Казанский собор в Петербурге: история создания, архитектор здания, фотографии, музей

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге

Архитектор собора — Андрей Никифорович Воронихин. Строительство храма длилось 10 лет с 1801 по 1811 год. Строительство велось на Невском проспекте, где когда-то стояла небольшая церковь Рождества Богородицы.

Новый храм начали строить по приказу императора Павла I, который хотел создать собор для чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Церковь построена исключительно из отечественных материалов, в основном карелов. Масоны, кузнецы и плотники были крепостными. Строительство Казанского собора стало началом открытия ремесленной школы инженеров, архитекторов и градостроителей.

Над созданием храма трудились несколько тысяч рабочих. Несмотря на нехватку оборудования и крайне тяжелые условия труда, самый большой собор в Санкт-Петербурге был построен. Его высота достигает 71,5 метра, а огромные колонны весом до 30 тонн каждая поражают своими размерами.

Открытие храма произошло накануне Отечественной войны 1812 года. Сюда пришли завоеванные французские знамена и знамена, некоторые до сих пор висят на стенах собора, хотя большая их часть хранится в Москве. В северо-восточной части храма находится могила М.И.Кутузова — знаменитого полководца, главнокомандующего русской армией в годы Отечественной войны 1812 года. Поскольку история церкви тесно связана с войной, собор получил титул памятника русской воинской славы.

Описание собора

Император Павел I хотел построить собор, похожий на церковь Сан-Пьетро в Риме. Вот почему он выбрал проект, который лучше всего отвечал этой потребности. Казанский собор в Санкт-Петербурге выполнен в стиле ампир, в виде классической римской базилики и крестово-купольной церкви.

Длина собора с запада на восток составляет 72,5 метра, а с севера на юг — 57 метров. Ширина от купола до западных ворот около 30 метров. Колоннада собора состоит из 126 колонн: 94 — со стороны Невского проспекта, 20 — с юга и 12 — с запада.

Интерьер разделен колоннами на три нефа. Центральный неф — самый широкий и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Пол храма выложен замысловатой мозаикой из разноцветного мрамора и кварцита, что делает Казанский собор практически музеем природного камня. Единственным материалом «нерусского» происхождения был французский алебастр, из которого были сделаны розетки цветов на потолке.

Соборный крест расположен на куполе, поддерживаемом четырьмя пилонами. В его барабане вырезано 16 окон, через которые в храм проникает солнечный свет. Диаметр купола составляет более 17 метров, что делает Казанский собор одним из самых высоких купольных построек.

Главным акцентом внешнего убранства собора являются бронзовые двери, являющиеся копией знаменитого храма Флорентийского баптистерия.

Лучшие русские мастера — Пименов, Мартос, Екимов, Гордеев, Прокофьев и другие — работали над скульптурами и барельефами для украшения собора. Роспись храма выполнена в академическом стиле, с явной имитацией мастеров эпохи Возрождения. Самая известная картина — «Взятие Богородицы на небо» Карла Брюллова. Казанский собор в Санкт-Петербурге стал ярким образцом европейского искусства, в нем гармонично сочетаются архитектура, скульптура и живопись.

Императоры и архитекторы Казанского собора

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в стиле барокко с деревянным куполом и колокольней над входом по проекту архитектора Михаила Земцова при императрице Анне Иоанновне.

Строительство современного Казанского собора началось при императоре Павле I, а строительство храма завершил его сын Александр I Павлович. Указом Павла I в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора взамен полуразрушенного храма Рождества Пресвятой Богородицы.

В конкурсе приняли участие известные архитекторы: П. Гонзаго, К. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Сначала Павел I выбрал дизайн Кэмерона, но затем император передумал. Год спустя граф Александр Строганов предложил правителю новый проект, созданный тогда еще молодым, но талантливым архитектором Андреем Воронихиным.

Причина, по которой император выбрал Андрея Воронихина для строительства Казанского собора, также точно не известна. Казанский собор был построен в стилях ампир и классицизм в 1811 году. По желанию императора Павла I внешний вид Казанского собора был спроектирован по образу монастыря Святого Петра в Риме.

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Павел I планировал построить новый Казанский собор на месте старинной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император организовал конкурс дизайна, в котором приняли участие архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов посоветовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, не участвовавшего в конкурсе. Императору нравились его работы. Воронихин был назначен главным архитектором, а Строганов — председателем совета директоров при строительстве собора.

Рим, Флоренция, Петербург

Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Сан-Пьетро. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, перекликающуюся с дизайном итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не располагались по периметру, они открывались в сторону Невского проспекта. Боковая северная сторона храма стала лицевой. По замыслу Воронихина, колоннада должна была быть возведена с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.

Северные двери собора отлиты из бронзы по образцу «небесных дверей» флорентийского баптистерия — оригинал был создан в 15 веке скульптором Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурный заем и даже называли его «переписчиком».

Музей российского природного камня

Казанский собор называют Русским музеем природного камня. Основным декоративным материалом служил известковый туф, добываемый в Гатчинском районе. Камень Пудост, как его называют, был похож на итальянский травертин, из которого построен собор Сан-Пьетро. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, им покрывали внешние стены собора, создавали капители, фризы и обшивку. Во внутренней отделке храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир и яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.

Художники и скульпторы

Как снаружи, так и внутри Казанский собор украшен скульптурами и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя и Александра Невского созданы Степаном Пименовым, Иваном Мартосом и Василием Демут-Малиновским. Над рельефами интерьеров и фасадов работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали картины известных художников: Карла Брюллова и Федора Бруни, Василия Шебуева и Владимира Боровиковского. Первоначальный иконостас был заменен на серебряный в 1837 году архитектором Константином Тоном. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году за тысячу рублей помещик Теплов купил блестящего художника Тараса Иванова.

Судьба Казанского собора при СССР и после

С приходом Советской власти Казанский собор был закрыт. Вместо креста на куполе храма установили золотой шар со шпилем. Инструменты церкви были распределены по городским музеям.

В 1932 году Казанский собор был преобразован в Музей истории религии и атеизма. Его выставка рассказала о возникновении и развитии христианства, ислама и восточных верований. На выставке были представлены православные иконы, амулеты и амулеты XVII-XX веков, а также ритуальные предметы.

В стенах храма хранилась самая большая коллекция книг по истории религии и религиоведения. С 1991 года Казанский собор снова превратился в действующий храм, хотя уже несколько лет сосуществует с музейной экспозицией.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Колоннада Казанского собора. Архитектор А. Воронихин по просьбе императора Павла I повторил римское творение Д. Бернини, воздвиг на северной стороне собора колоннаду из 94 колонн высотой 14 м и весом около 28 тонн, скрывающую асимметрию храма. Здание: церковь православная, главный вход в нее с запада, то есть со стороны Казанской улицы, а купол не в центре, как в католической традиции, а к востоку от входа. Если посмотреть на Казанский собор в Санкт-Петербурге на фото, эту тонкость можно не заметить. Материалом для колонн послужил камень, похожий на травертин, камень для наружных работ в соборе Святого Петра. Его без особых усилий добыли в селе Пудость в 49 км от Санкт-Петербурга.Казанский собор в Санкт-Петербурге и его достопримечательность - колоннада
  • Памятники Казанскому собору. Несмотря на то, что само здание имеет религиозное значение, на территории собора находятся бронзовые скульптуры двух известных полководцев — М. Кутузова и М. Барклая де Толли. По просьбе императора Николая I они изображены на постаментах в военной форме, которую носили при жизни, и представляют разные фазы войны с Наполеоном: при Барклае русские войска временно отступили, а Кутузов полностью их разгромил. Трио мастеров — Б. Орловский, В. Екимов и С. Суханов — завершили работу над памятником Кутузову в Казанском соборе в 1831 году и над статуей Барклая в 1835 году. 25-летие победы над армией Наполеона. Спустя столетие солдаты Советской армии принесли присягу возле статуй.Казанский собор в Санкт-Петербурге знаменит множеством памятников

Внешний облик храма

Казанский собор напоминает резиденцию Папы Римского, от чего отличается величием, великолепием, необычайной красотой и оригинальностью.

Здание построено в форме четырехконечного латинского креста, в центре креста находится купол, вдоль барабана которого расположены 16 круглых окон.

Купол поддерживается 4 монолитными опорами. Собор скрыт за колоннадой из 96 колонн, расположенных полукругом, над которым возвышается купол высотой 72 метра. Каждая колонна имеет высоту 14 м и вес 28 тонн.

Купол храма

В основании здания — высокий цоколь, сложенный крупными монолитами из серого гранита. На фасаде — шестиколонные аркады с барельефом «Всевидящее око», украшенное треугольными фронтонами. Казанский собор имеет 72,5 метра в длину и 56,7 метра в ширину. В западной части колоннады находится колокольня, колокольня собора не строилась. В храме 4 часовни. В 1900 году перед Казанским собором был построен сквер, завершивший облик.

Снаружи храм облицован пудостским камнем, на главном фасаде — статуи ангелов. Северный фасад украшен 4 бронзовыми скульптурами: князя Владимира, Иоанна Крестителя, Владимира Первозванного и Александра Невского, щит которого опирается на меч со львом — символом Швеции. Также есть барельеф, изображающий сцены из жизни Богородицы.

Храм облицован пудостским камнем

На Казанской площади напротив установлены два памятника русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и военному министру Российской империи Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли. Генералов бросали в полный рост с накидками на плечи. Кутузов дает сигнал войскам атаковать, Барклай-де-Толли ждет.

Врата Казанского собора

Монументальные бронзовые двери, обрамленные мраморными полосами, скопированы с дверей крестильного дома во Флоренции. Мастер проработал там 21 год и установил их в храме в 1811 году, украсив их композицией на темы из Ветхого Завета.

  • Сотворение Адама и Евы. Падение и изгнание из рая.
  • Жертвоприношение Авеля и его убийство Каином.
  • Убийство египтянина Моисеем и выход евреев из Египта.
  • Приношение Авраамом сына Иакова Богу.
  • Благословение Исаака Иакову.
  • Сыновья Иакова в Египте покупают хлеб у Иосифа.
  • Евреи в пустыне и Моисей на горе Синай.
  • Разрушение Иерихона.
  • Поражение гордого Никанора, грозившего разрушением Иерусалима.
  • Встреча Соломона с царицей Савской.

Вид на собор

Внутренний облик и интерьер

Внутреннее убранство храма напоминает огромный зал дворца, внутренний вид соответствует роскошному внешнему виду. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 финских колонн из розового гранита с позолоченными капителями, расположенных в 4 ряда, делят пространство собора на трехнефные коридоры.

Роскошное украшение

Центральный неф в 4 раза шире боковых проходов и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Проходы перекрыты кессонами прямоугольной формы. Потолок украшают живописные окна-розетки в виде стилизованных цветов, выполненные из французского алебастра.

Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского дома и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер веселый, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление высокого купола.

Лепные орнаменты и скульптурные композиции придают интерьеру выразительности. Архитектура, скульптура и живопись, удивительным образом переплетаясь друг с другом, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, столпов купола (пилони). Иконостас главной часовни украшен позолотой и серебряными трофеями, взятыми у французов.

Иконостас

В центральном нефе, на сводах, фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене — барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу», а также картина Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».

Изящным украшением храма является небольшая каменная скиния в форме храма уральского цвета, поставленная на ступенчатом основании и украшенная аркадами. В соборе находится надгробие полководца Кутузова, окруженное решеткой. Над гробницей — 6 комплектов ключей, 5 знамен и знамя побежденных городов.

Главная святыня собора — Казанская икона Божией Матери, в 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после того, как разгорелся пожар, девушке по имени Матрена Онучина приснилась Богородица, которая приказала найти свою икону в пепле. В месте, указанном Девой Марией, священный образ был найден на глубине одного метра.

В день явления иконы — ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой Петр I вознес молитвы в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона находится в Казанском соборе.

Купольный свод

Богоматерь в типичных одеждах икон Богородицы, голова Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, который поднял руку со скрещенными пальцами в благословляющем жесте. Выражение лица Богородицы мучительно в ожидании мучений, которые ждут ее сына. «Лицо ребенка» поражает своей зрелостью и серьезностью. Их взоры обращены к молящимся, что дает ощущение, что они смотрят прямо в душу.

И верующие, и туристы, войдя в храм, чувствуют спокойствие и умиротворение, переживания и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что в этом помогают святые стены собора, с годами впитавшие в себя энергию искренних молитв от сердца.

Где находится и как добраться

  • Адрес Казанского собора: Санкт-Петербург, Невский проспект, 25 / Казанская площадь, 2.
  • Справочные телефоны: (812) 314 46 63, (812) 314 58 56.

Вам просто нужно найти станцию ​​метро «Гостиный двор» и пройти в сторону канала Грибоедова. Казанский собор в Санкт-Петербурге легко найти, 2 минуты от метро — и он перед вами во всей своей необычности.

Режим работы и расписание богослужений в Казанском соборе в 2021 году

С понедельника по субботу Казанский храм открыт с 9:00 до окончания вечерней службы (20:00). Утренняя литургия начинается в 10:00, вечерняя служба в 18:00.

По воскресеньям и большим праздникам, приходящимся на другие дни недели (Рождество, Крещение, праздник Петра и Павла и др.), Часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге увеличиваются. Он открывается в 6:30, так как здесь проходят две литургии: ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00. Вечерняя служба также в 18:00, храм закрывается в 20:00.

Расписание богослужений

Богослужения в соборе проходят ежедневно. В течение дня совершаются таинства крещения и венчания, молитвы и заупокойства.

  • 07.00 — Ранняя Божественная литургия, начало исповеди в 07.00;
  • 10.00 — Поздняя Божественная литургия, начало исповеди в 9.30;
  • 18.00 — вечернее богослужение.

Экскурсии в Казанский собор и цена билета

Экскурсии в Казанский собор
Вход в Казанский собор, как и в любой православный храм, бесплатный. Экскурсии по храму проходят по расписанию между службами: с 11:30 до 18:00.

Особенность правил посещения: разрешено фотографировать на любительскую технику без использования вспышки и функции селфи-палки.

Правила посещения Казанского собора в Санкт-Петербурге

Казанский собор — действующий храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В связи с этим администрация собора призывает посетителей относиться к верующим с уважением, так как во время посещения храма могут совершаться богослужения.

При входе в собор мужчинам следует снять головные уборы, а женщинам, наоборот, необходимо покрыть голову. Недопустимо приходить с ярким макияжем и открытой одеждой (шорты, короткие юбки, бриджи, женские брюки). Когда вы входите в храм, вам нужно отключить звук на телефоне. Фотографировать можно, но без вспышки. Также следует промолчать — говорить тихо или шепотом.

Полезные советы для посетителей

Вот что вам следует знать:

  • Стоимость билетов — вход в собор свободный.
  • Службы проходят каждый день.
  • Время работы — в будние дни с 8:30 до окончания вечерней службы, приходящейся на 20:00. Открывается на час раньше с субботы по воскресенье.
  • Есть возможность заказать свадебный обряд, крещение, панихиду и молебен.
  • В течение дня в соборе дежурит священник, с которым можно связаться по всем интересующим вопросам.
  • Женщинам следует носить юбку ниже колена и с платком, прикрытым висками. Косметика не приветствуется.
  • Сделать фото можно, но не во время службы.

Внутри собора

По собору проводятся групповые и индивидуальные однодневные экскурсии продолжительностью 30-60 минут. На пожертвование их могут сделать храмовые работники, конкретной программы здесь нет. В программе — знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетители не должны громко разговаривать, мешать окружающим и сидеть на скамейках. Исключения в Казанском соборе сделаны только для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

Интересные факты о Казанском соборе

  • Это должны были быть две колоннады, с севера и юга, по проекту архитектора, их соединяли. Если сосчитать все колонны в соборе, их 136.
  • Проект Казанского собора обеспечил А. Воронихину пенсией до конца жизни.
  • Металлическая конструкция купола диаметром 17 м до Воронихина никогда не предназначалась для строительства.
  • В 1893 году в Казанском соборе прошла церемония прощания с композитором П. Чайковским, было продано 800 билетов. Его музыка звучала во время литургии.
  • Название кафедральному собору, как и его предшественнице, церкви, дала икона Богородицы.
  • Скульпторы И. Мартос (северный внешний барельеф, внутренние статуи), И. Прокофьев (западный внешний барельеф, внутренние статуи), Ж. Рашетт (восточный внешний барельеф), С. Пименов (статуи храмовых стражей) , Князь Владимир и князь Александр Невский), Ф. Щедрин (барельеф над южным входом). Это небольшая часть скульптурного богатства собора, которая сохранилась до наших дней.
  • Отлив от бронзовой двери к северному входу в собор мастер В. Екимов расположил библейские сюжеты иначе, чем оригинальные двери дома для крещения во Флоренции, созданные Л. Гиберти в 15 веке.
Источники

  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/12809
  • https://peterburg.center/story/interesnye-fakty-o-kazanskom-sobore-v-sankt-peterburge-istoriya-stroitelstvo-i-dr.html
  • https://www.culture.ru/materials/144865/pridvornyi-khram-semi-romanovykh-10-faktov-o-kazanskom-sobore
  • https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/spb/kazanskij.html
  • https://ArchitectureGuru.ru/kazan-cathedral-in-saint-petersburg/
  • https://www.spbmuzei.ru/kazanskij-sobor-rezhim-raboty-ekskursii
  • https://www.miroworld.ru/kazanskij-sobor-v-peterburge/

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга