Медный всадник в Санкт-Петербурге: описание памятника, история, как добраться, фото

Описание памятника «Медный всадник» и его символика

Всадник на вздыбившейся лошади наблюдает за городом и Невой с высокого постамента. Сначала кажется, что у фигурки 3 булавки. Исследования двадцатого века показали, что конский хвост, соединенный с изогнутой змеей, является не опорой, а балансиром. Жесткий каркас имеется только в задних конечностях лошади.

Автор памятника Этьен Фальконе видел в Петре I творца и благодетеля, а не просто императора, вождя, победителя.

Вместо традиционного изображения монарха в одежде римского императора XVIII века скульптор одел русского царя в длинную национальную рубаху, заменил седло на медвежью шкуру. Таким образом он показал близость государя к своим подданным.
Описание Медного всадника в Санкт-Петербурге
Затоптанная змея: он победил невежество и победил иностранных врагов.

Фигура императора выражает уверенность в будущем государства. Протянутая рука символизирует покровительство всей Русской земле. Дань победам Петра в Северной войне отражена в лавровом венке и сабле на его поясе.

Гранитный постамент является одновременно вершиной горы, поскольку препятствия преодолеваются на пути, и поднимающейся морской волной — символом многочисленных морских побед.

История создания памятника

История памятника Медному всаднику

Сейчас сложно представить, что вместо грандиозного Медного всадника мог быть совсем другой памятник, похожий на многие другие, воздвигнутые в европейских столицах.

Верное решение Екатерины

Сразу после вступления на престол императрица Екатерина II задумалась об установлении памятника своему великому предшественнику Петру Великому. Он видел цель своей деятельности в продолжении инициированных им государственных реформ. Это был единственный способ поддержать принцип престолонаследия: если не по родству, то по духу.

Предложения по внешнему виду будущей скульптуры исходили от жителей реки. Одни предлагали традиционную статую в полный рост с имперскими знаками отличия, другие — фонтан, например, в Версале, а третьи — окружали фигуру Петра аллегорическими изображениями добродетелей и пороков. Екатерина хотела увидеть великого человека, сидящего на коне, обладающего атрибутами власти.

Ей не понравился дизайн давнего придворного архитектора Растрелли. По совету своих французских друзей-философов он пригласил Этьена Фальконе. Он принял гонорар в 200 тысяч лир. (Говорят, что другие просили вдвое больше).

Новый проект

Вид на памятник Петру I и старинное здание Сената
Вид на памятник Петру I и старое здание Сената, картина художника А. Пайкова, 1799 г

Французский скульптор приехал осенью 1766 года с молодым помощником. По некоторым слухам, Мари-Анн Колло также была любовницей хозяина.

Фальконе начал работать не только с изготовлением макета, но и с изучения деятельности того, чей памятник он должен был создать. Этот человек проникся необычайным остроумием и величием поступков Петра, поэтому отказался от всех аллегорических помпезных форм и оставил главное — личность императора.

Для создания объемного изображения рыцаря, поднимающего коня, в распоряжении архитектора величественный отряд или стража, прекрасно управлявшие конями, и два могущественных жеребца, Диаманте и Каприччио, из императорских конюшен.

Для справки: Во многих источниках говорится, что лошади были орловской породы. Это ошибка. Алексей Орлов в 1762-1775 годах состоял на службе у императрицы, занимался разработкой военных действий на море в войне с турками, командовал флотом в Чесме, «похитил» княжну Тараканову в Италии. Только на пенсии он начал разводить новую породу рысистых лошадей.

В течение нескольких месяцев скульптор делал зарисовки того, как всадник вел лошадь по специальной высокой платформе и ставил ее на задние лапы в самой высокой точке. Только после этой работы можно было приступить к изготовлению гипсовой фигурки. О начале работ по созданию в Санкт-Петербурге памятника Петру Великому, будущему Медному всаднику, в Сенате было объявлено в 1768 году.

Готовый макет через год был подарен императрице. Екатерине, во-первых, не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, она была разочарована тем, что архитектор не выполнил свои условия по облачениям и атрибутам.

Первую задачу решила магистрантка Мари-Анн. Он досконально изучил посмертную маску правителя и сделал модель максимально приближенной к настоящему лицу великого императора. Глаза сердечко обрадовали Екатерину. Он приказал принять молодого художника в члены Академии художеств с пожизненным годовым окладом в 10 тысяч лир.

Объяснения автора по созданию образа Петра были приняты, но холодно. Возникли споры по поводу места установки памятника. Вместо центра площади Фальконе он предложил приблизить ее к просторам Невы.

Почему памятник называют Медным всадником

Вопрос о бронзовом всаднике особенно актуален в свете того, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге был отлит из бронзы. Но ответ довольно прост.

Памятник отлит из бронзы

Монумент стал «медным» благодаря одноименному произведению Пушкина, в котором император прыгает с памятника на коня и устремляется за офицером Евгением, потерявшим возлюбленную во время наводнения.

Интересный факт! Образ Петра верхом на коне использовали в своих произведениях Ф. Достоевский и А. Белый. Ссылка ведет прямо к памятнику на площади Пьяцца дель Сенато.

Откуда произошло название?

Название «медный» памятник получил благодаря стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанному великим русским поэтом в Болдино осенью 1833 года.

Монумент в фактах и цифрах:

  • Размер постамента: длина 10,6 м, высота 5,2 м, ширина 3,4 м.
  • Первоначальные размеры «Камня грома»: длина 13,2 м, ширина — 6,6 м, высота 8,1 м, масса 1600-2000 тонн, около 800 тонн было выколото на месте обнаружения и транспортировки.
  • Высота скульптуры: 5 метров, вес — 8 тонн.
  • Срок строительства: 16 лет.

Интересные факты

По приказу Екатерины II на постаменте написано: «Екатерина II — Петру I, лето 1782 года» на русском и латинском языках. Поэтому императрица подчеркнула свою приверженность петровским реформам.

В память открытия памятника была выпущена серебряная медаль с его изображением. Три экземпляра этой медали были изготовлены из золота. Императрица отправила Фальконе золотую и серебряную медали, которые получил их из рук князя Д.А. Голицына в 1783 году.

«Медный всадник» получил свое название от одноименной работы А.С. Пушкина, хотя бронзовый памятник был изготовлен. Медный всадник появляется в Ф. М. Достоевский и Андрей Белый.

Во время блокады Ленинграда Медного всадника засыпали мешками с землей и песком, обложенными бревнами и досками.

Во время реставрации памятника в 1976 году скульптура исследовалась с помощью гамма-излучения. Благодаря этому исследованию стало ясно, что каркас памятника может служить еще много лет. Внутри фигуры была помещена капсула с пометкой о реставрации, ее участниках и газета от 3 сентября 1976 года.

Петр I сам благословил

Этьен Фальконе всю жизнь мечтал создать монументальное произведение. Ему удалось осуществить эту мечту в России. Императрица Екатерина II поручила скульптору создать конный памятник Петру I. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью.

Фальконе старательно работал над образом Петра, собирал исторический материал, сидел в архивах, изучал документы и встречался с людьми, которые лично общались с императором. По одной из легенд, скульптор ночевал в царской спальне своего дворца в Летнем саду.

Пока он спал, ему явился дух Петра Великого. И мастер пообещал, что верой и правдой послужит царю и создаст памятник, достойный великого государственного деятеля.
Памятник

Нашли Гром-камень

Когда Фальконе начал работу над памятником, возникла проблема. Он задавался вопросом, где найти подходящий камень для пьедестала. Скульптору было поручено изобразить Петра рыцарем, чтобы памятник стоял на скале, похожей на морскую волну. И это стало бы символом достижений Петра Великого, сделавшего Россию выходом к морю.

По замыслу Фальконе, статуя должна была состоять из отдельных гранитных блоков, так как найти цельный блок необходимого размера было нереально. Но они все равно сделали объявление в газетах. Откликнулся поставщик строительного камня для нужд Санкт-Петербурга Семен Вишняков. Безумный святой толкнул его. Недалеко от Лахты в незапамятные времена стояла гранитная скала, расколотая молнией. По этой причине местные фермеры назвали его Громовым камнем. Также рассказали, что во время Северной войны Петр Великий не раз поднимался на вершину этой скалы, чтобы осмотреть окрестности.
Грозовой камень Источник: Club Foto.ru

Валун Конь

Об этом есть еще одна легенда. Огромный валун Лахты назвали конем. Когда-то в Ладоге был остров Коневец, закрывавший проход в мир иной. Чтобы умилостивить нечисть, местные жители ежегодно приносили в жертву коня. Так продолжалось до тех пор, пока в середине 14 века на остров не прибыл монах Арсений с Валаама. Он помолился возле камня, окропил святой водой, а на вершине воздвигнут крест. Тогда демоны начали вылетать из-под камня, превратились в ворон и поселились на берегу Выборга. Они нашли убежище на другой скале, которая позже приняла форму лошади. Предположительно именно на нее указал Семен Вишняков.
Остатки Грозового камня на берегу залива, источник фото: images.esposedi.ru

Без Лизетты не обошлось

По другой легенде, в скульптурной композиции «Медный всадник» Петр I восседает на своем любимом жеребце по имени Лизетта. Король купил эту лошадь у купцов, которых встретил, когда вернулся из Великого посольства. За это он переплатил «100 голландских уток». Эта коричневая лошадь очень понравилась Петру Великому. И сразу назвал ее Лизеттой, что для лошади несвойственно. Говорят, что Петр Первый назвал ее в честь девушки, которая служила при дворе саксонского короля. И ходили слухи, что у короля роман с этой девушкой. Лизетта была «лошадью с одним владельцем», Петра безоговорочно повиновалась, но конюхи страдали вместе с ней. Лошадь служила хозяину около 10 лет, а когда он умер, Петр приказал сделать чучело. Он до сих пор хранится в Зоологическом музее.
Чучело лизетты и других животных Петра I в Зоологическом музее, источник фото: Wikimedia Commons, автор: Андрей Бутко

«Всадник Апокалипсиса»

Когда в 1782 году был открыт памятник Медному всаднику, петербургские старообрядцы называли его Всадником Апокалипсиса. И они сказали о нем, что этот памятник «.. имя смерть; и ад последовал за ним; и ему была дана власть над четвертью земли — умертвить мечом, голодом, чумой и зверей земли ». Староверы не могли принять преобразования Петра, но видели в них библейские пророчества.
Медный всадник

«Все Божье и мое»

О памятнике есть еще одна легенда. Якобы царь в том месте, где он установлен, перепрыгнул на коне через Неву с одного берега на другой. И в то же время он сказал: «Все от Бога и мое». Дважды он прыгнул и произнес эту фразу, а в третий раз оговорился, сказав: «Все мое и Божье». Оказывается, король поставил себя выше Бога, при этом король обратился в камень. А по другой версии, сказав это, он упал в воду, простудился и тяжело заболел. И когда он выздоровел, он никогда не позволял себе и своим товарищам снова ругаться.

Не опора, а балансир

Сегодня, глядя на памятник, сразу складывается впечатление, что фигура Петра имеет 3 точки опоры. Исследования двадцатого века показали, что конский хвост, прикрепленный к изогнутой змейке, не является опорой — это балансир. Жесткий каркас имеется только в задних конечностях лошади.

Скала и Лахта

Фальконе увидел рыцаря, парящего над волной пьедестала. Волна должна была представлять собой обработанный кусок камня. Найти валун высотой более 11 метров в Санкт-Петербурге оказалось непростой задачей, даже пришлось разместить рекламу в газете.

Подходящий монолит нашел у села Лахта земледелец Семен Вишняков, о чем сообщил старателям. В транспортировке Громового камня было задействовано несколько тысяч человек: на специальной платформе он был доставлен к берегу Финского залива, а затем на корабле (также построенном специально для этого случая) глыба массой 1600 тонн по Неве был отправлен прямо на Сенатскую площадь, где уже ждали всеми любимый «камень» толпы зевак.

Как добраться

«Медный всадник» расположен на Сенатской площади, недалеко от Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге.

Остановка общественного транспорта «Конная гвардия» находится в 5 минутах ходьбы от памятника. Автобусов нет. 3, 22, 27, 71, 100 и линейные такси n. Здесь останавливаются К-169, К-306.

От ближайшей станции метро «Адмиралтейская» (линия 5 / фиолетовая линия) пешком около 10 минут. По пути можно зайти в Александровский сад.

Заказать такси можно через мобильные приложения: Яндекс. Такси, Максим, Убер, Gett.

Также вы можете арендовать автомобиль, дорога из аэропорта Пулково займет около 40 минут.

Полезные советы

  • Самые интересные фото памятника можно получить, сделав фото снизу вверх на фоне заката или просто облачного и пасмурного неба. В этом случае конная статуя выглядит особенно грозно.
  • Неподалеку на Адмиралтейской набережной стоит еще одна интересная фигура Петра: «Царь-плотник». По сути, это копия скульптуры, установленной в голландском городе Зандам. Но самое интересное, что голландская статуя, в свою очередь, является копией уже утерянного русского памятника.
  • Возле памятника, как и во многих других туристических местах Санкт-Петербурга, стоит опасаться назойливых аферистов и артистов в исторических костюмах или в виде кукол в натуральную величину. Как правило, они предлагают туристам сфотографироваться, а затем начинают вымогать неоправданно высокую сумму за фотосъемку.
Источники

  • https://www.spbmuzei.ru/mednyj-vsadnik-v-sankt-peterburge
  • https://ArchitectureGuru.ru/bronze-horseman-in-saint-petersburg/
  • https://peterburg.center/maps/mednyy-vsadnik.html
  • https://www.culture.ru/institutes/10726/mednyi-vsadnik
  • https://peterburg.center/ln/10-interesnyh-i-misticheskih-legend-o-mednom-vsadnike.html
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/placeofinterest/12926
  • https://theplacement.ru/travel-directory/mednyj-vsadnik-v-sankt-peterburge/

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга