Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Общие сведения

Д-2 «Народоволец» — пионер советского подводного флота. Один из первых кораблей советской постройки и дизайна. Он принадлежал подводным лодкам первой серии, создателем которых был Борис Михайлович Малинин, впоследствии доктор технических наук, профессор, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, а также лауреат Сталинской премии (1943 г).

История

Главным конструктором подводных лодок в стране до середины 20 века был Б. М. Малинин. До 1917 года он был единственным учителем, который занимался разработкой проектов. 5 марта 1927 года состоялась торжественная закладка трех построек: «Народоволец», «Красногвардеец» и «Декабрист». 19 мая 1929 года был спущен на воду первый. Через два года он вступил в Военно-морские силы. В свой первый бой он пошел осенью 1942 года, но сразу попал в противолодочную сеть. Затем лодке удалось спастись, и экипаж под руководством С. Н. Богорадова прорвался в южную часть Балтики. Там они атаковали переправы противника: всего провели 12 торпедных атак.

Моряки благополучно вернулись в Ленинград, хотя на них было сброшено 48 глубинных бомб. На суше их встретил главком ВМФ СССР. В 1956 году корабль преобразовали в тренировочный лагерь, и так было до 1987 года. Научились решать критические проблемы, которые могут возникнуть во время плавания: пожар, отказ оборудования, устранение пробоин в бортах и ​​т. Д., Это было решили создать филиал музея и завершить реконструкцию. Масштабное открытие состоялось 2 сентября того же года. В нем приняли участие участники войны и главнокомандующие флотом.

Проектирование

В сентябре 1926 года, еще до официального утверждения проекта, рабочая документация была передана на завод №2. 189 в Ленинграде для запуска производства. Корпуса кораблей изготавливались из дореволюционных заготовок из высококачественной стали, предназначенной для производства линейных крейсеров типа «Измаил» и легких крейсеров типа «Светлана». Создание подводной лодки было официально утверждено в военно-морской программе 1926 года. Специально для разработки проекта «№ 4 Балтийского завода» было создано конструкторское бюро. Основными создателями проекта были К.И. Руберовский (позже арестован и расстрелян) и Б.М. Малинин.

Командиры

  • Мышкин Н.А. (1953-1956)
  • Сафронов К.В. (1956-1960)
  • Маслич Р.В. (1960-1962)
  • Онуфриенко Ю.С. (1962-1964)
  • Ходырев В.Я. (1964-1967)
  • Пихтелев М.Х. (1967-1975)
  • Плеханов Б.В. (1975-1977)
  • Голанд Л.И. (1977–1978)
  • Куция А.И. (1978-1983)
  • Иванов И.В. (1983- ок.1984)
  • С.А. Ведров (ок. 1984-1986)
  • Чернышев Н.В. (2006-2019 ..) капитан-постановщик

Судьба «Народовольца»

Как уже упоминалось выше, вторая подводная лодка I серии «Народоволец» была спущена на воду 5 марта 1927 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Корабль спущен на воду 19 мая 1929 года, официально введен в строй 6 сентября 1931 года. Первым командиром подводной лодки был В.С. Воробьев. В 1933-1939 годах «Народоволец» (с августа 1934 года — Д-2, но продолжали использовать старое название) входил в состав Северного флота. Подводная лодка сыграла важную роль в освоении этого нового района боевых действий ВМФ СССР.

В сентябре 1939 года Д-2 вернулся в Ленинград по Беломорско-Балтийскому каналу для капитального ремонта с модернизацией. 102-мм пушка Б-2 заменена новой 100-мм пушкой Б-24, установлена ​​45-мм зенитная установка 21-К, изменена форма надстройки. Корабль получил новую станцию ​​определения направления звука «Марс-16» и ряд другого оборудования. «Народоволец» не успел уехать из Ленинграда до начала Великой Отечественной войны. Формально сданная в августе 1941 года подводная лодка (командир — лейтенант Р.В. Линденберг) не могла воевать и оборонялась в Ленинграде, личный состав готовился к боевым действиям на суше.

Д-2

Только летом 1942 года Д-2 был подготовлен к ведению боевых действий с учетом сложнейших условий блока (например, на узком участке Невы проводились пикирование и восхождение, пуск торпед производился возможно только на симуляторе). 15 сентября 1942 года подводная лодка перешла в Кронштадт и вечером 23 сентября начала свой первый боевой поход под командованием Р. В. Линденберга. На следующий день «Народоволец» упал в противолодочную сеть (по другим версиям, столкнулся с рыболовными сетями или снастями затонувшего корабля) к северу от подконтрольного Финляндии острова Гогланд и получил повреждение вертикального руля направления. За два дня корабль с большим трудом преодолел препятствие и был отремонтирован в море. Благодаря самоотверженной работе команды и хорошей дозе удачи противник так и не смог его обнаружить.

С 3 октября подводная лодка Д-2 работает в западной части Балтийского моря в районе острова Борнхольм. После четырех неудачных торпедных атак (3, 7, 8, 10 октября) днем ​​14 октября удача наконец улыбнулась Линденбергу: со второй попытки затонул немецкий транспорт Jacobus Fritzen (4090 тонн) с грузом угля из Германии в Швеции с торпедой. Затем подлодка перешла на переправу Треллеборг (Швеция) — Засниц (Германия), где вечером 19 октября атаковала караван кораблей двумя торпедами, получив попадание в корму немецкого парома Deutschland (2972 тонны). Корабль ремонтировали в течение четырех месяцев, и 25 немецких солдат были убиты и 27 ранены на борту, когда они вернулись домой из Норвегии. Немецкий патруль V-1704, следовавший за караваном, атаковал D-2 серией глубинных бомб, но безуспешно.

26 октября «Народоволец» по приказу командования вернулся домой и 7 ноября прибыл в Кронштадт. Обратный путь оказался трудным и опасным: 29 октября подводная лодка пережила атаку немецкого тральщика М-3, сбросившего не менее 48 глубинных бомб, 3 ноября она попала на немецкое минное поле, 10 ноября при переправе через Ленинград он активно поражался немецкой петергофской артиллерией. Корабль прошел первый благополучный боевой поход, показав не только впечатляющую удачу, но и достаточно высокую по меркам советского флота боеспособность. По итогам акции все участники коллектива были отмечены заслуженными наградами, в том числе Линденберг — орденом Красного Знамени. Этот офицер командовал кораблем до конца войны, в марте 1944 года стал капитаном 2-го ранга и получил многочисленные приказы.

Учитывая обстановку на Балтике, подводная лодка Д-2 вышла из Кронштадта для второй военной кампании только 1 октября 1944 года. Капитальный ремонт «Народоволца» не был завершен, что существенно ограничило ее боеспособность в последующие месяцы. 8 и 26 октября подводная лодка безуспешно атаковала немецкие корабли торпедами, и в последнем случае была подана заявка на потопление (не подтвержденная). Из-за плохого технического состояния корабль вернулся в Турку 30 октября.

12 декабря 1944 года «Народоволец» начал свой третий поход, в котором он провел торпедные атаки 23 и 29 декабря, а также 3 января 1945 года. Советские подводники были близки к успеху 29 декабря, когда объявили о транспортном затонул (выпущенная торпеда самопроизвольно взорвалась, не достигнув цели). 20 апреля 1945 года «Народоволец» отправился в четвертую и заключительную военную кампанию, увы, снова безрезультатно. 18 мая подлодка вернулась в Турку без единой торпедной атаки.

До 1956 года подводная лодка Д-2 оставалась в строю Балтийского флота, после чего была преобразована в учебную станцию ​​УТС-6. В 1970-е годы ветераны подводного флота начали борьбу за музейность корабля, но она закончилась успешно только в 1987 году. «Народоволец» прошел ремонт в морском и балтийском учреждениях Кронштадта, внешний вид и оборудование подводной лодки снова стал таким же, как в Великую Отечественную войну. В 1989 году подводная лодка была установлена ​​на берегу Васильевского острова в Ленинграде, но только 2 сентября 1994 года она была официально открыта для посетителей.

«Д-2» в Великой Отечественной войне

D-2 совершил свой первый поход 23 сентября 1942 года под командованием Р. В. Линденберга, на следующий день лодка чуть не погибла, когда она запуталась в противолодочной сети, созданной немцами; За два дня подводники освободили подводную лодку, ныряя днем ​​под воду, а ночью срывая стальную сеть. После освобождения «Д-2» прибыл на место у острова Борнхольм. 14 октября «Народоволец» открыл счет, отправив в фонд транспорт «Якобус Фритцен» (4090 брт). Пять дней спустя, 19 октября 1942 года, лодка торпедировала и серьезно повредила морской паром «Deutschland» (Deutschland, 2972 ​​brt), курсировавший между немецким городом Засниц и шведским городом Треллеборг, при этом 5 солдат были убиты, еще 20 солдат и два мирных жителя пропали без вести, 27 солдат и 6 мирных жителей получили ранения. По данным шведской прессы, погибло более 600 человек. По данным разведки Балтийского флота, среди погибших был вице-премьер Норвегии Лунде, возвращавшийся домой после конфиденциального разговора с Адольфом Гитлером. Действительно, министр культуры Лунде (Gulbrand Lunde) погиб в автокатастрофе через 6 дней после нападения на «Дойчланд» советской подводной лодки и не имел к ней никакого отношения .

Послевоенное время

После окончания войны «Д-2» продолжила службу на Балтийском флоте. В 1956 году подлодка была разоружена и преобразована в УТС-6, исключив подводную лодку из боевого состава флота. В эти же годы подлодка провела испытания системы регенерации воздуха для атомных подводных лодок проекта 627. Подводная лодка с бригадой испытателей и экспериментальным оборудованием затонула в районе Кронштадта и пролежала на берегу 60 суток.

В 1989 году специальным постановлением правительства было принято решение о создании мемориального комплекса, посвященного героям-подводникам Великой Отечественной войны, ученым, конструкторам и судостроителям. Комплекс разработан в КБМ ФГУП «ЦКБ МТ Рубин». В том же году «Д-2» был установлен как мемориальный музей на Шкиперском канале, недалеко от площади Морской Славы в Санкт-Петербурге, где он стоит сегодня. В 1993 г на теплоходе Д-2 открылась музейная выставка; На открытии музея присутствовали В.В. Путин, адмирал И.В. Касатонов, вице-адмирал В.В. Гришанов, контр-адмирал Л.Д. Чернавин. ИТ-ранг Корчагина.

Боевые походы

  • 23 сентября 1942 г. — 4 ноября 1942 г
  • 2 октября 1944 г. — 30 октября 1944 г
  • 12 декабря 1944 г. — 20 января 1945 г
  • 20 апреля 1945 г. — 18 мая 1945 г

Произведено 12 торпедных атак, пущено 19 торпед. Транспорт «Jacobus Fritzen» (4090 брт) был потоплен и поврежден паромом «Deutschland» (2972 брт).

Описание конструкции

Подводные лодки серии I для своего времени обладали очень высоким военным потенциалом. Они стали заметным прорывом в строительстве советских подводных лодок. Опыт их создания и производства стал началом дальнейшего развития подводного флота СССР в предвоенные годы.

Корпус

  • первый — носовой торпедный отсек, в котором выходили аппараты шести торпедных аппаратов и хранились резервные торпеды. Отсек также служил матросской рубкой;
  • во втором отсеке находилась радиостанция, а под полом — группа аккумуляторов, которые обеспечивали работу электродвигателей;
  • в третьем отсеке — вторая и третья группа батарей, над ними — помещения командного состава, столовая и камбуз, а по бортам и под батареями — топливо;
  • четвертый отсек использовался как центральный пост, откуда происходило командование всем кораблем;
  • в пятом отсеке размещалась четвертая группа аккумуляторов и маслобаков, а над гидроаккумуляторами располагались помещения мастеров;
  • в шестом отсеке размещались главные дизельные двигатели, обеспечивающие движение по поверхности;
  • в седьмом отсеке находились электрические гребные двигатели для подводного плавания, а также здесь выходили аппараты двух кормовых торпедных аппаратов.

Вооружение

Изначально планировалось установить артиллерийское вооружение в количестве двух 102-мм орудий Б-2. В конце обсуждения, во избежание затопления, пистолет был удален, а на его место поставлен 45-мм полуавтомат 21-К, а арт-системы были установлены на мосту. В ходе последующих доработок старая пушка Б-2, считавшаяся небезуспешной, была заменена на более новую и более удачную 100-мм пушку Б-24, которая могла бороться с воздушными целями и имела лучшие характеристики. Из-за того, что пушка мешала работе часов на палубе, ее опустили на палубу напротив ограждения рулевой рубки. На подводной лодке было установлено восемь 533-мм торпедных аппаратов. Шесть из восьми находились на носу и двое на корме. Аппараты были пневматическими, точеные трубы были сделаны из бронзы и выходили из прочного корпуса через специальные сальники. Всего боекомплект лодки составлял четырнадцать торпед — восемь в машинах, а остальные шесть эскортных находились в первом отсеке. Поскольку создание торпед 53-27 затянулось, корабли поступили на вооружение со специальными решетками в торпедных аппаратах, что позволяло использовать 450-мм торпеды.

Энергетическая установка

Двигателями для надводного движения на корабле служили дизель-генераторы немецкой компании MAN, якобы закупленные для первых советских тепловозов. Тогда же на Коломенском заводе им. В.В.Куйбышева наладили создание таких дизелей под маркой 42Б6 мощностью 2х1100 л.с вместе с компрессором 425 об / мин, нереверсивным. Дизельные двигатели отделялись от гребных валов фрикционными муфтами фирмы «Бамаг», а между гребным двигателем и гребным валом — кулачковой муфтой. Общий запас топлива составлял около 128 тонн, из них 39 тонн внутри прочного корпуса и 89 тонн — в бортовые балластные цистерны (№ 5, 6, 7, 8). Некоторые специалисты считали это главным недостатком и слабым местом этих подводных лодок, которые, деформируя тонкий корпус, обнажались из-за пятна топлива на поверхности. Но только так стоит отметить и удалось обеспечить лучшие показатели по дальности плавания по воде и дальности. Для достижения максимальной дальности хода под водой был создан двухбронированный электродвигатель ПГ-20: один якорь мощностью 500 л.с подавался на максимальную скорость, другой — 25 л.с. — для экономичного хода. В подводном положении двухякорные главные электродвигатели питались от аккумуляторной батареи, четыре группы которых располагались в герметичных ямах. Батарейные колодцы имели систему вентиляции батареи и печи дожига водорода, а расположение групп обеспечивало удобство обслуживания элементов. Скорость в надводном положении составляла 15 узлов (около 27,8 км / ч), в подводном положении — 9 узлов (около 16,7 км / ч).

Экспозиция музея «Подводная лодка Д-2 „Народоволец“»

В комплекс входят два основных павильона: на суше и внутри лодки. Подводная лодка имеет следующие характеристики: длина и ширина — 76,6 и 6,4 метра при осадке 3,64; он мог работать автономно в течение 40 дней с погружением на 90 метров и вмещал 53 человека; укомплектован торпедами и артиллерийским вооружением.

Пространство было разделено на семь комнат, которые теперь стали холлами:

  • Экспонат открывается входным люком и частями шести торпедных аппаратов, подвесных причалов, рундуков и танков.
  • Дополнительные 60 батарей с акустической будкой и радиостанцией.
  • Кают-компания офицеров, камбуз и остатки аккумуляторов с цистернами.
  • Четвертый — центральный пост с командным пунктом, где есть сборный насос и вентиляторы, необходимые для восхождения.
  • Дом мастера и технические детали.
  • В следующем отсеке находится вход для экипажа автомобиля и два дизельных двигателя.
  • В последнем помещении находятся главные электродвигатели, кормовой редуктор, роликовые электродвигатели, вспомогательные механизмы и причалы.

Прибрежный отдел состоит из трех тематических частей:

  • Строительство первых в стране подводных лодок в 1920-1930-е гг. Трофейное оружие, подробные модели транспортных средств, чертежи, картины и т.д.
  • Всевозможные водные сооружения, построенные в 20 веке. 20 сортов от раннего до современного.
  • Изображения и реконструкции реальных боевых действий с Щ-303, Л-3 и С-13 под командованием выдающихся героев Советского Союза.

Экспозиция музея: описание и фотографии

У вас есть возможность побывать в интерьере подводной лодки и почувствовать себя подводником. Самое приятное во всем осмотре то, что на тебя никто не смотрит, как бдительные бабушки Эрмитажа. Можно на досуге погулять по подводной лодке, все увидеть и потрогать.

Краткие исторические справки. Д2 «Народоволец» спущен на воду в марте 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 29-го числа в составе 31-й подводной лодки Балтийского флота. В 1933 году «Народоволец» прошел через Беломорско-Балтийский канал и вошел в состав Северного флота. Война застала подлодку в ремонте в Ленинграде после трансконтинентального перехода в США в качестве базы связи для воздушных полетов. 23 сентября 1942 года «Народоволец» начал свой первый после модернизации военный поход. Кампания началась неприятно: подлодка запуталась в противолодочной сети, созданной гитлеровцами. Освободиться ему удалось только через два дня. После окончания войны, отмеченной как минимум одним потопленным и одним поврежденным транспортом, подводная лодка «Народоволец» продолжала служить в составе Балтийского флота в качестве учебного корабля. В 1994 году открылась музейная выставка в честь моряков-подводников.

Здесь вы можете увидеть, в каких условиях жили и воевали наши деды и бабушки, прадеды и прадеды. И условия эти, скажем прямо, очень суровые: узкие проходы, кругом различные механизмы и оборудование. Очень мало места. Чтобы переключиться из одного отсека в другой, нужно спуститься в специальное отверстие в форме круга.

Кают, где спали моряки, нет. Они заснули на жестких подвесных кроватях, поставленных одна на другую под гудение оборудования. Не очень удобно. Но дешево.

Также в подводной лодке расположены: камбуз, капитанская рубка, санузел (гальюн). Чтобы было понятнее и интереснее, во многих комнатах есть манекены.

Помимо самой подлодки, можно увидеть музей, посвященный Военно-морскому флоту России. Есть фотографии моряков, картины, связанные с морскими сражениями и оружием.

На маленьком телеэкране в одном из залов музея демонстрируется фильм о «Народной воле».

Любопытным детям особенно понравится то, что на подводной лодке все можно потрогать и покрутить. Нажатие определенных кнопок может привести к включению некоторых индикаторов или даже звуковому сигналу. Это как игрушка, просто большая и настоящая. Кстати, мы видели взрослых, которые нажимали разные кнопки с одинаковым детским удовольствием и азартом. В лодке каждый сможет почувствовать себя подводником и погрузиться в атмосферу времен Великой Отечественной войны. Тем, кто интересуется историей, военной техникой и флотом, обязательно стоит посетить подводную лодку «Народоволец.

Тогда посмотрите фото, они кликабельны.

Вид от начала подлодки до конца

Вид от начала подлодки до конца

Главный вокзал

Главный вокзал

Дизельный отсек

Дизельный отсек

Батарейный отсек

Батарейный отсек

Электродвигатель

Электродвигатель

Кормовой отсек

Кормовой отсек

Торпедный аппарат

Торпедный аппарат

Командная башня

Командная башня

Кровати

Кровати. Мало места

Также кровати

Также кровати

Камбуз

Камбуз

Гальюн

Гальюн

Подводные выставки

Подводные выставки

Выставки

Выставки

Фотографии служивших на Народной воле

Фотографии тех, кто служил в Народной Воле

Поддержка макета подводной лодки

Режим работы

Институт работает ежедневно с 10:00 до 17:15, без перебоев. Последние туристы отпускаются в 18:00. Лучшее время для посещения — до обеда, до 13: 00-14: 00, тогда приходит меньше людей.

Как добраться

Музей подводной лодки

Музей расположен между станциями метро Василеостровская и Приморская. Рекомендуем до Приморской, от нее до музея пешком 30 минут. Нет необходимости идти пешком, в метро есть много видов транспорта, на которых можно добраться почти до самого музея. От Приморской ходят автобусы 7, 128, 152 и троллейбус 10. Дорога занимает не более 15 минут. Сойти с транспорта нужно на остановке «Шкиперский проток», обычно все остановки объявляются, но лучше всего уточнять у кондуктора. Осталось пройти около 100 метров и вы в музее.

Источники

  • https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%94-2_%C2%AB%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%86%C2%BB_(1929)
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12500
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1-189
  • https://warspot.ru/19924-podlodka-na-vasilievskom-ostrove
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94-2_%C2%AB%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%86%C2%BB
  • https://spb-gid.ru/vremyapreprovozhdenie/interesting-museums/podvodnaya-lodka-narodovolec/

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга