Михайловский замок в Санкт-Петербурге, история, архитектура, что посмотреть

История

Торжественная церемония открытия нового дворца состоялась 26 февраля 1797 года. Замок был быстро возведен, работы велись круглосуточно. Павел заказывал из Европы известного архитектора Винченцо Бренна, а к работе был привлечен выдающийся русский архитектор Василий Баженов. До сих пор ведутся споры о том, какой проект положен в основу строительства. Но бесспорно, что строительством руководил император Павел, он углубил все вопросы. Освещение замка состоялось 8 ноября 1800 года. Столица еще не знала таких темпов строительства.

В замок привезены все лучшие произведения искусства. Паоло не пожалел дворцов, принадлежавших бывшим фаворитам Екатерины. Затем из Таврического дворца, принадлежавшего князю Григорию Потемкину, в строящемся замке был сломан и уложен ценный деревянный паркет. Мраморные колонны были сняты со строительства Исаакиевского собора. Таких примеров было много. Колесницы с мебелью, вазы, статуи простирались к новому дворцу со всех сторон Петербурга.

Летний дворец Елизаветы Петровны

Раньше на месте Михайловского замка стоял летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, возведенный архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771) в 1741–1744 годах. 20 сентября 1754 года здесь родился будущий император Павел. Со временем Елизавета стала реже посещать Летний дворец, отдавая предпочтение Царскому Селу. Постепенно дворец пришел в упадок. Сначала его перевели к Григорию Орлову, затем — к Григорию Потемкину.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге
Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Капот. Л. Ф. Бонштедт (с рисунка М. И. Махаева, 1753 г.), 1847 г

Легенда о начале строительства Михайловского замка

В 1796 году Летний дворец был разрушен, и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место. По одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладающим определенным даром предвидения, желал умереть там, где родился. По другой легенде, воину на страже явился архангел Михаил. М.И. Пыляев в своем очерке «Старый Петербург» описывает это явление следующим образом (орфография сохранена):

Однажды молодой человек явился сияющим воину, охранявшему Летний дворец, и сказал изумленному часовому, что он, архангел Михаил, приказал ему пойти к императору и сказать ему построить храм во имя архангела Михаила место этого древнего Летнего дворца. Солдат сообщил о своем видении начальству, а когда о нем доложили императору, он ответил: «Я уже знаю желание архангела Михаила; его воля будет выполнена ». Позже он приказал построить новый дворец, в котором должна была быть построена церковь имени Архангела Михаила, а сам дворец приказал называть Михайловским замком.

28 ноября 1796 г., в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «Скорее построить новый неприступный дворец-замок для постоянной резиденции государя. Он останется на месте полуразрушенной Дачи ». Строительством руководил Винченцо Бренна (1745-1820), архитектор Василий Иванович Баженов (1737 или 1738-1799). Павел зарисовал несколько рисунков будущего дворца.

Создание архитектурной концепции

Михайловский замок своим появлением обязан сыну Екатерины Великой, императору Павлу I. Еще будучи великим князем и наследником престола, будущий император высказал идею создания собственного дворца. Эта идея была реализована только спустя десятилетие.

Внешний вид Михайловского замка и его архитектурные особенности полностью отражают характер и мировоззрение императора Павла I. Воспитанный в преклонении перед идеалами рыцарства и обладающий врожденной подозрительностью, он с юных лет мечтал построить себе неприступный замок-крепость.
Путешествуя по Европе в 1781-82 годах, великий князь посетил множество дворцов и вилл, построенных в стиле замковой архитектуры, и его мечты начали воплощаться в жизнь.

Вернувшись в Петербург, он начинает создавать собственные эскизы будущего шедевра. В 1784 году к разработке проекта дворца-замка подключились профессиональные архитекторы.

Первоначально над проектом работал А.Ф. Виолье, но позже его сменил архитектор Василий Баженов. Он стал автором завершенного проекта, разработка которого длилась более 10 лет.

Василий Баженов

Баженов учел все пожелания заказчика, и в результате появился гигантский объект, окруженный со всех сторон водой, подъемными мостами и валами, на котором располагалось около 20 пушек. Всего было представлено более десятка вариантов будущей конструкции.

Выбор места будущей резиденции

Взойдя на престол, император Павел I в ноябре 1796 года издал один из первых указов — о начале строительства королевской резиденции.

Изначально он должен был построить будущий дворец в Гатчине, но, в конце концов, Петербургу повезло. О выборе места для замка существует загадочная легенда.

И, предположительно, узнав эту новость, император посчитал это прямым приказом для себя и немедленно приказал разобрать Летний дворец и начать строительство замка на обозначенном месте.

Однако многие историки считают, что эту легенду отверг сам король, чтобы иметь возможность построить новый замок на месте своего рождения, в Летнем дворце.

Возведение архитектурного исполина

Строительство началось 26 февраля 1797 года, когда был заложен первый камень в фундамент будущего сооружения. Император торопился со сроками сдачи объекта и работы велись в темпе «Стаханова.

На момент возведения архитектурного «монстра» все значимые стройки в стране были остановлены, а лучшие специалисты были перенаправлены на реальный объект.

Баженов не выдержал такой строительной ажиотажа и позже руководил строительством Винсента Бренны, придворного архитектора императора.

Работа велась буквально днем ​​и ночью при свете факелов, в любое время года и при любой погоде. При этом на стройке находилось около 5000 рабочих.

Для ускорения строительства готовые архитектурные элементы начали переносить с других строительных площадок. Использованы колонны и фризы из Царского Села, скульптуры Академии художеств.

Уже установленный фриз с библейской надписью также был снят с Исаакиевского собора. Это было немыслимое святотатство, и есть легенда, что причиной смерти Павла I стал безрассудный приказ убрать фриз со стен храма.

Легенда! Говорят, что знаменитый святой город Ксения Петербургская, перенеся библейскую линию со стен церкви, по количеству букв в этой строке предсказала царю годы жизни. И . предсказание непонятным образом сбылось.

Строительство продолжалось, и Таврический дворец по известному сценарию остался без композиционного паркета.

В спешке строительные работы велись с нарушением соответствующих технологий и стандартов. Выкопанный поздней осенью фундамент и зимняя кладка стен привели к невероятной влажности и снижению уровня тепловой защиты.

Однако император настаивал на строительстве, и ценой невероятных усилий в ноябре 1800 года строительство здания было завершено. В том же месяце, в день архангела Михаила, дворец освятили, но украшение помещений продолжалось еще несколько месяцев.

В знаменательный день 1 февраля 1801 года император со всей семьей переехал в новую резиденцию.

Облик Михайловского замка

Освящение Михайловского замка и церкви с ним состоялось 8 ноября 1800 года. Замок отличался великолепием. Он напоминал дворец эпохи Возрождения. Его окружали рвы с перекинутыми через них разводными мостами. Фасады были украшены мраморными статуями, которые позже были перенесены в Зимний дворец. В плане замок был четырехугольным, внутри имелось три двора: главный восьмиугольный, на Фонтанку — пятиугольный, на Царицынские луга (Марсово поле) — треугольный. Только члены императорской семьи и посланники могли войти в главный двор через Воскресенские ворота.

Михайловский замок, Санкт-Петербург
Двор

Все фасады Михайловского замка разные. По легенде, красноватый цвет, в который окрашены стены, был выбран не случайно. На одном из танцев подружек невесты будущая фаворитка Анна Гагарина (Лопухина) уронила перчатку этого цвета, император поднял ее и, любуясь цветовой гаммой, отправил составителю красок для пробы. Кстати, многие петербуржцы начали красить свои дома в этот цвет. По другой версии, это цвет Мальтийского Ордена (Павел был Великим Магистром Мальтийского Ордена, подробнее об этом можно прочитать в Приоратском дворце в Гатчине: земляной замок Великого Магистра Ордена Мальта).

План Михайловского замка
Красивый план Михайловского замка, согласно рис. Бренна. Из книги: К. Валишевский, сын великой Екатерины. Император Павел I. Издание Т-ва А.С. Суворина — «Новое время»

На главном каркасе выгравирована надпись: «Святилище Господа приличествует твоему дому в течение долгих дней». Согласно легенде, императору было предсказано, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Так и случилось: император скончался на 47-м году жизни.

Михайловский замок, Санкт-Петербург
Макет Михайловского замка

Фасад и двор Михайловского замка

Михайловский Замок
Михайловский Замок

Сейчас восстановлены часть канала по фасаду замка и трехчастный мост. Только император мог войти в замок по центральной части моста, всем остальным простым смертным приходилось заходить по боковым мостам.

Михайловский Замок
Трехчастный мост

Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необычную форму принято относить к одному из знаков масонства. На главном фасаде две пустующие ниши; в годы Павла I в них установили две гипсовые статуи, символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.

Михайловский Замок
Войдя в замок, обратите внимание на пустые ниши

Во дворе установлена ​​совершенно новая статуя Павла, изготовленная в 2003 году.

Михайловский Замок
Памятник Павлу I во дворе замка

Архитектура дворца

Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о настоящей императорской резиденции.

Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русской архитектуры дворец, в котором ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка дает ощущение целостности, что является несомненным достижением архитектора.

Это гигантское квадратное здание со скругленными углами производит впечатление неприступного крепостного бастиона. Архитектурный проект включает в себя огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших двора.

Задуманный как неприступная крепость, он расположен в месте слияния рек Мойки и Фонтанки. С двух других берегов были вырыты каналы Воскресения и Церкви. Поэтому замок оказался на искусственном острове и попасть на его территорию можно было только по трем разводным мостам.

Перед главным фасадом, выходящим на юг, находилась большая площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. Вдоль площади главный подъемный мост защищали два полубастиона с пушками. Всего около 20 пушек было размещено по периметру дворца в крепостных стенах перед замком.

В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, построенную во времена великого императора блистательным Растрелли. У этой скульптуры есть малоизвестная особенность, которая выглядит совершенно невероятно.

Главный фасад здания выходит на площадь с выступающим выступом из серого камня. На краю склона двойные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История приносит славу России на свои скрижали».

Центральный вход в замок — Дверь Воскресения, доступ к которой осуществляется по трехпролетному мосту через водный канал, окружающий центральную площадь Коннетабля.

Интересно! По центральному пролету моста могли пройти только представители императорской семьи и иностранные послы.

С двух сторон центральную дверь обрамляют величественные обелиски в полный рост с рыцарскими атрибутами и монограммами императора.

Выступающая часть фасада на уровне двух верхних этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой линией, проведенной от Исаакиевского собора. Основание из каменных блоков прямоугольной формы является незыблемым фундаментом всей конструкции.

Северный фасад здания выходит на Летний сад. Центральная часть фасада выступает вперед и характеризуется широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры — копии античных шедевров.

Северный фасад Михайловского замка

Двойные колонны наверху лестницы поддерживают центральную террасу на втором этаже. Высокий чердак с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.

Восточный фасад обращен к Фонтанке и выделен в центральной части овальным карнизом. Карниз венчает купол с флагштоком. В то время, когда в замке находился император, на флагштоке было поднято царское знамя. Стена овального карниза окружает знаменитый овальный кабинет на втором этаже замка.

Восточный фасад Михайловского замка

Западный фасад выполнен в церковном стиле и выглядит наиболее элегантно. В его полукруглом выступе выступает церковь дворца архангела Михаила, от которой замок получил свое название.

Центральная возвышенность завершается куполообразной балкой с заостренной кулисой, увенчанной мальтийским крестом. Стены украшены лепным каркасом. К северу от проекции находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой двор, через который можно попасть в императорские покои.

Различные архитектурные решения фасадов объединены в единый цвет стен здания. Конечно, с необычным и неожиданным цветом стен связана необычная легенда.

Легенда! Говорят, на одном из придворных танцев любимец императора А. Лопухин уронил перчатку на пол. Император первым из джентльменов, стоявших поблизости, поднял перчатку и собирался вернуть перчатку ее прекрасной хозяйке. Однако, как только она протянула руку, король резко повернулся и выбежал из зала.

Фаворитка осталась без перчатки, потому что она закончилась архитектором В. Бренном. Король был поражен нежно-персиковым цветом аксессуара этой дамы и принес его архитектору в качестве образца цвета для стен дворца.

Интересно! Следует отметить, что предприимчивый человек Лопухин сделал несколько шагов и, чтобы быть поближе к своей перчатке, вскоре двинулся вслед за императором в Михайловский замок.

Архитектурный облик здания уникален и не характерен для дворцов и особняков Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.

Его образ стал символом периода правления императора Павла I — прекрасного правителя, столь же неоднозначного, как и его первоначальная идея.

Интерьеры дворца

По мнению современников, интерьер был образцом роскоши и хорошего вкуса. Основная идея — прославить самодержавную власть и прославить Российское государство. Он был полностью выполнен во всех помещениях здания известными художниками и скульпторами того времени.

Используя различные архитектурные приемы, языком аллегорий они создавали интерьеры необычайной красоты и смысловой наполненности. Каждый декоративный элемент имел свою художественную роль и свою смысловую нагрузку.
Интерьеры Михайловского замка

Во время исполнения эстетический образ украшения постоянно адаптировался с учетом пожеланий венценосного клиента. Например, в декабре 1798 года, получив титул магистра Мальтийского рыцарского ордена, император потребовал добавить рыцарские и масонские символы в интерьер.

Мальтийский крест появился на государственном гербе, и все помещения замка начали пестрить различными священными изречениями, таинственными знаками и масонскими символами.

Легенда! Говорят, что рыцари вместе с сокровищами привезли в Россию волшебную шкатулку с реликвиями ордена, которые имел право хранить только Великий Магистр. Говорят, гроб до сих пор спрятан в подземельях замка.

В замке также был огромный двухэтажный зал, где дежурили офицеры Мальтийского ордена.

Убранство всех комнат здания поражало своим великолепием. В замке было пять тронных залов: два для императора и один для императрицы и наследников Александра и Николая Романовых.

С необычайным изяществом и вкусом были отделаны и покои императрицы. Лучшими были Большой и Круглый тронные залы, овальный кабинет и парадная спальня императора.

Фактически, император использовал в качестве спальни совершенно простую комнату, примыкающую к будуару императрицы. Он был очень строго оформлен и украшен всего несколькими картинами на морскую тематику. Эта комната стала свидетелем ужасной трагедии, произошедшей в замке через месяц после открытия дома.

Внутреннее убранство

Внутри замка есть много интересных уголков, которые будут интересны туристам.

Парадная лестница

Внутреннее убранство Парадной лестницы построено в 1799–1801 годах по проекту архитектора В. Бренна. Строительство самой лестницы и основная часть декоративно-отделочных работ были завершены еще при императоре Павле I. Росписи на стенах и потолке на темы русской истории остались неудовлетворенными.

Парадная лестница, вероятно, является одним из наиболее хорошо сохранившихся интерьеров замка.

Михайловский Замок
Парадная лестница Михайловского замка

Используя схему «качелей», хорошо известную по композиции Лестницы Джордано Зимнего дворца, архитектор усилил контраст между нижним тротуаром, словно раздавленным мраморными стенами, и открытым пространством верхнего этажа, залитым водой свет, проникающий из огромных окон. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели была подкреплена скульптурным убранством интерьера, главной темой которого можно обозначить историю нравственного становления монархии.

В центральной нише установлена ​​статуя «Умирающей Клеопатры» — копия древнего оригинала, сохранившаяся в Ватикане, сделанная по приказу Павла I. Изображение египетской царицы символизировало идею несправедливого правления, которое привело к катастрофические последствия. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.

Михайловский Замок
Умирающая статуя Клеопатры

Сохранился бронзовый герб Российской Империи — двуглавый орел с мальтийским крестом. Измененный в годы правления Павлова, герб отражал новый статус императора, провозглашенный осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской Империи в истории.

Михайловский Замок
Герой Российской Империи с восьмиконечным крестом Мальты

Зал Антик

К сожалению, первоначальное убранство Древнего зала практически не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери — бронзовыми. В нишах стен выставлялись древние статуи.

Михайловский Замок

Теперь ничего этого нет в зале Древних. Действительно, зал представляет собой портретную галерею царского дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении порталов. Подобно тому, как Павел I разобрал дворец своей матери в Пелле, чтобы построить его, так и после его смерти последующие императоры начали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.

Изображение Е. В. Мошковой «Подтверждение великой княгини Елизаветы Алексеевны от 9 мая 1795 года». Действительно, это демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И это расположение лишь показывает незавидное место будущего императора Павла I.

Михайловский Замок
Подтверждение Великой Княгини Елизаветы Алексеевны от 9 мая 1795 г., художник Мошков Е.В

Представлена ​​сцена присоединения к Православной Церкви через конфирмацию Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизавета Алексеевна, осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре изображения митрополит Гавриил и императрица Екатерина Великая, проводящие конфирмацию. Справа — великие князья Александр Павлович (жених княгини), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.

Слева в красной куртке — последний любовник Екатерины Великой П.А. Зубов. Поразителен контраст между законным наследником престола и фаворитом императрицы, удостоившейся чести быть запечатленным на этом историческом полотне.

В этом же зале находится большая картина с несколькими фигурами «Перенос Тихвинской иконы Божией Матери 9 июня 1798 года». Именно на этом фото был снят хороший фильм, в котором рассказывается обо всех персонажах, показанных прямо в одной комнате.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

Галерея Рафаэля (Готлисский мир) входит в ансамбль парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Интерьер был разработан Винченцо Бренна в 1799–1801 годах. Своим названием галерея обязана четырем решеткам, расположенным на продольной стене перед окнами. Сотканные на королевской фабрике гобеленов Франции, они были подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сцены фресок Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своей армией», «Изгнание Гелиодора из их храма», «Школа Афин »и« Парнас ». В настоящее время три гобелена находятся в собрании Эрмитажа и более известной «Афинской школы» в Лейпциге.

Михайловский Замок
Галерея Рафаэля (Готльский мир)

В галерее Рафаэля сохранилась оригинальная монументальная роспись потолка. Картины на холсте — единственные образцы росписи потолка павловской эпохи. Все живописное оформление потолка принадлежит кисти немецкого художника Я. Меттенлейра (1750-1825). Объект центрального потолка, Храм Минервы, представляет собой апофеоз свободных искусств и ремесел. Два других плафона: «Прометей, реанимирующий человека» и «Трудолюбие и лень»

Михайловский Замок
Плафон «Трудолюбие и лень»

Тронная императрицы Марии Федоровны

Трон императрицы Марии Федоровны, несмотря на свои относительно небольшие размеры, произвел очень сильное впечатление благодаря королевской роскоши его убранства, выполненного по проекту Винченцо Бренна в 1799–1801 годах. Стены комнаты покрыты малиновым бархатом. Трон императрицы был покрыт такой же тканью; вышитая золотом буква «М» помещалась на обороте на фоне русского герба. В конце ниши находился камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка, в вихре частично позолоченных и расписных лепных украшений, находился «Суд Парижа» художника Й. Меттейллера, который в аллегорической форме воспевал красоту хозяйки замка.

Михайловский Замок
Тронный зал Императрицы Марии Федоровны

На данный момент потолочный светильник пропал. Но над окнами изображены фантастические животные, такие же, как герб загадочной Тартарии.

Михайловский Замок
Тронный зал Императрицы Марии Федоровны

Церковь Святого Михаила

Сейчас церковь восстанавливается, и посетить ее можно только с гидом. Площадь храма небольшая, внутри несколько колонн. Но самая интересная деталь — масонский символ всевидящего ока прямо на потолке, а также над Святыми вратами.

Мистика Михайловского замка

Замок был назван Михайловским после того, как дежурный солдат увидел архангела Михаила, который попросил назвать замок в его честь. Пол, который сам был великим мистиком и верил в предзнаменования, немедленно согласился. Так замок получил свое название в честь святого архангела Михаила.

Инженерный замок мистик

С замком связана мистическая история. Для украшения фасада замка привезли золотую надпись «Святилище Господа подобает дому твоему в долготе дней». Первоначально надпись предполагалось установить в Исаакиевском соборе, но по желанию императора — по закону. Глупый святой города предсказал, что император проживет в замке ровно столько дней, сколько букв в этой надписи. Надпись содержит 47 знаков. Павел прожил 47 лет и был убит заговорщиками в своем замке. Его не спасли рвы, набитые водой, разводные мосты или часовые. Недовольные его правлением дворяне сговорились сместить императора. Заговорщики пробрались в замок, напали на Павла. Платон Зубов, бывший фаворит своей матери, во время драки сломал императору череп табакеркой.

«Свобода» - Александр Пушкин
«Свобода» — Александр Пушкин

«.. падут бесславные удары, погибнет коронованный злодей», — писал А.С. Пушкин. С тех пор Михайловский замок прославился как трагическое и ужасное место. После смерти императора в замке никто не жил. Внутренняя отделка еще не завершена, но работы приостановлены. Все драгоценности, украшавшие замок, снова были перевезены по разным дворцам. Михайловский замок был пуст, и долго только ветер дул по его темным коридорам. Место печально известно.

Памятник Петру I

Раньше Михайловский замок был обнесен стеной. Со стороны Большой Садовой улицы к замку вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при жизни Анны Иоанновны. Перед замком устроили большой плац — Коннетабльский. Здесь, в Михайловском замке, установлен памятник Петру Великому. Внизу подпись: «Прадед, правнук 1800 г.».

У этого памятника многовековая история. Его первоначальная идея принадлежала Анне Иоанновне. Его предполагалось поставить на Васильевском острове, на том месте, где сейчас находится университет. Его отлил заклинатель Мартилли по проекту Растрелли во времена правления Элизабетты Петровны. Во времена Екатерины Великой памятник находился под навесом на берегу Невы у Исаакиевского моста.

Если присмотреться к памятнику, можно увидеть странность: одна из ног лошади, если посмотреть на нее под определенным углом, немного похожа на человеческую. Барельефы на постаменте носятся для сияния — считается, что это приносит удачу.

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка сняли почти все украшения. Внутреннее убранство сохранилось только в Тронном зале и Круглом зале; в некоторых комнатах на потолках сохранились живописные плафоны. Внутри расположено несколько учреждений: полуэскадрилья жандармерии спасателей, Институт слепых, Комитет по делам благотворительности, Аппарат министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла Русского территория вокруг замка была перепланирована, рвы засыпаны, разводные мосты убраны. В 1822 году он был переименован в Castello di Ingegneria. В 1823 г здесь располагалось Главное инженерное училище (ныне Военно-технический университет).

В советское время в замке размещались различные учреждения, во время блокады — больница. В результате изменений размазана краска на стенах и потолке, коридоры разделены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а затем полностью передали Русскому музею. В ходе реконструкции восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Понте делле Тре Спан. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка. Сейчас в залах проходят постоянные выставки: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Возрождения в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры», проводятся временные выставки.

Михайловский замок, Санкт-Петербург
Зал антиквариата императрицы Марии ФедоровныМихайловский замок, Санкт-Петербург
Зал антиквариата императрицы Марии Федоровны

Галерея РафаэляМихайловский замок, Санкт-Петербург
Тронный и Предтронный залы императрицы Марии ФедоровныМихайловский замок, Санкт-Петербург
Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны

Бывшая большая столовая. 11 марта здесь прошла последняя вечеря императора Павла IМихайловский замок, Санкт-Петербург
Спальня императрицы Марии ФедоровныМихайловский замок, Санкт-Петербург
Спальня императрицы Марии Федоровны

Галерея ЛаокоонтеМихайловский замок, Санкт-Петербург
Лестница на 1 этажМихайловский замок, Санкт-Петербург
Лестница на 1 этаж

Овальная комнатаМихайловский замок, Санкт-Петербург
Галерея мрамораМихайловский замок, Санкт-Петербург
Галерея мрамора

КоридорМихайловский замок, Санкт-Петербург
Один из заловМихайловский замок, Санкт-Петербург
Один из залов

Один из залов. Отделка потолкаМихайловский замок, Санкт-Петербург
Один из заловМихайловский замок, Санкт-Петербург
Один из залов

Один из заловМихайловский замок, Санкт-Петербург
Один из заловМихайловский замок, Санкт-Петербург
Один из залов

Бывшие казармы спасателей. Выставка «Лица России». Портрет графа В. А. Зубова.

Современный период

Сейчас Михайловский замок оккупирован. Гостей ждут концертные программы, интересные встречи и познавательные конференции.

На постоянных и временных выставках можно узнать о воссозданных интерьерах, истории дворца и его обитателей, древних направлениях русского искусства и влиянии эпохи Возрождения на творчество русских художников.

Михайловский замок — филиал Русского музея, а в одном из залов открыт современный мультимедийный центр, где можно ознакомиться с различными музейными экспозициями в современной интерпретации.

Михайловский замок расположен в центре города, рядом с летним садом. Ближайшие станции метро — Гостиный двор и Невский проспект».

Цены в Михайловском замке в 2021 году

  • Взрослые — 500 рублей;
  • Старшеклассникам до 18 лет, студентам, пенсионерам — 250 руб.

Бесплатным вступительным взносом могут воспользоваться:

  • Участники Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда;
  • Ветераны Афганистана и других локальных конфликтов;
  • Воспитанники военного училища, призывники и моряки, кадровые офицеры;
  • Дети до 16 лет (в сопровождении взрослого);
  • Многочисленные семьи;
  • Студенты художественных вузов, лицеев и лицеев;
  • Члены союзов художников, фотографов, архитекторов, дизайнеров, музейщиков.

Все льготы действительны только при предъявлении подходящих документов — сертификатов, аттестаций, сертификатов и т.д. 18 числа каждого месяца — день открытых дверей для всех школьников и студентов государственных университетов, технических институтов и колледжей.

Бесплатные билеты

Детям до 3-х лет вход в замок бесплатный, отдельный билет покупать не нужно.

Кроме того, бесплатный вступительный взнос может быть использован:

  • участники Великой Отечественной войны;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • бойцы;
  • военнослужащие, проходящие обязательную военную службу;
  • курсанты учреждений Минобороны, МВД РФ, ФСБ РФ и МЧС России;
  • воспитанники суворовских военных училищ и Нахимовских военно-морских училищ;
  • инвалиды I и II группы с сопровождающим лицом;
  • члены многодетных семей;
  • члены Союза музеев России и сотрудники региональных министерств культуры;
  • Герои СССР и РФ.

Чтобы воспользоваться правом на бесплатное посещение замка, необходимо предъявить подтверждающие документы. Билеты со скидкой можно приобрести в кассах музея.

Ежегодно 18 мая музей бесплатно принимает все категории посетителей.

Комплексные билеты

В продаже есть комплексные билеты, дающие право на посещение Михайловского, Мраморного, Строгановского дворцов, а также дома Бенуа и Михайловского замка.

Стоимость комплексных билетов для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии:

  • стандартный билет — 1000 рублей;
  • детям от 3 до 16 лет — 100 рублей;
  • пенсионеры — 500 рублей;
  • студенты — 500 руб.

Стоимость комплексных билетов для граждан других стран:

  • стандартный билет — 1800 рублей;
  • детям от 3 до 16 лет — 200 рублей;
  • студенты — 900 руб.

Билет на комплекс действителен 3 дня

Режим работы

Выставочные залы открыты для посещения со среды на понедельник с 10:00 до 18:00, в четверг время сдвигается — с 13:00 до 21:00, касса закрывается за полчаса до окончания рабочего дня. Вторник — официальный день уборки, войти во дворец нельзя.

Залы и экскурсии

Сегодня для просмотра доступен 21 зал Михайловского замка, в том числе следующие исторические помещения:

  • Тронный зал Марии Федоровны был приемной императрицы, где проводились светские мероприятия и балы. Он был полностью отремонтирован в 2002 году с сохранением золоченой лепнины и люстры из рубинового стекла.
  • Мраморная галерея — главная приемная для иностранных послов и почетных гостей. Его отреставрировали по архивным росписям и описаниям: он был жестоко разрушен для добычи мрамора при Николае I, а прямым попаданием немецкой бомбы во время блокады снесло половину внутренних потолков и колоннаду.
  • Овальный зал — одно из немногих сохранившихся залов, частично сохранивших первоначальную отделку искусственным мрамором. Задуманная как комната отдыха, за годы существования школы она использовалась как модельная лаборатория.
  • По главной лестнице начинаются и заканчиваются походы. Пролеты ведут от антресоли и теперь максимально приближены к дореволюционному виду. Особый интерес представляет золотой двуглавый орел с мальтийским крестом в сердце — отличительный символ павловской эпохи.

Правила посещения

Во время распространения коронавирусной инфекции в 2020 году и до дальнейшего уведомления все посетители замка должны носить защитные медицинские маски и поддерживать социальную дистанцию ​​не менее 1,5 метра. За несоблюдение этих требований гостю может быть отказано в обслуживании и удалено из замка, при этом стоимость билета возврату не подлежит.

Всю верхнюю одежду необходимо оставить в шкафу; запрещается носить с собой какое-либо оружие, в том числе его манекены. Также запрещен вход в замок с сумками и рюкзаками, спортивным снаряжением и другими крупногабаритными предметами.

Запрещается делать фото и видео с использованием дополнительного оборудования, такого как вспышки, штативы, селфи и т.д.

Маленький секрет

Если хотите пошутить с друзьями, поинтересуйтесь, сколько ног у памятника Петру I, который стоит перед Михайловским замком. Секрет вопроса в том, что скульптор сделал переднюю ногу лошади с человеческой ногой в сапоге! Вы выиграете спор. Секрет можно увидеть, если встать немного левее памятника.

Если вам недостаточно посещения Михайловского замка в Санкт-Петербурге, то поблизости находятся Русский музей и Храм Спаса-на-Крови.
Памятник императору Павлу I во дворе Михайловского замка. Фото: доктор быков
Памятник Петру Великому у Михайловского замка. Фото: Флорштейн

Источники

  • https://vpitergo.ru/istoriya-i-tajny-mihajlovskogo-inzhenernogo-zamka/
  • https://anashina.com/mixajlovskij-zamok/
  • https://bezistorii.ru/vidaiuchiesia-mesta/dostoprimechatelnosti/mikhaylovskiy-zamok
  • https://trip-together.ru/michael-castle-peterburg/
  • https://www.spbmuzei.ru/mihaylovck_zamok.htm
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/12502
  • https://peterburg.center/ln/mihaylovskiy-zamok-v-peterburge-layfhaki-i-sovety.html

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга