году от Афонского Пантелеимонова монастыря.

Справа от кафедры, по особому аналогу, находилась нерукотворная икона Спасителя, написанная Ф. Ф. Ухтомским (1693 г.), перед которой молился император Петр I.

XX век

С 1858 по 1924 год собор был главным собором Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.

В мае 1922 года при изъятии церковных ценностей из собора было вывезено 48 кг золотых предметов, более 2 тонн серебряных украшений.

А 12 апреля 1931 года в церкви открылся один из первых антирелигиозных музеев Советской России.

В 1990 году после длительного перерыва в соборе состоялось первое богослужение; Регулярные еженедельные службы начались в 2002 году, а с осени 2015 года в соборе проводятся ежедневные утренние и вечерние службы.

Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Храм — образец позднего классицизма. Высота здания составляет 101,5 метра, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем три алтаря: Исаакиевский Далматинский, Великомученица Екатерина и Александр Невский.

У пятиглавого храма есть еще четыре небольших купола со шпилями. Венчает собор большой купол, внешний диаметр которого составляет 25,8 метра. В отличие от большинства православных церквей в соборе нет восточного входа; Главный вход находится в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.

Здание украшают 112 гранитных колонн разных размеров. Работы по внутреннему убранству начались в 1841 году. Над убранством собора работали известные художники и скульпторы (Карл Брюллов, Петр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и другие.

Основной техникой была масляная живопись на специальном фоне, изображения также писались маслом на бронзовых пластинах. Самая большая композиция Исаакиевского собора — роспись купола, ее площадь составляет 800 квадратных метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.

Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга со временем почва испортилась и изображения пришлось переписывать, поэтому собор было решено украсить мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур, храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христова площадью около 30 квадратных метров.

Мифы и легенды

Столь длительное строительство собора было вызвано не сложностью работы, а тем фактом, что ясновидящий предсказал смерть Монферрана вскоре после завершения строительства храма. На самом деле архитектор умер через месяц после хиротонии Исаака. Воля архитектора — похоронить его в церкви — так и не исполнилась. Гроб с телом архитектора пронесли по храму, а затем доставили вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, блуждающий по ступеням собора — он не решался войти в храм. По другой легенде, дом Романовых обрушился после снятия лесов, долгое время окружавших собор после его освящения. Совпадение или нет, но леса были окончательно вырублены в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.

Режим работы Исаакиевского собора в 2021 году

  • Вход в музей: 10: 00-18: 00, ежедневно, кроме среды;
  • Вечерние программы: 18: 00-21: 30 (с 23 июля по 30 сентября, свободный день — среда);
  • Вход на колоннаду: с 10:00 до 18:00, ежедневно с мая по сентябрь, с октября по апрель, выходной день — третья среда месяца;
  • Вечерняя колоннада: 18: 00-21: 30 (с 16 июля по 30 сентября)

Время работы колоннады и смотровой площадки Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора
Колоннада Исаакиевского собора открыта с 10:00 до 18:00, в высокий сезон (с 1 мая по 30 сентября) — до 21:30. Посетительский вход и кассы закрываются за полчаса до окончания рабочего дня.

С 1 мая по 30 сентября колоннада открыта ежедневно. В других случаях, то есть с 1 октября по 30 апреля, каждая третья среда месяца — выходной.

Расписание богослужений в Исаакиевском соборе

День недели Богослужение Начальное время
Понедельник Пятница Литургия

Акафист / Вечерня, Утреня

8.00

16.00

В субботу Литургия

Он не спит всю ночь

9.00

16.00

Воскресенье Литургия

Акафист

9.00

16.00

Цена билета в Исаакиевский собор

Цена:

  • стандартный билет — 350 рублей;
  • держатели карты ISIC — 200 рублей;
  • дети и подростки от 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет и другие пенсионеры — 100 рублей (только для граждан России и Беларуси);
  • студенты, аспиранты, резиденты — 100 рублей (только граждане России и Беларуси).

Вход вечером (после 18:00) — 400 руб. Сниженная стоимость не распространяется на вечерние посещения.

Плата за бесплатный вход в Исаакиевский собор может быть использована:

  • герои СССР, России и полные кавалеры Ордена Славы;
  • члены многодетные (граждане России и Беларуси);
  • детский возраст до 7 лет;
  • бойцы;
  • инвалиды I или II группы с сопровождающим лицом;
  • лица, проходящие военную службу по призыву;
  • музейщики России.

Цена билета на колоннаду Исаакиевского собора

Стоимость билета на колоннаду — 200 рублей. Кроме того, туристу предоставляется аудиотур «Панорама Санкт-Петербурга».

Вход вечером (после 18:00) — 400 руб. Цена входного билета на смотровую площадку и крышу Исаакиевского собора одинакова, льготы на него не распространяются.

Чтобы пройти без очереди, билеты на колоннаду Исаакиевского собора можно приобрести онлайн

Входные билеты по сниженной цене нельзя забронировать онлайн, но их необходимо приобрести в день посещения в кассе при предъявлении документов, подтверждающих право на скидку.

Обзорная экскурсия по Петербургу с посещением Исаакиевского собора

Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу с посещением Исаакиевского собора
Эта экскурсия поможет вам познакомиться с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга в сопровождении опытного гида, который подробно расскажет вам о каждой из них.

В начале программы — прогулка по набережной Невы, где вы увидите главные площади города — Дворцовую и Сенатскую, полюбуетесь Васильевским островом, Медным всадником, Петропавловской крепостью, Зимним дворцом, Летний сад и Кампо ди Марте. В процессе вы узнаете об истории города.

После обзорной экскурсии вы посетите Исаакиевский собор. Ваш гид расскажет вам о его строительстве, убранстве, необычных фактах и ​​загадочных легендах. Внутри вы найдете фрески, мозаику, статуи и другие произведения искусства.

Продолжительность: 2,5 часа.

Стоимость: 1200 руб. Это групповой тур, стоимость указана на 1 человека. Максимальный размер группы — 25 человек. Входные билеты включены в стоимость.

Часы работы: Экскурсии проходят по пятницам, начиная с 10:30.

Что входит в экскурсию и что можно увидеть

Подъем осуществляется по цилиндрическому и мрачному колодцу. Освещение тусклое, в основном через небольшие окна. Всего вам предстоит пройти 211 шагов. Но это не самая страшная часть восхождения. Затем идет еще одна лестница — снаружи. Вместе с этой лестницей путешественникам предстоит подняться всего на 262 ступеньки. Но именно последние, внешние, часто становятся основанием для отказа от дальнейшего восхождения. Многим не удается преодолеть страх высоты.

Движение по смотровой площадке организовано по кругу вокруг центрального купола. Отсюда можно увидеть Сенатскую площадь, реку и собор. Вид слегка скрыт деревьями. Вы можете увидеть Васильевский остров, зеленый купол Казанского собора, башню Городской Думы. Хорошо видна шпиля башня, установленная на здании Адмиралтейства. Вы можете увидеть собор Святых Петра и Павла, Петропавловскую крепость на Заячьем острове и, конечно же, самое высокое здание Санкт-Петербурга: башню телецентра, высота которой сегодня составляет 326 метров.

А самое главное — великолепный вид на площадь и сквер возле церкви с фигурой апостола Филиппа. Отсюда можно увидеть скульптуры ангелов, которые инкрустированы в соборе, совсем с другой стороны.

С южной стороны площадки можно увидеть Мариинский дворец и Морской собор с пятью золотыми куполами. Хотя гостиница «Азимут», имеющая 18 этажей, как-то портит общее впечатление от старинных построек города. Если повезет, если день экскурсии будет солнечным, можно полюбоваться золотым сиянием куполов местных церквей.

С площадки открывается вид на Меншиковский дворец и Университетскую набережную. В солнечную погоду хорошо виден Большой порт с кранами складских компаний.

Наверху можно воспользоваться услугами аудиогида или самостоятельно полюбоваться панорамой города.

На высоте 43 метра всегда ветрено, поэтому рекомендуется иметь при себе теплую одежду. Необязательно носить каблуки, обувь должна быть максимально удобной. Вы можете не чувствовать головокружения при подъеме, но лестница крутая. Не рекомендуется брать с собой детей младше 8 лет. Даже если шансов упасть практически нет.

Что обязательно нужно посмотреть туристам

В залах собора три алтаря. Главный посвящен святому Исааку Далматинскому. Иконостас украшен колоннами из белого и малахитового мрамора. Прямо за иконостасом — витраж с изображением Воскресения Христова. Алтарь слева посвящен князю Александру Невскому, а алтарь справа создан в честь великомученицы Екатерины. Отличительной чертой этого храма является маятник Фуко, который демонстрирует непрерывное движение нашей планеты.

В военное время многие ценности, находящиеся в Исаакиевском соборе, не были повреждены и разграблены, так как хранились под ним в подвале здания. Верующим было разрешено посещать собор в 1991 году. Сейчас в храме проходят службы четыре раза в год.

освещение здания
освещение зданияОсвещение Исаакиевского собора
освещение здания

Интересные факты об Исаакиевском соборе

  • Впервые в Санкт-Петербурге на кафедре собора было основано Общество проповедников.
  • В процессе золочения куполов храма шестьдесят мастеров умерли от отравления парами ртути, а всего в строительстве собора приняли участие около четырехсот тысяч человек.
  • Согласно одной из местных легенд, строительство длилось так долго, поскольку ожидалось, что Монферран умрет после возведения собора. Архитектор умер через месяц после завершения главного проекта своей жизни.
  • Фотографии строительства собора были одними из первых снимков, сделанных в России.
  • При строительстве была использована одна из инновационных технологий: гальваника. Таким образом, впервые в мировой архитектуре появилась возможность размещать медные статуи на значительной высоте от земли.
  • В советское время в Исаакиевском соборе был открыт антирелигиозный музей, один из первых в стране.
Источники

  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/12490
  • https://www.culture.ru/materials/205393/10-interesnykh-faktov-ob-isaakievskom-sobore
  • https://peterburg.center/maps/isaakievskiy-sobor
  • https://foma.ru/isaakievskiy-sobor.html
  • https://www.spbmuzei.ru/isaakievskij-sobor-czena-biletov-kak-kupit-i-rezhim-raboty
  • https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/spb/isaakievskij.html
  • https://zametki-turista.com/rossiya-rossijskaya-federaciya/kolonnada-isaakievskogo-sobora.html
  • http://russiakrasava.ru/dostoprimechatelnosti-sankt-peterburga/isaakievskij-sobor-35-foto.html

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга