Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: история, архитектура и обзор интерьеров

Содержание
  1. Михайловский дворец: история, архитектор
  2. Предыстория дворца
  3. Летний дворец Елизаветы Петровны
  4. Строительство Михайловского дворца
  5. Центр светской и культурной жизни Петербурга
  6. Планировка и интерьеры дворца
  7. Архитектура здания
  8. Внешний вид и отделка фасадов
  9. Обзор залов
  10. Интерьер и внутреннее убранство
  11. Первый этаж
  12. Личные покои Михаила Павловича
  13. Арсенал оружия
  14. Второй этаж
  15. Перестройки в Михайловском дворце
  16. Памятник Петру I
  17. Легенды и тени замка
  18. Замок после смерти Павла и в наше время
  19. Современники о достоинствах дворца
  20. Владельцы Михайловского Дворца
  21. Великий князь Михаил Павлович
  22. Великая княгиня Елена Павловна
  23. Великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая
  24. Русский музей в Михайловском дворце
  25. Знаменитые экспонаты
  26. Выставки
  27. Михайловский дворец Санкт-Петербурга: режим работы, цены
  28. Информация для посетителей
  29. Интересные факты

Михайловский дворец: история, архитектор

Император Павел I принял решение построить дворец для своего младшего сына Михаила Павловича в 1798 году, после рождения молодого князя. Для создания резиденции был организован фонд, однако смерть Павла Петровича в 1801 году надолго отложила осуществление этого плана.

Взошедший на престол старший сын императора Александр I решил исполнить волю отца. Поэтому строительство Михайловского дворца началось только в 1819 году. Разработка проекта началась двумя годами ранее, долго выбирали территорию для строительства. Изначально планировалось реконструировать уже существующее здание — Воронцовский дворец или дом графа Чернышева, но затем Карл Росси выбрал пустырь для строительства нового дворца. Незастроенная территория позволила создать не только новое здание, но и целый архитектурный комплекс с сквером и парком.

Строительство Михайловского дворца было завершено в 1825 году. Тогда же был создан прилегающий Михайловский сад, над которым работал другой архитектор, Адам Адамович Менелас. После торжественного открытия и освящения ансамбль был передан брату императора Михаила.

Русский музей в Михайловском дворце был организован в 1895 году по указу императора Николая II, после того, как внуки Михаила Павловича передали здание в казну.

Предыстория дворца

Михаил Павлович (1798-1849) был четвертым, младшим и последним из 10 детей императора Павла I и Марии Федоровны. Великий князь — единственный порфировый сын императора, то есть родился во время его правления.

К сожалению, великому князю Михаилу Павловичу не довелось царствовать, как его братьям Александру и Николаю. С другой стороны, именно для него августейший отец решил построить дворец. На эти цели в 1798 году Павел I приказал копить несколько сотен тысяч рублей в год.

Однако любящему отцу не суждено было увидеть воплощение своей идеи. В 1801 году он умер в результате дворцового переворота. Но волю монарха исполнил император Александр I, который занимался строительством дворца для великого князя Михаила Павловича.

Летний дворец Елизаветы Петровны

Раньше на месте Михайловского замка стоял летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, возведенный архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771) в 1741–1744 годах. 20 сентября 1754 года здесь родился будущий император Павел. Со временем Елизавета стала реже посещать Летний дворец, отдавая предпочтение Царскому Селу. Постепенно дворец пришел в упадок. Сначала его перевели к Григорию Орлову, затем — к Григорию Потемкину.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге
Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Капот. Л. Ф. Бонштедт (с рисунка М. И. Махаева, 1753 г.), 1847 г

Строительство Михайловского дворца

В 1817 году архитектор Карл Росси приступил к проектированию будущего дворца. Проект предполагал не только реконструкцию существующих зданий, но и создание нового городского архитектурного ансамбля. Архитектор спроектировал здание, площадь перед ним и две новые улицы: Инженерную и Михайловскую, которые соединяли здание с Невским проспектом.

Строить дворец начали в 1819 году, когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а работы начались 26 июля. В 1819 — 1820 гг. Было возведено главное здание. В 1821 году к дворцу пристроили два крыла. В 1822 году были завершены общестроительные работы, которыми руководил известный «каменный мастер» Фома Леонтьевич (Томмазо) Адамини, с которым работал его сын Дементий Фомич (Доменико) Адамини, который был в заказах на строительство Михайловского храма. Дворец.

В 1823 году Строительная комиссия на конкурсной основе отобрала для отделочных работ лучших декораторов, скульпторов, живописцев, лепных мастеров и резчиков. Обивку, обои и ковры заказала в Париже компания Cartier. Чугунные изделия заказывал на литейном заводе мастер Бауман. Решетка над Мойкой, парадная лестница, чугунные львы и небольшой мостик в саду объединены в это растение.

На стороне Марсова поля при дворце появился сад, также называемый Михайловским. Перестроил сад мастер земляных работ и садоводства Адам Адамович Менелас. Строительство было завершено 30 августа 1825 года. За свою работу Карл Иванович Росси был награжден орденом Владимира III степени и бриллиантовым кольцом. Возведенный дворец был освящен 11 сентября 1825 года и посвящен великому князю.

Центр светской и культурной жизни Петербурга

После завершения строительства дворца великий князь Михаил Павлович с супругой, урожденной принцессой Фредерикой Шарлоттой Марией Вюртембергской, поселились здесь и приняли свое имя в православии — Елена Павловна (1807-1873). Дворец буквально сразу стал центром общественной и культурной жизни Петербурга.

Хотя брак Михаила и Елены, узаконенный 8 февраля 1824 года, никак нельзя было назвать счастливым, супруги устроили блестящие балы. Иностранцы были в восторге от великолепного убранства и головокружительных танцев, изысканной еды и неповторимого музыкального сопровождения, высокого общения и количества гостей.

Все было на высшем уровне. Только когда дело дошло до организации грандиозных балов, супруги согласились. А по жизни они были очень разными людьми, как по характеру, так и по интересам. С годами их отношения не потеплели. Елена Павловна была высокообразованной женщиной с широкими познаниями, а великий князь целиком посвятил себя армейским делам.

Прусская принцесса, получившая образование в Париже, с юных лет была окружена учеными и философами, музыкантами и писателями. Михаил Павлович любил военные парады и общество холостяцких офицеров. Во дворце проводились приемы и светские аудиенции по случаю инаугурации, а также полковые вечеринки.

Однако супруги часто устраивали литературные и театральные вечера. Резиденцию посетили творческие и известные личности, такие как Александр Пушкин, Федор Тютчев, Василий Жуковский, Николай Миклухо-Маклай, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и многие другие. Порядок во дворце обеспечивали отставные солдаты, соратники Михаила Павловича.

Елена Павловна, владевшая салоном в Петербурге, где по обычаю того времени говорили по-французски, получила прозвище «мадам Мишель». Ученые, писатели, юристы и художники собрались на знаменитые «Четверги мадам Мишель». Она прославилась размахом и красотой праздников, организованных в Михайловском дворце. Сюда императорская чета приглашала гостей, которые не были официально представлены ко двору, что означало, что они не могли посещать светские мероприятия в Зимнем дворце.

Планировка и интерьеры дворца

Центром архитектурного ансамбля, конечно же, является главное здание Михайловского дворца. К нему с двух сторон прикреплены крылья: Западный — Фрейлинский и Восточный — Манежный. Здание четырехэтажное, главный фасад выходит на главный вход и площадь Искусств, второй фасад виден со стороны Михайловского сада.

Несмотря на большое количество комнат и залов, планировка этажей дворца была очень гармоничной. Архитектору Карлу Росси удалось создать настоящий шедевр: роскошь интерьера не казалась пошлой, все. Бальные залы расположены в западной и северной частях дворца, парадные покои княжеской четы — в восточной части.

После передачи комплекса во владение Михаила Павловича многие помещения были отремонтированы. Жена князя — Елена Павловна — следила за обновлениями архитектурных стилей и старалась следовать различным модным тенденциям, перестраивая помещения дворца и видоизменяя интерьеры. После продажи Михайловского дворца и организации в нем Русского музея архитектор В.Ф.Свинин, приглашенный Николаем I, провел важные реставрационные работы. Помимо ремонта инженерных сооружений, во дворце были расширены порталы и узкие коридоры; маленькие комнаты были объединены в большие холлы; убрана часть мебели, большая часть каминов, печей, дверей, деревянных перегородок. Целью комплексной реконструкции было создание комфортных выставочных залов и максимальной пожарной безопасности, а также восстановление оригинальных интерьеров работы Карла Росси.

Сегодня посетители Михайловского дворца имеют доступ к 39 выставочным залам, а также к Главному вестибюлю, Парадной лестнице и Галерее на втором этаже здания, украшенного различными элементами, основой для создания которых стала российская оружие. Повсюду можно увидеть изображения военной атрибутики, щитов и мечей, российского герба и других символов государственной и военной мощи страны.

В залах представлены коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге: иконопись, живопись, графика, скульптура, мебель, текстиль, декоративно-прикладное искусство, костюмы, оружие и другие предметы.

Помимо Главного вестибюля, первоначальная планировка сохранилась только в Белом (Белоколонном) зале. Это комната № 11, где княгиня Елена Павловна проводила музыкальные вечера. В нем выставлена ​​мебель, живопись и скульптура первых владельцев Михайловского дворца. Настенные росписи, паркет, мебель и другие элементы были отреставрированы по эскизам Карла Росси.

Архитектура здания

Михайловский дворец построен в стиле ампир, высокого классицизма. Стиль отражает римскую классику в сочетании с египетскими мотивами: торжественность и великолепие в архитектуре, театральность в оформлении зданий и интерьеров. Обязательно наличие колонн, пилястр, лепных карнизов.

Фасад здания

Древние скульптуры (сфинксы, львы) расположены упорядоченно, сохраняя баланс и симметрию. Стиль с массивными формами, элементами военной символики подчеркивает мощь власти и государства.

К основному корпусу двухэтажного здания примыкают два служебных помещения — для кухни, арены и конюшни Депенданса, соединенных со зданием металлическим забором с несколькими воротами.

Скульптура льва

Фасад поражает изысканностью и изысканностью отделки. В центральной части находится элегантный портик: выступающая часть с семью арками, поддерживаемая восемью колоннами. По обе стороны от портика на главном фасаде шесть колонн. Здание украшено белоснежной лепниной.

Первый этаж отделан деревенским камнем — камнями оригинальной фактуры, тщательно подобранными между собой, что придает постройке неповторимость и неповторимость. К входу во дворец ведет гранитная лестница, украшенная двумя статуями львов, специально отлитыми для Михайловского дворца. Величественные хищники обращены к центру боком, держа под лапами каменные шары — символ солнца.

Перед фасадом уютный сад. Дворец окружен жесткой чугунной оградой, символом могущества и славы России и императорской семьи. Каждая секция украшена лавровым венком из кованого железа, на воротах — щитами и скрещенными мечами. Двери венчает императорский двуглавый орел.

Внешний вид и отделка фасадов

  • Либо замок, либо крепость.
  • Отделка кузова.
  • Фасады замка.
  • Пристройки южного фасада: памятник рыцарю Петру Великому и аллея кленов.

На первый взгляд Михайловский замок выглядит замкнутым сооружением с большим квадратным двором, с высоты птичьего полета бастионно-крепостной. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в конце концов умер) и сознательно или неосознанно хотел спрятаться, спрятаться в надежной крепости. Необъяснимый страх, подкрепленный мрачными предсказаниями (то ли тень Петра Великого, то ли ему явилась цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, построенной на месте Летнего дворца ‘ Императрица Елизавета. В Летнем дворце родился будущий император Павел.Фасад Михайловского замка

Украшением замка занимались выдающиеся скульпторы того времени — Тибо и П. Стаги, художники — А. Виги, Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, использованные для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был подготовлен для Исаакиевского собора.Внешнее убранство Михайловского замка

Фасады Михайловского замка не такие. Восточный фасад, видимый с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный — самым торжественным.

Северный фасад, или главный фасад замка, выходит на Летний сад и Кампо-ди-Марте. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад встречает посетителей большой террасой с мраморной колоннадой.Северный фасад замка

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, находится зеленоватый купол с золотым шпилем церкви, в которой он должен был совершать молитвы царской семьи. Храм построен в честь архангела Михаила, давшего замку название.Купол с золотым шпилем

Здание выходит восточным фасадом на набережную реки Фонтанки. На фасаде расположен карниз по центру и строго напротив аналогичного карниза с западной стороны (там, где находится церковь). Это Овальный зал, который раньше принадлежал императорским парадным покоям. Карниз, как и церковь, для симметрии увенчан башенкой и шпилем.Восточный фасад

Южный фасад облицован мрамором и содержит портик с колоннами, который выделяется на фоне большого замка необычной и неожиданной деталью. Обелиски с рыцарскими доспехами средневековья завершают картину величия.Южный фасад Михайловского замка

Южный фасад знаменит и примечателен тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый памятник в Санкт-Петербурге и России, изображающий конного реформатора-императора. Его свинцовый макет был изготовлен великим Б.К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 — начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось ждать еще сорок лет, прежде чем окончательно воцарился на постаменте. Постамент отделан олонецким мрамором (находится в самом замке). Его украшают патриотические барельефы, изображающие Полтавскую битву и легендарную битву у мыса Гангут.Памятник Петру I

К южному фасаду ведет широкая и длинная подъездная дорожка из клена. Когда в Санкт-Петербург приходит осень, красные кленовые листья, как и цвет стен, подчеркивают суровую красоту замка. Справа и слева от переулка расположены павильоны конца 1700-х — 1800-х годов, их создатели — архитектор В.И. Баженов и скульптор Ф.Г. Гордеев.Кленовая аллея

Обзор залов

Этажи и залы соединяет атриум, украшенный вензелями, фризами, барельефами с атрибутами русского оружия. Все комнаты архитектор сосредоточил вокруг внутренней лестницы. На первом этаже — личные покои Михаила Павловича, состоящие из шести скромных комнат без излишней роскоши. Здесь расположены придворные апартаменты.

Интерьер Михайловского дворца

Арсенал с коллекцией оружия и обмундирования занимает одну из комнат князя. В роскошной комнате покоев хранится военная техника и обмундирование, прически и ордена.В коллекции Михаила Павловича три пушки, подаренные Императором Николаем I, из которых они были выпущены во время подавления восстания на Сенатской площади.

Михаил Павлович участвует в подавлении восстания декабристов на Сенатской площади. Великий князь настаивал на замене смертной казни принудительными работами для поэта и друга Пушкина Вильгельма Кюхельбекера, обвиняемого в расстреле Михаила Павловича.

На втором этаже — помещения для балов и приемов. В основе серии номеров — Белый Колонный зал, роскошно и оригинально оформленный. Оформление впечатляет. Разделенный на три части рядами колонн, он украшен барельефами и живописными панно со сценами из старинных стихов.

Второй этаж

Хрустальная мебель и люстры разработаны Карлом Росси. Оформление зала выполнено в бело-золотых тонах. Залы перекрыты системой зеркальных сводов, украшенных картинами.

Интерьер и внутреннее убранство

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге славится не только изысканным внешним видом, но и великолепным внутренним убранством.

Первый этаж

Главный зал объединяет все этажи и помещения здания. Тема оформления интерьера — русское оружие (мечи, щиты и другие военные предметы из Древнего Рима, дополненные изображением русского двуглавого орла), украшенное вензелями, фризами и барельефами
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Описание, адрес, цены

Впечатление от увиденного усиливает обходная галерея из 18 целых и 6 трехчетвертных колонн. Главный зал ведет в залы с произведениями искусства 19 века. Остальные находки хранятся на 2-м этаже, на который ведет широкая лестница. Красивая арка отделяет лестницу от атриума.

На первом этаже раньше располагались апартаменты для придворных, детские и гостевые комнаты, а в подвале — кухни дома и подсобные помещения.

Личные покои Михаила Павловича

В комнатах Михаила Павловича было 6 комнат. Они были сделаны скромно, без лишней роскоши.
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Описание, адрес, цены
Каким были Кабинет, Арсенал и Библиотека, можно увидеть на картинах современников. В библиотеке представлены коллекции редких книг и других дорогих изданий.

Арсенал оружия

В одной из комнат квартиры Михаила Павловича хранилась большая коллекция оружия. Это была самая роскошная комната из всех. Были собраны оружие, экипировка, военная форма и головные уборы, артиллерийское и другое вооружение.
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Описание, адрес, цены
Самыми известными являются 3 пушки, подаренные императором Николаем I, которые использовались во время восстания на площади Пьяцца-дель-Сенато в декабре 1825 года.

Второй этаж

Помещения второго этажа предназначались для балов и приемов. Здесь находились Кабинет Великого Герцога, Библиотека, Гостиная, Зал для приемов и Коридор. Сейчас здесь располагается верхняя галерея Русского музея.

Перестройки в Михайловском дворце

Сам Михаил Павлович ни о каком ремонте в своей резиденции не думал. Но его жена откликалась на все новые художественные веяния того времени. Таким образом, в середине 1930-х годов реконструкция двух залов Великой княгини положила начало внесению новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. Автор проекта — известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе работ сохранились только большие парадные залы Михайловского дворца.

После Штакеншнейдера здание было перестроено известными архитекторами: Харальдом Боссе в 1840-1850 годах; Людвиг Бонштедт в 1850 году; Александр Юркевич в 1857 году. В 1859 году штатным архитектором дворца стал Георг Прейс, который в 1865 году построил свои личные комнаты в крыле Манежа, где великая княгиня жила до конца своей жизни. В 1888 году архитектор вышел на пенсию, передав свои функции своему сыну Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.

Памятник Петру I

Раньше Михайловский замок был обнесен стеной. Со стороны Большой Садовой улицы к замку вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при жизни Анны Иоанновны. Перед замком устроили большой плац — Коннетабльский. Здесь, в Михайловском замке, установлен памятник Петру Великому. Внизу подпись: «Прадед, правнук 1800 г.».

У этого памятника многовековая история. Его первоначальная идея принадлежала Анне Иоанновне. Его предполагалось поставить на Васильевском острове, на том месте, где сейчас находится университет. Его отлил заклинатель Мартилли по проекту Растрелли во времена правления Элизабетты Петровны. Во времена Екатерины Великой памятник находился под навесом на берегу Невы у Исаакиевского моста.

Если присмотреться к памятнику, можно увидеть странность: одна из ног лошади, если посмотреть на нее под определенным углом, немного похожа на человеческую. Барельефы на постаменте носятся для сияния — считается, что это приносит удачу.

Легенды и тени замка

    Михайловский замок имеет свою неординарную и трагическую историю, тесно переплетенную с историей жизни и смерти его венценосного создателя. В 1801 году, 11 марта, в Михайловском замке, где еще велись отделочные работы, был предательски убит император Павел I.Внутри замка

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиции экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правительства, реформой армейских казарм и другим хозяйственным делом решения. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал угрозу для России со стороны Англии. Возможно, император был не так неправ: война с Францией, с которой у России не было существенных разногласий ни до, ни после, доказала это позже, но тогда противники — сторонники покойной матери императора Екатерины Великой — думали иначе.Потолок замка

Императора разбудили посреди ночи, попросили отречься от престола и в ответ на отказ задушили платком. Ему было сорок шесть. Продолжительность пребывания Павла I в Михайловском замке оказалась мистической: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.Люстра

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой до сих пор можно услышать в темной и торжественной ауре замка, где сейчас находится музей. Кажется, что под его сводами до сих пор живет некая тайна, прикоснуться к которой могут лишь на мгновение те, кто приезжает на экскурсию. Существует миф, что Павел I стоит у окна спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, отсчитав сорок седьмой, уходит, забрав с собой несчастных. Император, превратившийся в привидение, бродит по коридорам своего замка ночью, пугает ночных сторожей скрипом и прикосновениями, а ночью хорошо видна его тень на стене.Фортепиано в Михайловском замке

Эти необъяснимые видения принесли в Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. А члены комиссий, в том числе атеисты, отметили, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.Обстановка замка

В 1820 году недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.Золотые орлы

Инженерное училище закончили многие славные сыны Отечества, проявившие себя не только достойными инженерами. Итак, одним из выпускников был Ф.М. Достоевский. В дореволюционные годы школу окончил Герой Советского Союза Д.М. Карбышев, впоследствии ставший генерал-лейтенантом инженерных войск.Элемент внутреннего убранства петербургского замка

В годы Великой Отечественной войны в Михайловском замке функционировал госпиталь, а памятник Петру I был закопан в землю, чтобы защитить его от бомбардировок.

Антикварная посуда

Обо всем этом посетители узнают во время экскурсии, когда придут в Михайловский замок.Расписан в Михайловском замке

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка сняли почти все украшения. Внутреннее убранство сохранилось только в Тронном зале и Круглом зале; в некоторых комнатах на потолках сохранились живописные плафоны. Внутри расположено несколько учреждений: полуэскадрилья жандармерии спасателей, Институт слепых, Комитет по делам благотворительности, Аппарат министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла Русского территория вокруг замка была перепланирована, рвы засыпаны, разводные мосты убраны. В 1822 году он был переименован в Castello di Ingegneria. В 1823 г здесь располагалось Главное инженерное училище (ныне Военно-технический университет).

В советское время в замке размещались различные учреждения, во время блокады — больница. В результате изменений размазана краска на стенах и потолке, коридоры разделены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а затем полностью передали Русскому музею. В ходе реконструкции восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Понте делле Тре Спан. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка. Сейчас в залах проходят постоянные выставки: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Возрождения в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры», проводятся временные выставки.

Михайловский замок, Санкт-Петербург
Зал антиквариата императрицы Марии ФедоровныМихайловский замок, Санкт-Петербург
Галерея РафаэляМихайловский замок, Санкт-Петербург
Тронный и Предтронный залы императрицы Марии ФедоровныМихайловский замок, Санкт-Петербург
Бывшая большая столовая. 11 марта здесь прошла последняя вечеря императора Павла IМихайловский замок, Санкт-Петербург
Спальня императрицы Марии ФедоровныМихайловский замок, Санкт-Петербург
Михайловский замок, Санкт-Петербург
Михайловский замок, Санкт-Петербург
Овальная комнатаМихайловский замок, Санкт-Петербург
Михайловский замок, Санкт-Петербург
КоридорМихайловский замок, Санкт-Петербург
Михайловский замок, Санкт-Петербург
Михайловский замок, Санкт-Петербург
Михайловский замок, Санкт-Петербург
Один из заловМихайловский замок, Санкт-Петербург
Один из заловМихайловский замок, Санкт-Петербург
Бывшие казармы спасателей. Выставка «Лица России». Портрет графа В. А. Зубова.

Современники о достоинствах дворца

Слава необычайной красоты Михайловского дворца дошла до Англии. Английский ученый Гренвилл, побывавший в России в 1826 году, писал: «Этот дворец, конечно, триумф новейшей архитектуры, единственный в своем роде».

Король Англии Георгий, восхищенный великолепием резиденции, попросил русского правителя изготовить для него модель здания с точной моделью Белоколонного зала. Модель с базовым размером 2м на 2м изготовлена ​​и доставлена ​​в Англию русскими мастерами.

Владельцы Михайловского Дворца

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге видел много владельцев и поколений.

Великий князь Михаил Павлович

Царь Михаил Павлович не стал откладывать перенос и перебрался в свои комнаты на следующий день после открытия — 1 сентября 1825 года. Время, когда в здании жили Михаил и его семья, прославило дворец на всю Россию как центр столичной культуры.
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Описание, адрес, цены
В залах дворца постоянно проходили балы и приемы, концерты и шоу-программы. Дворец посещали известные художники и писатели.

Великая княгиня Елена Павловна

После смерти Михаила в 1849 году бурное времяпрепровождение сменилось атмосферой более утонченной совместной жизни с княгиней Еленой Павловной. Во дворце также собрались различные деятели культуры, ученые и политики.

Благодаря частым музыкальным вечерам здесь зародилась русская музыкальная общественность, а впоследствии и первая Русская консерватория. Это был конец расцвета здания. Следующие владельцы привели дворец в упадок.

Великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая

Екатерина Михайловна поселилась в Михайловском дворце еще до смерти матери. Сразу после свадьбы Екатерины и герцога Георга Августа Эрнеста Адольфа Карла Людвига Мекленбург-Стрелицкого в 1851 году молодой человек вошел в здание.
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Описание, адрес, цены

Выйдя замуж, Екатерина Михайловна стала отдаляться от мужа и переехала в Манежный флигель, который для нее оборудовали в 8-комнатной квартире. Катерина умерла в 1894 году, завещав дом своим детям.

Русский музей в Михайловском дворце

Русский музей в Михайловском дворце
Вскоре после того, как княжеская резиденция была продана племянниками Михаила Павловича в императорскую казну, был издан указ Николая II о создании Русского музея и постановлении о сохранении находок Михайловского дворца. Вместе с ним музею были доступны сад, хозяйственные постройки и пристройки.

Сразу началась реконструкция, в которой должны были разместиться помещения музея. Возглавил его архитектор Василий Свинин. Ремонт длился 3 года, после завершения он был принят комиссией без изменений.

Коллекция Русского музея началась со 122 картин, поступивших в 1898 году из Академии художеств, 80 картин из Эрмитажа, а также 95 произведений, привезенных из Зимнего дворца, Гатчинского и Александровского дворцов. Он завершил первые коллекции и покупки из частных коллекций.

Князья, принцессы и выдающиеся личности подарили музею рисунки и акварели. Уже на момент открытия выставка насчитывала 445 картин, 11 скульптур, 981 рисунок, гравюры и акварель, а также более 5000 предметов старины — икон и произведений древнерусского искусства.

19 марта 1898 года Русский музей Александра III распахнул свои двери. В настоящее время здесь находится самая большая в мире коллекция русского искусства. Здесь можно увидеть работы Андрея Рублева, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Марка Шагала и других известных людей, а площадь музейных помещений составляет более 24 квадратных километров.

Знаменитые экспонаты

Экскурсия по Русскому музею в Михайловском дворце начинается с главного атриума. В нем сохранились оригинальные элементы декора XIX века в стиле ампир, а лестница является отдельным экспонатом.

Хотя в музее хранятся тысячи ценностей, среди них есть особенные, которые обязательно стоит увидеть во время экскурсии по дворцу.

Ангел с золотыми волосами — старейшая икона, хранящаяся в Русском музее. Он был написан в 12 веке. Яркой особенностью иконы является тонкий дизайн — волосы Гавриила украшены тончайшими прядями сусального золота.

Перед фасадом Михайловского дворца. 1944-1944
Икона Архангела Гавриила («Ангел с золотыми волосами»). Конец 12 века

«Последний путь Помпеи» — пожалуй, самое известное произведение Карла Брюллова, считающееся эталоном русской школы живописи. Художник делал наброски к картине с натуры: он учился в Италии, когда начались раскопки в Помпеях. Карл Брюллов писал ее 3 года и принес автору честь и славу. Николай I приказал повесить картину в Академии художеств, чтобы она служила ориентиром для мастерской художников.

Последнее путешествие Помпеи. Карл Брюллов.
Последнее путешествие Помпеи. Карл Брюллов. 1833 г

«Девятая волна» Ивана Айвазовского стала самым известным полотном художника, несмотря на то, что он написал сотни картин с морем. На нем изображен сильный элемент и моряки, пытающиеся спастись на мачте после кораблекрушения.

«Витязь на распутье» — семейное произведение Виктора Васнецова, которое он редактировал несколько раз. В первоначальной версии рыцарь стоял лицом к зрителю, и вся надпись могла быть прочитана на камне. Также в финальной версии дорога исчезла с дороги.
Рыцарь на распутье. Виктор Васнецов. 1882 г
Рыцарь на распутье. Виктор Васнецов. 1882 г

«Казаки пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина. Сюжет пришедшего к художнику письма настолько заинтересовал его, что он решил воплотить его в жизнь. Работы длились 11 лет. И, несмотря на то, что картина была признана недостоверной исторической, работа добилась успеха на выставках и в итоге была куплена Александром III.

Казаки пишут письмо турецкому султану. Илья Репин. 1891 г
Казаки пишут письмо турецкому султану. Илья Репин. 1891 г

Выставки

В Михайловском дворце 5 постоянных экспозиций. Первый посвящен древнерусскому искусству XII-XVII веков, он насчитывает более 6 тысяч икон. Вторая выставка называется «Русское искусство XVIII века», посвящена временам Петра I. Третья выставка «Русское искусство первой половины XIX века» рассказывает о тенденциях изобразительного искусства России в России эта эпоха. Четвертая выставка — «Русское искусство второй половины XIX века», особое место в которой отведено работам представителей академии живописи и скульптуры того времени. Последняя постоянная экспозиция — «Русское народное искусство XVII-XXI веков», где посетители могут увидеть более 1500 экспонатов, рассказывающих историю развития крестьянского искусства и местных ремесел в России на протяжении веков.

Михайловский дворец Санкт-Петербурга: режим работы, цены

Посетить Михайловский дворец можно каждый день, кроме вторника. По понедельникам вход открыт с 10:00 до 20:00, по четвергам с 13:00 до 21:00. В остальные дни музей открыт с 10:00 до 18:00 (ср, пт-вс). Касса закрывается на 30 минут раньше.

Посетители, имеющие право на бесплатный вход, могут посещать экспонаты только в 10:20 в дни работы музея и по четвергам в 13:20.

Стоимость билетов: взрослые — 500 рублей, школьники, студенты, пенсионеры — 250 рублей, дети до 3 лет — бесплатно.

Информация для посетителей

  • Михайловский замок Адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 2.
  • Телефон: 8 (812) 570-5112
  • Сайт: www.museum.ru/M158
  • Режим работы: с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме вторника; Понедельник с 10.00 до 17.00. Кассы закрываются на час раньше.

Интересные факты

  • В придворных кругах Петербурга распространилась легенда, что часового, стоявшего на страже Летнего дворца Елизаветы Петровны, звали Михайловский).
  • Согласно широко распространенной легенде, Мижайловский замок своим необычным колоритом обязан романтической страсти Павла I: Анны Лопухиной (замужем за Гагариной). Однажды во время бала Анна уронила перчатку, которую император поднял и передал архитектору Бренне с заданием выкрасить замок в цвет перчатки любимой.
  • В честь церемонии закладки замка прозвучал 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости.
  • При строительстве Михайловского замка был организован специальный лазарет, в котором во время работ оказали помощь 1443 человека.
  • Замок на самом деле был окружен рвами с водой, оборудован подъемными мостами и пушками, однако, вопреки распространенному мнению, это произошло не из-за желания Павла превратить его в неприступную крепость, а из-за того, что в 1798 году он принял титул Великого. Магистр Мальтийского Ордена (т.е.все эти сооружения носили довольно знаковый характер), все эти элементы отсутствовали в оригинальном дизайне замка.
  • Во времена Павла I резиденция Михайловского замка была намного больше нынешней: вход находился на нынешней Манежной площади.
  • Постройки караульной (так сегодня ошибочно называют два боковых павильона на аллее, ведущей к замку) изначально предназначались для резиденции государственных дам и подружек невесты императорского двора.
  • Замок располагался на острове, омываемом реками Мойкой и Фонтанкой, а также двумя впоследствии заполненными каналами: Церковным и Воскресенским (частично восстановлены в ходе реставрационных работ).
  • В 1857 г по просьбе Александра II в спальне Павла (т. Е. На месте его убийства) был воздвигнут мемориальный храм Святых Апостолов Петра и Павла, воплотивший в себе широко распространенную идею «Храма на крови» в России».
Источники

  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/33908
  • https://peterburg.center/maps/mihaylovskiy-dvorec-ego-istoriya-i-vladelcy-sudba-i-russkiy-muzey-v-peterburge.html
  • https://anashina.com/mixajlovskij-zamok/
  • https://ArchitectureGuru.ru/mikhailovsky-palace-in-st-petersburg/
  • https://www.miroworld.ru/mihajlovskij-inzhenernyj-zamok/
  • https://touristam.com/mihaylovskiy-dvorets-v-sankt-peterburge.html
  • https://www.spbmuzei.ru/mihailov_dvorec.htm
  • https://guida-spb.com/mikhajlovskij-zamok-inzhenernyj-zamok.html

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга