Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России

История строительства и ввода в строй

Нравиться

Строительство крейсера велось в рамках судостроительной программы Российского Императорского флота на 1881–1901 гг. И внесенных в нее поправок 1890 г., предусматривавших ускоренное развитие Балтийского флота для противодействия усилению военно-морских сил Германии. Крейсер «Аврора» был третьим и последним кораблем класса «Диана», название кораблю было выбрано Императором Николаем II 12 апреля 1897 года. В начале 1835-1861 годов название «Аврора» в честь Древнеримская богиня утренней зари носила русский парусный фрегат.

Крейсер был спущен на воду на Новом Адмиралтейском заводе (ныне Адмиралтейские верфи, Санкт-Петербург) 4 июня 1897 года, спущен на воду 24 мая 1900 года и достроен в море в течение трех лет в связи с необходимостью устранения конструктивных недостатков, обнаруженный на первых двух кораблях серии: «Диана» и «Паллада». В июне 1903 года «Аврора» вошла в состав российского флота.

Спуск на воду

Спустя три года после начала строительства, 24 мая 1900 года (новый стиль), корабль был спущен на воду. Среди присутствующих на этом мероприятии был и император Николай II, пишут «Аргументы и факты».

Корабль был сдан в эксплуатацию только в 1903 году. В том же году он совершил свой первый рейс. Усилилась эскадра Порт-Артура, шедшая из Кронштадта на Дальний Восток. Итак, экипаж корабля составлял шестьсот человек.

Круизные моряки
Круизные моряки

История службы

«Аврора» получила боевое крещение во время русско-японской войны: это был один из двух русских кораблей, переживших Цусимское сражение в мае 1905 года. После войны 1906 года крейсер вернулся к практике курсантов и гардемаринов Сент-Марин. Корпус. С корабля частично сняли малокалиберную артиллерию, добавили две 152-мм пушки.

С началом Первой мировой войны в 1914 году крейсер вошел во 2-ю крейсерскую бригаду Балтийского флота, вёл артиллерийский огонь и несли патрульную службу. К лету 1914 года на «Авроре» было установлено четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных орудия.

Боевое крещение «Авроры»

14 мая 1905 года корабль участвовал в Цусимском сражении. Бой за «Аврору» закончился неудачей: несколько отсеков были затоплены, орудия вышли из строя, корабль загорелся. Несмотря на последствия первого испытания, «Аврора» выжила.

Везунчик Цусимского сражения

Первым походом корабля была русско-японская война. И биография крейсера странным образом отразила особенности положения России в этой войне. Она вошла в эскадрилью «Аврора» сразу после возвращения на Балтику.

Крейсер стал одним из немногих кораблей эскадры, переживших длительное плавание.

Одновременно происходит смена командира — капитана 1 ранга Е.Р. Егорьева.

О начале войны на Дальнем Востоке на «Авроре» я узнал 31 января 1904 года, находясь в Джибути. Тогда же поступил заказ на возврат. В апреле 1904 года корабль вернулся в Кронштадт и сразу попал в эскадру адмирала Рождественского, готовившегося к бою с Японией.

Путешествие началось с плохого предзнаменования. 7 октября, проходя через Британские острова, эскадра упала в туман. В условиях плохой видимости моряки перепутали рыболовецкие суда и их товарищей по эскадрилье с противником и начали стрельбу. В море эти вещи саркастически называют «дружественным огнем». На «Авроре» были жертвы, погиб корабельный священник.

Крейсер

Это событие, получившее название «инцидент с Халлом», привело к крупному международному скандалу. И эскадрилья отправилась в дальнейшее путешествие с прощальным словом. Его путешествие закончилось недалеко от острова Цусима.

Победитель в проигранном бою

Цусимское сражение стало катастрофой для русского флота. Но не для крейсера «Аврора». Он принял участие в сражении, но остался на плаву и бежал из плена.

Адмирал Рожественский, среди прочих своих ошибок, ошибочно развернул эскадрилью. В результате многие крейсеры, в том числе «Аврора», не смогли сразу вступить в битву и помочь своей собственной ранней стадии. Но затем корабль пошел в бой и храбро отразил атаки японских крейсеров на транспортные корабли русской эскадры. Флаг сбивали 6 раз, но команда снова его подняла.

Корабль получил серьезные повреждения, но сохранил способность двигаться самостоятельно.

В какой-то момент боя патроны загорелись, но морякам-снабженцам удалось предотвратить взрыв боеприпасов. Крейсеру удалось самостоятельно добраться до Филиппин, где он был интернирован армией США. Но бригаде разрешили проводить ремонтные работы.

Потери персонала были значительными. 10 человек погибли, еще 5 скончались позже от полученных травм. Пострадало 80 человек. Но и тогда случилось несчастье: погиб единственный офицер капитан 1 ранга Е.Р. Егорьев, командир крейсера.

капитан 1 ранга Е.Р. Егорьев

Он погиб одним из первых, и крейсер воевал под командованием сначала старшего штурмана, а затем старшего офицера А.К. Небольсина.

Флотская служба спасения

По возвращении в Россию в 1906 году «Аврора» была передана в ремонт — работы в Маниле не завершились. В ходе работ было изменено вооружение: сняли всю бесполезную 37-мм артиллерию, на лодках осталось всего две установки, сняли две 75-мм пушки. Были сняты еще два 75-мм орудия, на месте которых установили 152-мм обойму. Больше нет реликвии парусного флота: боевых марсов и торпедных аппаратов на борту. Доработаны системы огня и бронирования.

В период между русско-японской войной и Первой мировой войной «Аврора» выполняла несколько необычные для военного корабля задачи. Его команде пришлось выступить в роли спасателей и пожарных.

В 1908 году во время заграничного рейда команда корабля оказала помощь итальянцам, пострадавшим от знаменитого мессинского землетрясения. В Италии помощь русских моряков была высоко оценена, и в 1910 году крейсер был приглашен в Мессину для вручения капитану памятной почетной медали.

Но когда «Аврора» прибыла в город, там внезапно вспыхнул сильный пожар. Экипаж крейсера оказался быстрее итальянских пожарных и первым инициировал остановку.

У мессинцев не было второй медали, и они выразили свою благодарность в виде 1800 апельсинов и столько же лимонов. С этим приятным грузом «Аврора» отправилась в испанский порт Малага, и что — там даже произошел пожар, с которым боролся и экипаж крейсера.

Свободное от гуманитарной деятельности время было посвящено дипломатии.

«Аврора» участвовала в торжествах по случаю коронации монарха Сиама (1911 г.), перевезла великого князя Бориса Владимировича из Италии и была частью эскадры, продемонстрировавшей международную поддержку Крита. Важной частью межвоенной службы корабля были учебные походы с курсантами морской пехоты.

Мировая война недорогой ценой

Формально крейсер воевал всю Первую мировую войну — «Аврора» входила в состав 2-й круизной бригады. Но на его долю выпало несколько настоящих сражений за это время. Одним из немногих боевых эпизодов стало патрулирование места крушения немецкого крейсера «Магдебург».

В составе бригады «Аврора» он продолжал патрулировать круиз. Но в боях ему приходилось принимать участие нечасто (в основном в кампании 1916 года).

Крейсер Аврора

В начале войны корабль был оборудован рельсами и ангаром для хранения 150 заградительных мин. Изменился и состав вооружения: исчезли 16 пришедших в негодность в бою 75-мм орудий, отремонтированы проемы в бортах. Вместо них установили четыре «шестидюйма», позаимствованные у «Дианы». Летом 1915 года на корабле были установлены новые «зенитные» орудия калибра 40 мм (один ствол) и 75 мм (четыре штуки).

Но осенью 1916 года его отреставрировали, и империалистическая война за Аврору фактически закончилась.

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны крейсер включили в систему ПВО, экипаж на тот момент насчитывал 260 человек. С приближением войск фашистских захватчиков орудия были демонтированы с корабля, и таким образом образовалась линия обороны: батарея «А», состоящая из девяти 130-мм орудий корабля и экипажей среди моряков.

Боевики продержались 8 дней, с тех пор как 3 сентября прогремели первые выстрелы, из 165 человек вернулись только 26 человек.

«Аврора», 1944 г
Крейсер «Аврора» в 1944 году

Сам корабль между тем регулярно бомбардировался авиацией, затем артиллерией с берега, с 16 сентября атаки были ежедневными. В результате крейсер 30 сентября приземлился из-за пробоины.

Последний разобранный пистолет установили на бронепоезд «Балтиец».

Гулльский инцидент

Экскурсия на крейсере Аврора в Санкт-Петербурге

Когда 22 октября 1904 года проходила прогулка по акватории Балтийского моря, произошла авария. Корабли начали обстреливать непонятное судно, которое было трудно опознать из-за тумана, как позже выяснилось, это были английские рыбаки. В результате этой оплошности два человека погибли. Из-за проблемной видимости также был выбран крейсер «Аврора». Пять пуль попали в корпус корабля. Даже иеромонах, прибывший на палубу крейсера, внезапно скончался от ранения, полученного во время плавания.

Это событие получило название — «Корпусная авария», в связи с ошибкой россиян отношения с Британией резко испортились. Такого никогда раньше в мире не происходило, поэтому страны согласились на расследование арбитражным судом.

После Октябрьской революции

7 ноября (25 октября по ст ст.) 1917 года корабль оказался в центре революционных событий: считается, что холостой выстрел «Авроры» стал сигналом большевикам к захвату Зимнего дворца. Однако, по свидетельству некоторых очевидцев фактов, штурм тогда начался бы без сигнала с корабля.

Крейсер
Крейсер «Аврора»: гордость российского флота

После революции крейсер находился в резерве флота, его орудия сняли и передали на вооружение Волжской флотилии. В 1922 году было решено восстановить «Аврору» как учебный корабль. В этом качестве крейсер получил десять новых 130-мм орудий и вошел в состав военно-морских сил Балтийского флота.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Личный состав и вооружение «Авроры» приняли участие в обороне Ленинграда, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, был включен в систему ПВО Кронштадта, получив новые зенитные орудия. После нескольких попаданий артиллерийских снарядов 30 сентября 1941 года корабль приземлился на берегу в порту Ораниенбаум.

Музей «Авроры»

Обычно срок службы военных крейсеров не превышает 25 лет. Однако корабль прослужил 45 лет. В этот период «Аврора» принимала участие в обороне Кронштадта от гитлеровцев. На вечную стоянку крейсер отправили только в 1948 году.

С момента выхода на пенсию корабль превратился в музей. За годы существования его посетили Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, принцесса Монако, Маргарет Тэтчер и многие другие.

Советские космонавты Валентина Терешкова и Андриян Николаев с дочерью Еленой во время посещения крейсера Аврора

Музей состоит из шести залов. Их даже пускают в машинное отделение и котельную. На борту крейсера более 500 артефактов: уникальные фотографии, боевые патроны и военно-морская форма, предметы быта на корабле.

При капитальном ремонте корабля пришлось полностью заменить его подводную часть. Однако есть кое-что, что сохранилось до наших дней в первозданном виде, например палата.

Музейная экспозиция

Перейдем к новой музейной экспозиции, созданной в 2014-2016 годах. Он отражает новый подход к восприятию «Авроры», сложившийся в постсоветской России. В СССР корабль играл роль символа Октябрьской революции, это изображение активно использовалось в искусстве и пропаганде. Следовательно, в многолетней судьбе крейсера 1917 год неизбежно оказался для него «лучшим часом», центром коллективной памяти.

Теперь «Аврора» больше не воспринимается как материальное воплощение исторического события. Крейсер, учитывая его почтенный возраст и иронии судьбы, претендует на то, чтобы считаться символом российского флота и его истории в целом. Для такого толкования есть основания, поскольку корабль поочередно входил в состав военно-морских сил Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации, с его названием связано участие в различных исторических событиях. Именно такой взгляд в прошлое «Авроры» и предлагается на новой выставке.

Экспозиция начинается с вводного зала, дающего общее представление о судьбе крейсера «Аврора». Обращает на себя внимание огромная модель корабля в масштабе 1:50, изготовленная в мастерских Центрального военно-морского музея в 1953 году и успешно интегрированная с интерактивными элементами. Большую ценность представляют флаги крейсера, среди которых выделяется эффектное знамя святого покровителя.

Модель крейсера

Флаги рассвета - легендарный корабль, популярный музей | Warspot.ru
Флаги Авроры

Диорама
Второй выставочный зал посвящен службе и жизни русских моряков на рубеже XIX-XX веков. Здесь условно реконструирован фрагмент кабины матроса «Аврора», показаны элементы обмундирования, снаряжения и инструментов.

Реконструкция матросской каюты - легендарный корабль, музей народного творчества | Warspot.ru
Реконструкция матросской каюты

Элементы униформы
Элементы униформы членов «Авроры» начала ХХ века

Третий зал рассказывает о постройке крейсера «Аврора» и первых годах службы. В центре внимания — участие корабля в Цусимском сражении, показанное с использованием как музейных предметов, так и мультимедиа.

Фрагмент выставки, рассказывающей о строительстве крейсера
Фрагмент выставки, рассказывающей о строительстве крейсера «Аврора»

Фрагмент выставки, посвященной Цусимской битве - Легендарный корабль, музей народного творчества | Warspot.ru
Фрагмент выставки, посвященной Цусимской битве

Четвертый зал посвящен ряду тем: это Первая мировая война, «Аврора» в 1917 году, крейсерская служба в межвоенный период. Хорошо видно, что Октябрьская революция представлена ​​лишь как один из эпизодов богатой истории корабля.

Общий вид четвертого зала - Легендарный корабль, музей народного творчества | Warspot.ru
Общий вид четвертой комнаты

Наконец, пятая комната завершает историческую выставку. На нем показана судьба «Авроры» в годы Великой Отечественной войны, в том числе действия наземного экипажа, а также послевоенная музейная экспозиция корабля до реконструкции 2014–2016 годов. Шестой зал носит довольно эклектичный характер: в нем представлены подарки «Авроре» как кораблю-музею, материалы временных выставок и многое другое.

Фрагмент выставки, посвященной Авроре в годы Великой Отечественной войны - Легендарный корабль, музей народного творчества | Warspot.ru
Фрагмент выставки, посвященной «Авроре» в годы Великой Отечественной войны

Фрагмент выставки, посвященной судьбе крейсера после 1945 года - Легендарный корабль, народный музей | Warspot.ru
Фрагмент выставки, посвященной судьбе крейсера после 1945 года

Собрание подарков кораблю-музею «Аврора» представителями различных военно-морских сил - Легендарный корабль, Народный музей | Warspot.ru
Коллекция подарков, сделанных кораблю-музею «Аврора» представителями различных военно-морских сил

Крейсер «Аврора» представляет большую историческую ценность как корабль-музей. Это один из двух уцелевших классических броненосных крейсеров конца XIX-XX веков (вместе с американской «Олимпией») и один из двух уцелевших кораблей, участвовавших в русско-японской войне (вместе с японской «Микаса»). Если говорить о новой музейной выставке, то она производит хорошее впечатление. Конечно, экспозиция не идеальна и специалист может найти в ней недоработки, но сделана она вполне профессионально и интересна по содержанию. Можно сказать, что «Аврора» успешно справляется с ролью депозитария активов российского флота.

Зал №1. История корабля

Бывшие служебные помещения, каюты боцмана и карцер крейсера «Аврора» теперь служат первым помещением музея. Здесь собраны артефакты, связанные с историей легендарного корабля. По бокам размещены изображения важнейших этапов боевого пути крейсера. Они вышли из-под пера художников-маринистов Центрального военно-морского музея.

Центральным элементом композиции, занимающей часть передней переборки, является диорама. На нем изображена революционная военно-морская эскадра, расположенная у берегов Невы накануне Октябрьской революции.

Также в коллекции представлены различные предметы, отражающие ту или иную веху в истории крейсера. Особую ценность представляет коллекция знамен и флагов, под которыми Аврора пересекала моря и океаны с 1903 года.

Схема музейного крейсера Аврора

Зал №2. Российский флот в 19-20 веках

Идеальное состояние Авроры позволяет наглядно увидеть строение военного корабля постройки начала 20 века и бытовые условия на нем офицеров и командного состава. Согласно проекту, крейсер рассчитан на 570 мест. Для их размещения были предусмотрены каюты (для офицеров) и кабины (для рядовых моряков). Именно здесь был организован второй зал музея.

В комнатах оставлены нары и подвесные столы, а вдоль переборок установлены витрины с выставочными объектами. Это личные вещи экипажа, отражающие жизнь моряков того времени.

Выставка в этом зале также включает шпили и якорные цепи. Подробнее обо всех находках с этой части крейсера «Аврора» можно узнать на официальном сайте музея.

Схема музейного крейсера Аврора

Зал №3. История военно-морского флота на рубеже 19-20 веков

В этом зале можно проследить основные этапы становления Российского военно-морского ведомства в 19-20 веках. Также представлены фотографии основных действующих в то время компаний и документы, свидетельствующие о развитии военного кораблестроения и, в частности, круизных сил. Особенно детально проработан дизайн трех крейсеров типа «Диана», один из которых — «Аврора.

Особое внимание в музее, посвященном крейсеру «Аврора», посвящено истории покорения Дальнего Востока 2-й Тихоокеанской эскадрой и битвы 1905 года у Цусимы. Центральный экспонат коллекции — портрет капитана 1 ранга Е.Р.Горьева, командовавшего «Авророй», погибшего в то время в бою.

Схема музейного крейсера Аврора

Зал №4. История крейсера с 1914 по 1940 годы

Тем, кто интересуется состоянием военного кораблестроения в революционный период и его развитием в годы Первой мировой войны и после ее окончания, обязательно стоит посетить этот зал музея. Если говорить об исторической роли самого крейсера, то он показан в документах и ​​фотографиях, а также представлен знаменитой пушкой, выстрелом из которой он обозначил начало революции 1917 года.

Схема музейного крейсера Аврора

Зал №5. История крейсера с 1941 года

На официальном сайте музея крейсера «Аврора» указано, что в этом отделе хранятся артефакты, посвященные участию корабля в Великой Отечественной войне и основным этапам реконструкции. Кроме того, уделяется внимание курсантам Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, долгие годы служившим на палубе крейсера.

Схема музейного крейсера Аврора

Зал №6. Подарки крейсеру и образцы кораблей из собрания ЦВММ

Этот зал музея крейсера «Аврора» предназначен для временных выставок. На его части представлены голографические копии моделей кораблей из коллекции ЦВММ. С их помощью вы сможете проследить историческое развитие отечественного судостроения. При этом основная концепция зала в целом — это отражение современных тенденций комплексного развития музея.

Схема музейного крейсера Аврора

Зал №7. Зал открытого хранения

Экспонат музея крейсера «Аврора» в основном представлен документальными свидетельствами и фотографиями морских соборов Санкт-Петербурга. Здесь же находится иконостас, который присутствовал на Авроре в первые годы службы. В 2018 году православная церковь Крейсера была перестроена, на ее место возвращены предметы духовного служения, иконы и другие атрибуты церковной дирекции.

Внешний вид корабля-памятника

Корабль-музей «Аврора» неизменно стоит на якоре на берегу Петроградской стороны (ближайшая станция метро «Горьковская»). Крейсер является популярным туристическим объектом и пользуется большой популярностью у посетителей. Это приводит к тому, что во время посещения стоит учесть немалую вероятность очередей, особенно в выходные дни. Формальное состояние корабля не оказывает заметного влияния на визит.

В настоящее время рядовой посетитель имеет доступ для бесплатного просмотра на верхнюю палубу «Авроры» и в залы постоянной экспозиции музея. В машинном отделении крейсера разрешены только групповые экскурсии. Восстановленная корабельная церковь и медицинский центр являются частью экспозиции, но также доступны только для туристов.

«Аврора» на вечной стоянке Петербурга. Далее - фото автора - Легендарный корабль, народный музей | Warspot.ru

- Легендарный корабль, народный музей | Warspot.ru

- Легендарный корабль, народный музей | Warspot.ru

Оценивая появление «Авроры», стоит помнить, что она является результатом научного компромисса и не реконструирует напрямую какой-либо исторический период. После Великой Отечественной войны в ходе реконструкций кораблю был возвращен определенный условный облик начала ХХ века, хотя никаких декоративных элементов, характерных для Российского Императорского флота, нет. Известно, что их реставрация обсуждалась во время реконструкции 2014-2016 годов, но от этих шагов решили отказаться. На корабле сохранились украшения советского периода, в том числе памятные знаки. Учитывая обстоятельства судьбы крейсера, такое решение кажется разумным и оправданным.

На верхней палубе «Авроры». Лодочная техника, восстановленная в 1984-1987 гг. - Легендарный корабль, музей народного творчества | Warspot.ru
На верхней палубе «Авроры». Лодочное оборудование восстановлено в 1984-1987 гг

Мемориальный радиозал, транслирующий обращение В.И. Ленина - Легендарный корабль, музей народного творчества | Warspot.ru
Мемориальный радиозал, в котором транслировалось обращение В.И. Ленина

Надстройка с памятными досками, посвященными революционным заслугам крейсера - Легендарный корабль, музей народного творчества | Warspot.ru
Надстройка с памятными досками, посвященными революционным заслугам крейсера

152-мм танковая пушка с мемориальной доской о событиях 25 октября 1917 г. - Легендарный корабль, музей народного творчества | Warspot.ru
152-мм пушка с мемориальной доской в ​​память о событиях 25 октября 1917 г

Состав артиллерийского вооружения корабля-памятника «Аврора» также условно соответствует началу ХХ века. Он не соответствует напрямую ни одной из реальных конфигураций оружия. Во время первой реконструкции крейсера в 1945-1948 годах мемориальный корабль получил 14 152-мм орудий (6-дюймовые системы Кейна), аналогичных тем, с которыми он поступил на вооружение в 1903 году. При реконструкции 1984-1987 годов на корабле «Аврора», которым корабль находится на вооружении с 1923 года, были установлены две 76-мм зенитные установки системы «Лендер.

Правая батарея главного калибра Aurora. Известная 76-мм зенитная установка - Легендарный корабль, Музей народного творчества | Warspot.ru
Правая батарея главного калибра Aurora. Заметная 76-мм зенитная установка

Одно из 152-мм орудий - Легендарный корабль, Музей народного творчества | Warspot.ru
Одно из орудий калибра 152 мм

Клеймо Обуховского имплантата на одном из 152-мм орудий - Корабль

Тактико-технические характеристики

— Длина корабля — 126,7 м;

— ширина — 16,8 м;

— полное водоизмещение — 6 тыс. 731 тонна;

— осадка — 6,4 м;

— три паровых машины общей мощностью 11 000 600 лошадиных сил позволяли кораблю развивать скорость 19,2 узла (35,5 км / ч);

— экипаж — 570 человек, в том числе 20 офицеров;

— На вооружении изначально находились восемь 152-мм орудий, 24 75-мм противоминных орудия, восемь 37-мм одноствольных орудий Гочкиса, два 63,5-мм штурмовых орудия Барановского, три торпедных аппарата (один надводный и два подводных).

Класс судна

Конструктивно машина относится к классу броненосных крейсеров, по расположению, описанию и системам позиционирования идентична боевым кораблям того же класса, выпускавшимся с конца XVIII до начала XIX века.

Энергетическая установка

Паровое оборудование корабля состояло из 3-х трехцилиндровых машин 3-го расширения. Суммарная мощность превышала 11,5 тыс. Л.с., что позволяло разгоняться до 35,6 км / ч или 19,2 узла. Для приведения в движение такой махины использовались три трехлопастных винта диаметром 4100 мм. Винты были отлиты из бронзы и вращались в разные стороны: левый в центре и правый, левый вращался в противоположном направлении.

На борту было установлено 24 паровых котла Бельвиль, которые позже были заменены системой Бельвиль — Долголенко. Для размещения оборудования были отведены три котельные, над каждой из которых была установлена ​​труба дымоудаления. Рабочее давление котлов составляло 17,2 атм.

«Аврора» в ремонте
Крейсер «Аврора» в ремонте

Котлам требовался огромный запас воды, который постоянно пополнялся. Хранилище обеспечивали цистерны вместимостью 467 тонн, из которых 135 зарезервированы для жизни моряков, а остальные — для подачи пара. Пополнение запасов осуществлялось за счет опреснительных установок «Круга» (2 шт.), Которые ежедневно пополняли 60 тонн пресной воды.

Топливными баками котлов были оборудованы угольные ямы в каждой котельной. Вдоль машинных отделений между бронепалубой и аккумуляторной палубой находилось 8 колодцев с запасом угля.

Таким образом можно было хранить до 972 тонн угля, что позволяло преодолевать расстояние до 4000 миль со скоростью 10 узлов.

Крейсер приводился в действие паровыми динамо-машинами, которые вырабатывали постоянный ток 105 вольт. Потребителями электроэнергии были органы управления, бытовые и осветительные приборы, лебедки системы питания боеприпасов и ряд других узлов. Например, электрические устройства подняли якоря.

Экипаж

Пространство для экипажа корабля позволяло разместить 570 человек, не считая флагмана соединения и офицеров Генштаба.

Экипаж «Авроры»

Вооружение

С момента запуска на «Аврору» устанавливались различные системы вооружения. Тяжелые и средние морские орудия, зенитные системы, торпеды и заградительные мины. Однако за время эксплуатации корабль несколько раз переоборудовали.

Крейсер «Аврора» вступил в строй со следующим набором вооружения:

  • 152-мм орудия — 8 шт.;
  • 75-мм система Кейна — 24 шт.;
  • 37-мм пушки Гочкиса — 8 шт.;
  • 63,5-мм пушки Барановского, авиадесантные — 2 шт.;
  • 3 торпедных аппарата калибра 381 мм размещались над водой в форштевре (по 1 шт.) И под водой с каждого борта.

Самые многочисленные орудия — 75-мм, располагались на палубах и на крыше корабля.

Боекомплект для орудий находился в подвале: 1414 выстрелов планировалось для более тяжелых, 6240 для 75-мм, 3600 и 1440 для 37-мм орудий и соответственно для амфибийных орудий. Торпедные аппараты были оснащены 8 минами Уайтхеда (1898 г.), в трюме хранилось 35 сферических мин. Для установки последних использовались специальные плоты или крейсерские лодки / пароходы.

Аврора Пушка
Крейсер «Аврора», крупнокалиберная пушка

Для пуль 152 мм применялась раздельная система заряжания. В 4 погребах находились снаряды массой 41,4 кг и пороховой заряд в виде гильз. Функционально они были разделены на бронебойные, осколочно-фугасные и с осколочным зарядом для эффективного поражения живой силы. К 75-мм пушкам поставлялись бронебойные боеприпасы массой 4,9 кг, они размещены в 8 погребах.

Для доставки боеприпасов на верхнюю палубу / батарею использовались штифты, которые перемещались электрическими лебедками по лифтам. Монорельсовые направляющие использовались для доставки уже на орудиях.

Управление артиллерийским огнем осуществлялось с помощью приборов Петербургского электромеханического завода.

Крейсер перевооружался 5 раз:

  1. Летом 1903 г;
  2. Весной 1907 г;
  3. Зимой 1916 г;
  4. 1923;
  5. 1941 г.

С момента поступления в войска на корабле имелись орудия калибра 152 мм, в 1907 г их количество увеличилось до 10, а в 1916 г. — 14. При перевооружении 1923 г все крупнокалиберные орудия были заменены на орудия В-7 от 130 мм, Из них 10 смонтированы.

Калибр 75 мм в 1907 году начали разбирать, сначала сняв 4 системы, а к 1916 году от них полностью отказались. Похожая судьба постигла и 37 мм: в 1907 году все они были сняты сразу. Параллельно демонтировали 2 десантных орудия. Кстати, после первого перевооружения с корабля тоже сняли все торпедные аппараты.

С 1916 года на «Авроре» устанавливали зенитные комплексы. Вначале это были четыре 75-мм зенитные установки Kane и одна 40-мм зенитная установка Vickers. В 1923 году на их место установили две 76-мм пушки Лендера, которые оставались на корабле до конца его эксплуатации. В 1941 году были добавлены еще 2 орудия калибра 76 мм и 3 зенитных орудия 45 мм.

«Аврора», пушка на лафете
Крейсер «Аврора», пушка на лафете

Где находится крейсер сейчас

Последним событием в новейшей истории корабля стала реставрация 2014 г. 21 сентября крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге был отбуксирован в ремонтный док Кронштадтского завода. 26 ноября завершился первый этап ремонта, после чего его отбуксировали к подъёмной стене для продолжения работ.

Буксировка
Крейсер «Аврора», прицеп

Корабль вернулся на место 26 ноября 2016 года, где до сих пор находится крейсер «Аврора». Легендарный автомобиль предстает как музей и памятник кровавым событиям истории человечества в целом и истории России в частности.

Режим работы крейсера Аврора

Музей принимает гостей с 11:00 до 18:00, кассы закрываются за 45 минут до окончания работ.

Понедельник и вторник — свободные дни, однако во время школьных каникул посетители принимаются каждый день.

Интересные факты

На тот момент корабль обладал всеми нововведениями и шел в ногу со временем. Технические характеристики были следующие:

  • Длина корабля составляла 126 метров;
  • Ширина: шестнадцать метров;
  • Осадка была шесть метров;
  • Водоизмещение корабля равнялось 6731 тонне;
  • Мощность была двенадцать тысяч лошадей;

Интересные факты о крейсере Аврора

В экипаж корабля входили 550 матросов и двадцать офицеров, на несколько лет корабль был вынужден находиться на испытательном сроке, но в 1903 году был включен в отряд, которым командовал Андрей Вирениус.

Ну а дальше корабль ждала не менее насыщенная жизнь: русско-японская война, корпусной инцидент и другие исторические события.

Источники

  • https://tass.ru/info/3457704
  • https://altapress.ru/zhizn/story/kreyser-avrora-istoriya-korablya-perezhivshego-mnogoe-242610
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/avrora/
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/kreiser-avrora/
  • https://vpitergo.ru/istoriia-kreisera-avrora-v-sankt-peterburge/
  • https://warspot.ru/20072-legendarnyy-korabl-populyarnyy-muzey
  • https://kreyser-avrora.ru/muzej-ofitsialnyj-sajt/
  • https://www.spbmuzei.ru/krejser-avrora-bilet-i-rezhim-raboty

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга