История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор

    Исаакиевский собор в Далмации (Исаакиевский собор) — крупнейший православный храм Северной столицы, самое красивое купольное здание в мире, музей-памятник, открытый для публики, главная достопримечательность Санкт-Петербурга и выдающийся образец русского культового зодчества.

Храм расположен на Исаакиевской площади, которая входит в архитектурный ансамбль центральных площадей Санкт-Петербурга, в который входят Сенатская, Адмиралтейская и Дворцовая площади.

Когда был построен Исаакиевский собор?

Самая первая церковь собора была возведена в 1707 году. Стоит также отметить, что изначально она была построена временно. Поэтому конструкция особо не окутывала.

Церковь построена из самых дешевых материалов, не слишком прочных и непрочных. Он особенно отличался скромностью и простотой архитектурного стиля. Только в 1717 году тот же государь Петр I лично заложил первые каменные плиты церкви Сант-Изакко. Потом это временное здание снесли и на его месте начали строить настоящую церковь со всеми прелестями и осторожным подходом.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история постройки и интересные факты

Строительство действительно затянулось, оно длилось более 10 лет. Стены храма возводились с особым рвением и трепетом. Главным архитектором проекта был известный мэтр того времени — Н. Гербель, вместе с ним в строительных работах главные роли исполняли: Г. Кьявери, М. Земцов. Здание получилось очень красивым. Он был сделан из прочного белого камня. Здесь же находилась большая колокольня, которую украшали шпиль и карильон.

Само здание полностью напоминало собор Петра и Павла, возведенный в том же веке. Здание церкви располагалось на неукрепленном берегу реки. Сегодня на этом месте стоит памятник Петру I. На стенах здания образовались большие трещины, потому что почва быстро осела. А уже в 1763 году здание пришло в упадок, поэтому его пришлось полностью разрушить.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история постройки и интересные факты

Предшественники современного храма

Храм назван в честь византийского монаха, жившего в IV веке нашей эры — Исаака Далмацкого, почитаемого церковью за дар прозорливости. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем ​​рождения Петра Великого, который почитал святого как своего небесного покровителя.

Первая церковь

По распоряжению императора в 1710 году была возведена деревянная церковь для 10 тысяч человек, работавших на верфях Адмиралтейства. На лужайке Адмиралтейства под храм приспособили чертёж — одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и небольшой купол с крестом.

Для устройства храма в честь почитаемого святого царь подарил личные иконы, и функции проводятся с 1710 года. 19 февраля (1 марта 1712 года) Петр I женился на своей жене Марте Скавронской (Екатерина Алексеевна — Екатерина). I) во время порывов валов Петропавловской крепости в наспех построенной церкви, пропитанной смолой. Церковь, которая оказалась тесной для развивающегося города, вскоре была разобрана.

Вторая церковь

Каменное строительство началось в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень в новый собор. Церковь построена в стиле «петровского барокко» по проекту известного архитектора петровской эпохи Георга Маттарнови.

Неукрашенные гипсовые фасады, окна с ямбургским остеклением, кирпичные сводчатые потолки и восьмиугольный купол, а также стройная колокольня с колоколами — все это приближало церковь к Петропавловскому собору. Завершал образ арочный шпиль с флюгером — золотым ангелом, держащим крест.

Строительство было завершено за 10 лет. Сменились архитекторы, работы приостановлены. Богослужения в новом храме, несмотря на несовершенство, начались в 1722 году. В 1723 году по приказу Петра чины Адмиралтейства и флота торжественно принесли присягу в храме.

Петр I не дожил до завершения строительства. Фундамент церкви размыл Невой, дорогостоящий ремонт вынудил городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.

Третья церковь

Третий собор решили построить подальше от злой Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство было поручено архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект сложного пятиглавого храма, облицованного мрамором. Собор был заложен 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, и придворный архитектор уехал на родину.

Храм был построен при Павле I. Проект был кардинально изменен: по заказу Ринальди на роскошном мраморном фундаменте возведена кирпичная надстройка с куполом. Убогая постройка выглядела нелепо и не соответствовала состоянию города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.

Жизнь четвертая

В начале 19 века было решено построить новый собор, который прослужит века. Был проведен конкурс, победителем которого стал Огюст Монферран. Строительство началось в 1818 году, но процесс длился до 40 лет. Согласно легенде, архитектору было предсказано, что его жизнь закончится, как только собор будет достроен.

Совпадение или нет, но Монферран умер через месяц после хиротонии. Правда, строительство замедлилось не из-за пророчества. Как выяснилось, найти в Петербурге место для строительства такого тяжелого фундамента было непросто.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма: красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора был утвержден только в 1818 году. Положение «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который создал и передал 24 проекта будущего храма Николаю I, лично курирующему его строительство. Король утвердил проект пятиглавого храма с колоннами и аркадами, который был построен в 1818–1858 годах.

19 век, открытие собора

Исаакиевский собор — образец позднего классицизма, в котором появились новые направления: неоренессанс, эклектизм и византийский стиль. Архитектурный облик храма не характерен для постройки русского храма. Вес собора — 300 тысяч тонн, самого тяжелого сооружения Петербурга. Высота 101,5 метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь составляет 4000 квадратных метров, храм может вместить 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и смелые для своего времени технологии. Для болотистой местности постройка была необычно тяжелой: в основание фундамента пришлось вбить 12000 сосновых столбов дегтя. Здесь лежит прочный 7-метровый гранитно-каменный фундамент.

В карьерах на финском побережье, недалеко от Выборга, строители сбили гранитные колонны. Резчики по камню изобрели метод извлечения монолитных блоков: они просверливали в скале отверстия, вставляли в них клинья и били их до тех пор, пока в камне не появилась трещина.

В прорезь вставлялись железные рычаги с кольцами, через которые продевались веревки. Затем их бросили 40 человек, постепенно разбивая гранитные блоки. Камни доставляли на стройку по железной дороге, хотя железных дорог в России в то время не было.

Перед возведением стен храма Монферран установил 17-метровые колонны, чего раньше не делали. С помощью запланированных строительных лесов 114-тонные колонны, обернутые войлоком, были установлены вертикально за 45 минут. Царская семья подошла к подъему первой колонны с портретом Александра I, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и была завершена в 1830 году.

Монферран

Стены храма толщиной 5 метров были покрыты мрамором изнутри и снаружи. Сводчатые кирпичные перекрытия с железными рамами также были покрыты мрамором. В стенах собора были созданы вентиляционные ходы, световые галереи предназначались для естественного освещения.

Работа с куполом храма

Купол храма был отлит из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с добавлением меди, которая облегчила его вес, и облицован листами позолоченной меди. Внутри купола разместили 10 000 керамических горшков для улучшения акустики. В 1841 году на основании собранного купола были подняты 24 колонны весом 64 тонны каждая для установки вокруг купола.

Купол храма

Каждая колонна поднималась по специально разработанной схеме. На золочение колонн было потрачено 100 кг чистого золота. Соборная колоннада — самая высокая смотровая площадка в центре города. Купол собора виден из Финского залива.

на стройке века работало 400 тысяч слуг по 16 часов в сутки в будние, праздничные и воскресные дни. Четверть слуг-строителей умерли от несчастных случаев и болезней. В 1842 г собор был возведен на 32 миллиона рублей серебром. Далее — окончание сроком на 16 лет. Собор был освящен 30 мая 1858 г и открыт для торжественных мероприятий.

Убранство Исаакиевского собора

Исаакиевский собор — выдающийся памятник русского зодчества первой половины XIX века, в котором ярко проявляется синтез архитектуры с различными видами монументального искусства. Он сочетает в себе черты позднего классицизма, неоренессанса, византийского стиля и эклектики.
Для любителей математики вот несколько цифр:

  • Площадь застройки: 10 862 кв. М.
  • Длина с востока на запад: 111,28 м.
  • Ширина с юга на север: 97,6 м.
  • Внешний диаметр купола: 25,8 м.
  • Вес купола: 2226,5 тонны.
  • Высота креста над главным куполом: 3,45 м.

План собора:

Тема внутреннего и внешнего убранства Исаака безгранична, как море, поэтому кратко остановимся на ней. В конце концов, мы можем бесконечно говорить только об одном использовании мрамора в храме.

Во время строительства собора мода на архитектурный стиль изменилась. Это сильно повлияло на его внешний вид. Собор считается последним великим сооружением позднего русского классицизма, отличающимся монументальностью, величием, строгими пропорциями и связью с окружающими постройками. Особенно это заметно в капителях южного и северного портиков Исаакиевского собора, копирующих портики римского Пантеона.

Монферран в отчете Комиссии по строительству Исаакиевского собора отмечал, что «макет столицы коринфского ордена завершен. Эта модель сделана так, как и положено, и может быть признана безупречной, поскольку сочетает в себе точную имитацию модели, красоту форм и спокойствие древней столицы, написанное Римом».


Однако великолепие общей композиции и деталей, сочетание элементов различных стилей (особенно в интерьере) демонстрируют постепенный отказ от принципов классицизма в пользу эклектики.

Мрамор и гранит

Среди выдающихся памятников архитектуры Исаакиевский собор выделяется тем, что при его строительстве и отделке необычайно широко использовались различные виды цветного камня. Здесь использовано более 40 видов минералов и горных пород из месторождений России, Европы и Азии. Неслучайно академик А.Е. Ферсман определил Исаакиевский собор «музеем цветного и обнаженного камня».


Завершает собор купол с восьмиугольным фонарем. Он установлен на высоком барабане, окруженном 24 гранитными колоннами. По бокам тамбура на прямоугольных выступах-подступенках расположены четыре колокольни.

До 1835 года решалось, из какого камня они будут сделаны.

Архитектор О. Монферран был против предложения сделать также колонны из финского мрамора. 10 января 1835 г в своем обращении в Комиссию по строительству собора он настоял на том, чтобы колонны были вырезаны в граните, поскольку, по его словам:

«1. Суровость климата не позволяет делать колонны из кусков, а в Финляндии нет кусков мрамора настолько больших, что можно было бы разрезать цельную колонну.

2. Что касается изысканного вкуса, важно, чтобы гранит был найден во многих частях здания, чтобы создать идеальную гармонию с четырьмя портиками и цоколем, которые сделаны из гранита».

Балюстрада у основания купола Исаакиевского собора украшена 24 бронзовыми скульптурами ангелов, выполненными по моделям И. Германа. Тематически скульптуры символизируют этапы земной жизни Иисуса Христа и его заповедей. Для создания моделей Герман использовал слепки античных статуй из Музея впечатлений Академии художеств.

Внешний вид собора

внешний вид собора

При взгляде на Исаакиевский собор быстро становится ясно, что храм отличается от своих сверстников. И не только своей монументальностью, но и богатым убранством как снаружи, так и внутри.

На строительство храма была выделена колоссальная сумма — 23 миллиона рублей. Для справки, дом в те времена можно было построить за 130-140 рублей.

При строительстве было использовано 43 вида минералов, для основания — гранит, для стен — мрамор Рускеальский серый. Гранит для Исаака был доставлен с берегов Финского залива на специальных кораблях в виде огромных блоков гранита.

Исаак украшают 112 массивных каменных колонн. Со всех сторон собор украшают колоннады с аркадами, на которых фигуры 12 апостолов и фронтоны по-библейски украшены горельефами скульптора Ивана Виталия. Благодаря задумке самого скульптора, дубово-бронзовые двери удачно вошли в дизайн собора. Они представляют собой сцены из жизни Иисуса Христа и фигуры святых.

Интерьер

В Исаакиевском соборе можно увидеть уникальное собрание русской монументальной религиозной и исторической живописи 1840-1850 годов. Он украшен 170 картинами (большинство написано маслом по гипсу, остальные — на холсте и меди).

Огюст Монферран подготовил проект размещения участков в Исаакиевском соборе по желанию Священного Синода и лично Императора Николая I. Они относятся к важнейшим событиям библейской истории.

В западной части собора есть росписи на ветхозаветные сюжеты, а в центральной и восточной частях храма — на евангельские сюжеты. Праздничные иконы, написанные художниками Т. Неффом, К. Штайбеном и К. Муссини, находятся в двадцати колонных нишах.


Важную роль в убранстве собора играет позолоченный орнамент свода собора. Наиболее распространенные мотивы — меандр, тесьма, пальметта, листья и цветы лотоса; широко используются спирали, жемчуг, ионика, волны; повсюду венки из листьев и завитков аканта, цветы и плоды, причудливо переплетенные усики. В интерьере сочетаются мотивы итальянского Возрождения, барокко и ампира — особый шарм Исаакиевского собора.

Изготовление скульптурных моделей сводов, штукатурка и лепнина архитектор доверил Ивану Петровичу Виталию «мастеру лепки» Ивану Дылеву. Он был талантливым слугой, которого Виталий помог выкупить и сделал его бессменным помощником. Они не только сделали украшения собора, но и в точности повторили некоторые из них в оформлении Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца.

Пропорции скульптур святых и ангелов намеренно искажены с учетом восприятия снизу с расстояния 28 метров.


Роспись в Исаакиевском соборе курировал величайший представитель российской академической школы, ректор Академии художеств Василий Козьмич Шебуев.


«Портрет заслуженного ректора Академии художеств Василия Кузьмича Шебуева».
Холст, масло. 1852 г., Государственный Русский музей. Один источник

Живописный декор создавали в основном выпускники Императорской Академии художеств, а также зарубежные мастера: Василий Козьмич Шебуев, Федор Антонович Бруни, Карл Павлович Брюллов, Федор Павлович Брюлло, Петр Васильевич Басин, Евгений Александрович Плюшар, Тимофей Иогреевич. Конрад Дорнер, Козрое Дуси, Федор Семенович Завьялов, Николай Аполлонович Майков, Алексей Тарасович Марков, Константин Антонович Молдавский, Чезаре Муссини, Петр Михайлович Шамшин, Карл Карлович Стейбен, Семен Афаназьевич Живаго, А.С.


В работе художников была установлена ​​строгая последовательность. Сначала были просмотрены и приняты эскизы, затем мультфильмы в натуральную величину и, наконец, картины на стенах. Работа была оценена многими авторитетами: Советом Академии художеств, Комиссией по строительству собора, Синодом и лично императором Николаем I. Если художник намеревался внести изменения в картину, он должен сначала сообщить об этом в Комиссия, Комиссия — Синод. Последовал обмен картами, после чего предложение было либо принято, либо отклонено.

Обратите внимание, что сначала Огюст Монферран предположил, что храм будет украшен фресками и картинами на религиозные темы. Однако в морозную петербургскую погоду картина пришла в упадок еще до освящения собора, и все решили перевести в мозаику.

Советский период

Краткое описание Исаакиевского собора, как и других церквей, невозможно представить без советского периода, когда были гонения на верующих, церкви массово закрывались и даже разрушались.

В 1918 году собор передали наркомату. Однако в 1919 году церковь и ее владения были переданы прихожанам, которые, в свою очередь, обязаны нести все расходы по содержанию здания. В 1922 году произошла конфискация ценностей: из собора вывезено 48 килограммов золота и около 2 тонн серебра. В апреле того же года протоиерей был арестован. Через 6 лет договор с прихожанами расторгается и здание передается в Главнауку. Еще в 1931 году здесь был открыт антирелигиозный музей.

Краткое описание Исаакиевского собора во время Второй мировой войны могло начаться с того, что здание сильно пострадало в результате бомбардировки. По сей день на стенах сохранились следы бомбардировок. В период блокады в соборе хранились артефакты из загородных музеев.

В 1948 году в здании открыли музей «Исаакиевский собор», через два года началась реставрация: на куполе установлена ​​смотровая площадка.

Службы в церкви возобновились с 1990 года и проводятся ежедневно с 2017 года.

Собор во время Блокады Ленинграда

собор во время блокады ленинграда
До сих пор в Исаакиевском соборе сохранились следы бомбардировок и даже осколки снарядов. А стены пострадали от холода: во время Великой Отечественной войны храм не отапливался.

Ленинградцы своими руками покрыли храм темно-зеленой краской, чтобы нарисовать на огромном, бросающемся в глаза золотом куполе. Хотя прямых попаданий собор ни разу не пострадал. Многие говорили, что немецкие войска использовали его в качестве ориентира в этом районе.

В годы войны Исаак использовался как склад. Из окраин Ленинграда, Летнего дворца Петра I и Городского исторического музея были привезены музейные экспонаты, эвакуировать которые не удалось. Таким образом, все сокровища музея оставались целыми в течение 900 дней, а перед собором жители города разбили огород, где выращивали капусту во время блокады.

Собор сегодня

собор сегодня

В 1948 году храм получил статус музея. Только в 1963 году была завершена реставрация Исаакиевского собора. Музей атеизма перенесен в Казанский собор, а памятник Фуко, свидетельствующий о вращении Земли, снят.

Как уже упоминалось, в 1990 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме первую Божественную литургию.

В 2005 году было подписано соглашение о совместной деятельности между Исаакиевским собором и Санкт-Петербургской епархией. Храмовые службы теперь проходят каждое воскресенье и праздничные дни, а также концерты и экскурсии для детей и взрослых.

Музей

Строительством собора руководит Санкт-Петербургский государственный бюджетный институт культуры «Государственный памятник-музей» Исаакиевский собор. Учреждение подчиняется Комитету по культуре и Комитету по связям с недвижимостью Санкт-Петербурга. Собственником здания собора является Санкт-Петербург с 2012 года в федеральной собственности, передача осуществлена ​​в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г.

В 2015 году Исаакиевский собор посетили 3,7 миллиона человек. Кроме того, на богослужениях в соборе присутствовало 11 226 прихожан (вход в настоящее время бесплатный). Всего в музее «Исаакиевский собор» работает около 400 человек. В музее издается собрание научных трудов «Отдел».

Выручка музея от оказания платных услуг в 2015 году составила 728 миллионов 393 тысячи рублей. Ежегодные налоговые платежи в городской бюджет составляют от 50 до 70 миллионов рублей. Музей полностью самодостаточен благодаря платному входу, без субсидий из муниципального или федерального бюджета.

Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Храм — образец позднего классицизма. Высота здания составляет 101,5 метра, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем три алтаря: Исаакиевский Далматинский, Великомученица Екатерина и Александр Невский.

У пятиглавого храма есть еще четыре небольших купола со шпилями. Венчает собор большой купол, внешний диаметр которого составляет 25,8 метра. В отличие от большинства православных церквей в соборе нет восточного входа; Главный вход находится в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.

Здание украшают 112 гранитных колонн разных размеров. Работы по внутреннему убранству начались в 1841 году. Над убранством собора работали известные художники и скульпторы (Карл Брюллов, Петр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и другие.

Основной техникой была масляная живопись на специальном фоне, изображения также писались маслом на бронзовых пластинах. Самая большая композиция Исаакиевского собора — роспись купола, ее площадь составляет 800 квадратных метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.

Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга со временем почва испортилась и изображения пришлось переписывать, поэтому собор было решено украсить мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур, храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христова площадью около 30 квадратных метров.

Что изображено на потолке Собора?

Исаакиевский собор сверху донизу украшен фресками, мозаиками, скульптурами, мраморными украшениями. Если встать прямо под куполом и посмотреть вверх, то можно увидеть одно из произведений Карла Брюллова: плафон с изображением Богородицы в молитве. Справа от Богородицы Иоанн Креститель, а слева Иоанн Богослов. Далее по кругу — небесные покровители Дома Романовых. В центре плафона изображен белый голубь, символизирующий Святого Духа. Многие искусствоведы трактуют этот сюжет как обожествление власти Романовых. Также известно, что Брюллов исполнял эту картину 4 года.

Что написано на фасаде Собора?

На северном фасаде — барельеф «Воскресение Христово»: виден Сам Христос, по обеим сторонам ангелы, а за ангелами люди, потрясенные увиденным. Под рельефной композицией золотыми буквами выгравирована надпись: «Господи, силою Твоей возрадуется царь».

На западном фасаде изображена «Встреча Исаака Далматского с императором Феодосием». Справа от барельефа — фигура Исаака, благословляющего императора и его жену. Воины кланяются ему за спиной. В левом углу барельефа изображена фигура с макетом собора — архитектор О. Монферран. Под барельефом надпись: «Царю царей»

Южный фасад украшает барельеф «Поклонение волхвов», в центре которого изображена Мария с младенцем, а по бокам — пришедшие поклониться волхвы. Под барельефом надпись «Мой храм, он будет называться храмом молитвы».

На восточном фасаде расположен барельеф, изображающий, как Исаак Далматский останавливает императора Валентина. В центре — фигура императора верхом на коне, слева от него Исаак. Позади Исаака изображены солдаты, сковывающие руки. И надпись под барельефом: «Надеюсь на Тебя, Господи, не будем вечно стыдиться»

Как возникли росписи?

Интерьер Исаакиевского собора занимает четыре тысячи квадратных метров. На стенах и сводах сохранилось 103 росписи и 52 полотна. Цикл религиозно-исторической живописи создали 22 художника. Среди них известные Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин и многие другие академики. И маститые, и малоизвестные живописцы в своей работе подчинялись единому алгоритму:

  • подготовить эскиз картины;
  • если это было одобрено высшей комиссией императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, они писали картину в натуральную величину — на картоне;
  • только тогда он начал создавать холст или картину.

Раскрывая библейские сюжеты, художники были обязаны соблюдать каноны национальной академической школы:

  • первенство героя;
  • сбалансированный состав;
  • традиционная цветовая гамма: красные, синие, белые тона.

При этом храмовый порядок апеллировал не к мастерству, а к умению. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если присмотреться, библейские герои Федора Бруни отличаются трагизмом, а сюжеты мистичны. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных на небо персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не жалея сил писали детали.

Над Исаакиевским собором трудились тысячи неизвестных художников, скульпторов и архитекторов, не искавших славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектура, живопись и скульптура.

О чем молчат стены

Купол, или плафон, площадью 816 квадратных метров, большей частью расписан знаменитым Карлом Брюлловым. Эскиз Богородицы в окружении святых, серия «Страсти Христовы» была завершена художником в 1848 году. Он едва не нарисовал огромный купол, когда сырость и холод подорвали его здоровье. Освободившись от работы, художник уезжает на лечение в Италию.

Дело Брюллова завершил научный сотрудник Петровской бассейновой академии. По мнению искусствоведов, живопись Брюллова доминирует в декоративном ансамбле собора. Лучше других выдержал Великую Отечественную войну и влажность. Потеря верхнего слоя составила всего 15%. И его восстановили через три месяца — после войны.

Петр Басин — чиновник, променял свою карьеру на курсы рисования и стал академиком. Он очень активно занимался храмовой росписью. Создал не менее 40 картин религиозного содержания. Ключ — «Нагорная проповедь» над южными дверями и «Несение креста» на центральном чердаке; роспись приделов Александра Невского и Екатерины Великой.

Впоследствии «Несение креста», «Тайная вечеря» Семена Живаго на главном иконостасе, иконы первого яруса, созданные Неффом, росписи парусов главного купола и пилонов были заменены мозаичными панно на основе по эскизам художников. Этот метод спас их от гибели.

Изначально французская технология Arce-Tenor использовалась для окраски чердака, свода и купола. Они написаны маслом по гипсу, загрунтованы оригинальным раствором: воском, маслом, оксидом свинца. Почву вносили теплой, натирали, засыпали известью в масле. Техника не окупилась. Менее чем через 15 лет краска начала отслаиваться, и потребовалась реставрация.

Триумф русских иконописцев

Семен Живаго — сын рязанского купца-самоучки. Вместе с Тимофеем Неффом и Федором Брюлловым они создали главный иконостас Исаакиевского собора. 30 ликов святых, 12 из которых из Живаго, похожи на единый дух.

Выделяются скульптурные изображения «Христос во славе», «Тайная вечеря», «Молитва о чаше» над жертвенником Живаго, а также царские врата в обрамлении «Христос Спаситель» и «Богородица с младенцем» Нефф. Исаак Нефф, внебрачный сын экономки, получил за картину звание профессора.

Федор Бруни создал 25 своих карикатур в Италии. Сегодня они хранятся в Русском музее. Вместе со своими учениками он перенес 12 сцен на чердачные своды и потолочные светильники. Все, что он создал, проникнуто искренними чувствами, бьет по нервам. «Сотворение мира за шесть дней» приводит к трагическому «Великому потопу» и многообещающему «Ноеву жертве после потопа”.

любопытно, что «Страшный суд» итальянского мастера находится в восточной части собора, посвященной Новому Завету, где расположены алтарь и иконостас. Хотя, по традиции, это должно быть на Западе, среди историй Ветхого Завета… К сожалению, работы Бруни со временем пострадали больше других.

Что дошло до потомков

На протяжении полутора веков Исаакиевский собор неоднократно пользовался услугами реставраторов. Самый горький урон, местами смертельный, был нанесен ему холодом, сыростью и войной. В 40-х годах прошлого века стены и своды деформировались осколками бомб и пуль. Очки разбиты. В крыше были дыры. Великолепные интерьеры были засыпаны мокрым от дождя снегом, краска съела мороз, грязь и сырость. Нашествие варваров разрушило «Страшный суд» фрагментарно”.

Пять послевоенных лет ушло на ремонт инженерных сетей и кровли, остекление и очистку куполов от защитной краски и консервацию краски. Только в 1954 году были найдены средства и силы для возрождения утраченной иконописи. Роспись собора Святого Исаака Далматского реставрировалась восемь лет. За сложный процесс отвечал легендарный Яков Казаков. Художник первой линии, уроженец Ленинграда, благодаря которому не только собор и Екатерининский дворец Царского Села засияли во всей красе, но и воссоздана разрушенная итальянская живопись XVIII века в Петергофе, Гатчине, Ораниенбауме, Павловске.

Собор в цифрах


Общий вес всего Исаакиевского собора составляет 300000 тонн
Площадь собора 4000 квадратных метров
одновременно в соборе могут находиться 7500 человек
Общий вес золотого украшения — 100 килограмм
Вес верхней колоннады — 67 тонн

Интересные факты

интересные факты

  1. Из-за того, что земля, на которой был построен собор, заболочена, пришлось посадить более 10 000 столбов.
  2. Теперь они держат собор. А чтобы они были одинаковой высоты по всему периметру, архитектору пришла в голову идея затопить карьер водой. Когда вода поднялась, столбы срезались до уровня поверхности водоема.
  3. Существует легенда, что собор строили так долго не из-за сложности выполняемых работ, а потому, что некий провидец предсказал смерть Огюста Монферрана после завершения строительства. Так и случилось. Знаменитый архитектор скончался через месяц после освящения храма.
  4. Лишь в 1990 году Исаак впервые провел религиозную службу после перерыва в 1922 году.
  5. Сейчас собор имеет статус музея, но богослужения в нем проходят по расписанию.
  6. Для украшения интерьера Исаакиевского собора было использовано 400 кг золота.
  7. По другой легенде, дом Романовых должен был обрушиться после полного завершения строительства Исаака, которое было завершено в 1916 году. Удивительно, но Николай II отрекся от престола годом позже, в 1917 году.
  8. В 1930-х годах в соборе располагался антирелигиозный музей.
  9. Было сфотографировано строительство храма; эта фотография — одна из первых, сделанных в нашей стране.
  10. Во время революции 1922 года из храма было изъято 22 кг золота и более 22 тонн серебра для нужд голодных Поволжья
Источники

  • https://ArchitectureGuru.ru/Isaakievsky-cathedral/
  • https://traveltimes.ru/%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B2-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80/
  • https://FB.ru/post/culture/2021/10/26/333595
  • https://spbcult.ru/articles/istoriya-peterburga/isaakievskiy-sobor-ot-ambara-do-muzeya/
  • https://staff-online.ru/istoriya-isaakiyevskogo-sobora-v-sankt-peterburge-kratko-interesniye-fakti/
  • https://religiya.temaretik.com/1531980473861409621/isaakievskij-sobor-kratkoe-opisanie-dolgostroya-i-nastoyaschej-sokrovischnitsy-tsvetnyh-kamnej/
  • https://tass.ru/info/3932397
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/12490
  • https://tursputnik.com/2016/03/interesneyshie-fakty-ob-isaakievskom-sobore.html
  • https://peterburg.center/maps/zhivopis-isaakievskogo-sobora.html

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга