Мост Петра Великого в Санкт-Петербурге — история, график разводки

История моста Петра Великого

Неоднократно поднимался вопрос о необходимости строительства стационарной переправы на Неве в районе устья протекающей здесь реки Охты. Николай I, составляя в первой половине 19-го арт-проекта по развитию города, включил в план строительство моста. В то время реализовать это было невозможно, возможно, из-за финансовых трудностей.

К перспективе установки инженерных сооружений вернулись еще в 1860-х годах, но тогда участники дискуссии разошлись во мнениях относительно выбора конкретного места для перекрестка. На этот раз они решили оставить реализацию задуманного до лучших времен. Основная проблема заключалась в том, что каждый промышленник хотел, чтобы мост был как можно ближе к его бизнесу, а перевозчики не хотели терять свои доходы.

Спустя семь лет городская дума определилась с точками присоединения к берегам (Смольный монастырь — Крейтонский судостроительный завод), но до окончательного решения прошло еще тринадцать лет. Наконец, в 1901 году был объявлен конкурс на создание проекта, в котором участвовали не только российские инженеры, но и немецкие, американские, французские, австрийские и голландские инженеры. Ни одна из 16 представленных работ не была отобрана. Внеконкурсный проект Г. Кривошеина и В. Апышкова одобрен с условием его доработки. Они предложили подвесить полотно внизу пролетных ферм и создать разделительную часть в центральной части.

Ускорить подготовку к строительству инженерного сооружения пришлось после трагического события, произошедшего в апреле 1907 года. Так, при форсировании Невы на пароходе «Архангельск» погибло около 40 человек. Осенью проект в спешном порядке одобрили.

Торжественная закладка нового моста состоялась в 1909 году и была приурочена к 200-летию Полтавской битвы, в связи с чем было решено назвать здание в честь императора Петра I.

После официального открытия в 1911 году незначительный объем строительных работ велся еще полтора-два года. Генеральным подрядчиком и поставщиком выступила польская компания Rudzsky & Co. Уникальный регулируемый механизм собран на Петербургском металлургическом заводе.

С 1990 года Большеохтинский мост находится под охраной государства как объект культурного наследия России. Имеет статус регионального значения.

Памятник с долгой историей

Мост Петра Великого соединяет Петербург с Охтинским предместьем, вошедшим в состав города в 1885 году. Население Охты росло, экономика и промышленность развивались. Начали появляться новые предприятия. Резко обострилась проблема грузовых перевозок, людям понадобился новый паром.

Доставка грузов перестала считаться удобной, и жители искали новый способ перевозки потребительских товаров. К тому же услуга считалась дорогой роскошью, поэтому пользоваться самоходными паромами могли далеко не все.

Мост СПБ

Подготовка к строительству перевала началась только в 1900 году. Из-за нехватки средств горожане решили отложить проект. Подходящим районом оказался район Малой Охты.

Главным условием проектирования моста было наличие железнодорожных путей. Задание строительства было выполнено на конкурсной основе. Было предложено много удивительных идей, но большинство из них не полностью соответствовало требованиям. В результате был выбран соответствующий проект. Его возглавили военные инженеры: Григорий Григорьевич Кривошеин и его помощник Владимир Апышков.

Несколько лет ушло на обновление проекта и его запоминание с технической точки зрения. В 1907 году проект был официально принят. Предполагалось, что его возглавит Кривошеев.

Осенью 1911 года переправу достроили, назвав ее в честь императора Петра Великого, и состоялась торжественная церемония. Здание оказалось настолько качественным, что не ремонтировалось до 1971 года, то есть 60 лет.

Строительство

Окончательно вопрос о строительстве перевала был решен 22 января 1900 года. Будущий паром должен был пройти от Смольного монастыря до верфи Крейтон. В 1901 году городской совет объявил международный конкурс на лучший проект строительства перевала. Всего на оценку комиссии было представлено 16 работ западных и российских инженеров. Кроме того, были представлены три внеконкурсных проекта.

В конкурсе принял участие проект «Свобода мореплавания», авторами выступили Григорий Григорьевич Кривошеин и Владимир Петрович Алышков. Этот проект кардинально отличался от других, основная идея заключалась в том, чтобы построить мост с подъемным мостом не на берегу, а в середине русла реки. Кроме того, предлагалось подвесить устройство земляного полотна в нижней части арок моста. Этот метод никогда не применялся при строительстве мостов на территории Санкт-Петербурга. Комиссия оценила внесенные нововведения, и проект был признан лучшим, но потребовались некоторые изменения. Создатели проекта учли все замечания и пожелания и в 1907 году, 24 сентября, проект был одобрен и утвержден.

В 1908 году, 7 июля, был подписан контракт на строительство моста с заводом «Рудский и К». Согласно контракту, завод обязуется завершить все строительные работы в течение следующих трех лет. Создание подъемно-мостового механизма было поручено Петербургскому металлургическому заводу.

В 1909 году 26 июня состоялась торжественная закладка моста. Это было за день до знаменательного события — двухсотлетия Полтавской битвы. Поэтому все они единодушно согласились, что переправу следует назвать в честь Великого Петра Великого. Что внесло огромный вклад в победы в этой кровопролитной битве.

В 1911 году, 28 октября, мост был открыт. Но, несмотря на это, строительные работы продолжались до 1913 года. Построенная переправа заполнила коллекцию уникальных мостов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

Характеристики моста

Мост Петра Великого был заброшен в 19 веке и подлежал ремонту в конце 20 века. В ходе ремонтных работ некоторые конструкции были заменены на более новые и более прочные, рельсы также были сняты, а в 21 веке движение Обратный ход был организован по одной из четырех полос проезжей части моста.история большеохтинского моста

Сегодня основными особенностями моста являются:

  • общая длина Большеохтинского моста — 334,75 м;
  • ширина проезжей части — 17,7 м, ширина дорожного покрытия — 4,4 м. Общая ширина моста 26,5 метра;
  • ширина пролета, поднимаемого для прохода судов, немного меньше — 23,5 м, ширина каждой площадки 2,9 м;
  • мост состоит из трех пролетов, длина которых составляет соответственно 134,3 — 44, 7 — 134,3 м, т е два пролета одинаковой длины плюс пролет подъемного моста;
  • общий вес моста со всеми конструкциями — 8920 тонн;
  • масса противовесов подвижной части моста — 1065 тонн.

Новое имя

После революции было решено переименовать паром. Так Большеохтенский мост вошел на страницы истории. Однако в 1954 году его снова переименовали, и теперь он получил название «Большеохтинский мост».

С 1982 по 1985 год набережная была полностью перестроена. Улучшены условия движения транспорта и построена каменная набережная.

Параллельно с благоустройством транспортной развязки в этой части города велись строительные работы по капитальному ремонту пролета подъемного моста. В течение трех месяцев были заменены все необходимые элементы регулируемого механизма. Угол раскрытия качающихся пролетов также увеличен с 53 до 70. Это сделало плавание по Неве намного удобнее.

Ревизия перехода прошла в 1990 году. Несмотря на то, что власти практически не выделили средств, ремонт был проведен на должном уровне. В течение нескольких лет были заменены подъемные механизмы, а также подъемный мост. Обновленный мост был открыт в 1997 году.

В 2000 году состоялось торжественное открытие художественного освещения моста. На перекрестке установлено более 1300 декоративных светильников. Мощность каждого из них достигала 1000 Вт. В сумерках, когда весь переход начинает светиться многочисленными огнями, зрелище становится поистине сказочным.

Внешний облик

Вид на мост Петра Великого в Санкт-Петербурге громоздкий, и многие до сих пор уверены, что он не соответствует облику Санкт-Петербурга. Однако в нем есть особый шарм. Металлическое плетение и перфорированный узор напоминают стиль, в котором была построена Эльфелева башня.

Мост СПБ

Если сравнить проекты французского дизайнера с переходом Кривошеин, то можно увидеть взаимосвязь. Возможно, вдохновением руководителя проекта послужила архитектура Парижа. Мост органично вписывается в Санкт-Петербург, добавляя громоздкие детали лаконичному и легкому архитектурному стилю.

Конструкция

Трехпролетное инженерное сооружение предлагает наилучшие условия для навигации. Лодки ходят под бортовыми пролетами. Диффузионная часть представляет собой конструкцию с двумя крыльями, которые при разбавлении занимают практически вертикальное положение (угол раскрытия — 73 градуса). Это позволяет открыть большее пространство для прохода больших кораблей.

Движение транспорта по Большеохтинскому мосту прекращается в период навигации с 02:00 до 05:00.

По обеим сторонам боковых пролетов — двояковыпуклые арочные фермы. Они соединены между собой металлическими связями, образуя своеобразный туннель и мощные порталы, установленные с торцов. Сборка элементов конструкции клепанная. Настил моста поддерживается подвесками, прикрепленными к нижнему поясу ферм.

Высота центрального пролета на уровне балласта. С южной стороны пикап украшают две одинаковые световые башни, обеспечивающие отличную ночную ориентацию. Их высота от многолетнего среднего уровня воды составляет 36 метров. Внутри есть регулируемые механизмы. К башням пристроены полубашни, увенчанные остроконечными полутентами.

В честь 100-летия Большеохтинского моста желающие имели возможность впервые посетить левобережную башню. Доступ был открыт в октябре-ноябре на две с половиной недели.

По обеим сторонам путепровода проходят пешеходные тротуары. Они отделены от дороги высоким перфорированным бордюром с квадратными отверстиями для отвода дождевой воды. По краю моста устанавливается защитно-декоративный металлический забор с декоративным оформлением. Здесь часто останавливаются прохожие, чтобы полюбоваться видами Невы. На границе с подъемным мостом, с северной стороны моста, находится смотровая площадка. На левом берегу есть спуск к воде. Ступеньки, поддерживающие правый берег, были сняты в 1983 году при строительстве автомагистрали.

  • Общая длина Большеохтинского моста — 336 м.
  • Длина боковых пролетов 136 м.
  • Общая ширина 26,5 м.
  • Ширина тротуаров 4,4 м.
  • Максимальная высота ферм над пролетами — 22,6 м.
  • Вес металлоконструкций почти 9 тонн.

Капитальный ремонт Большеохтинского моста проводился несколько раз:

  • в 1971 году — впервые с момента ввода в эксплуатацию инженерного объекта;
  • в 80-е гг. — при организации расширенного транспортного узла;
  • в 90-е годы — при реконструкции регулируемого механизма.

Мост встретил 21 век в одежде современного освещения 1300 lamp art. В 2005 году трамваи перестали ходить, но рельсы убрали только через пять лет. Организация реверсивного движения по Большеохтинскому мосту помогла уменьшить пробки. В 2017 году к четырем полосам автомобильного транспорта официально добавлена ​​пятая. Полтора года назад был проведен эксперимент по изменению модели механизма, признанный удачным.

График разводки

Мост переходит через Неву. Его основная задача — переправлять мед на Малую Охту и в центр города, на церемониальную зону. Открытие моста Петра Великого проводится каждый день с 2:00 до 5:00

Легенды и факты о Большеохтинском мосте

Мост Петра Великого построен с учетом потребностей прохожих. По обеим сторонам проезжей части расположена пешеходная зона. Переход по мосту вечером или ночью (но не во время его прорисовки) — отличный вариант для романтического свидания или прогулки с прекрасными видами. Мост — настоящая достопримечательность, поэтому молодожены часто приезжают сюда на свадебную фотосессию на Большеохтинском мосту.

Говорят, что на Большеохтинском мосту спрятано настоящее сокровище. Некоторые части моста скреплены заклепками (прямо как при строительстве Эйфелевой башни) и есть легенда, что строители специально сделали заклепку из чистого золота. Но чтобы никто не смог его найти и украсть, он был покрыт специальной краской, и теперь он не отличается от всех остальных мостовых заклепок.

Легенды и факты о Большеохтинском мосту

История знает немало случаев, когда смельчаки и авантюристы пытались отыскать золотую заклепку Большеохтинского моста, ползая по конструкции моста. Пока ни одна попытка не увенчалась успехом.

Еще один любопытный факт: мост участвовал в съемках советского фильма о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, сериал называется «Сокровища Агры». Знаменитый Тауэрский мост в Англии и Большеохтинский в Санкт-Петербурге схожи по оформлению, поэтому некоторые эпизоды снимались не в Лондоне, а в России.

Как добраться до Большеохтинского моста в Санкт-Петербурге

С восточной стороны от инженерного объекта находится автобусная остановка «Новочеркасский проспект», с западной — «улица Красного текстильщика».

Вы можете связаться с ними:

  • на автобусе — п. 5, 15, 22, 105, 132, 136, 174, 181;
  • маршрутное такси — № К-28, К-51, К-90, К-163, К-167, К-269, К-389;
  • троллейбус — н. 7 и 16.

Дополнительная информация

В марте 2015 года на Большеохтинском мосту был проведен эксперимент по изменению схемы движения. Для уменьшения пробок было организовано обратное движение: утром — три полосы до центра, вечером — столько же до Красногвардейского района. Эксперимент был признан успешным, и 15 декабря 2017 года в центре проезжей части проложили полосу обратного движения.

Источники

  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/bridges/12789
  • https://spbinteres.ru/most-petra-velikogo-v-sankt-peterburge.html
  • https://peterburg.center/maps/bolsheohtinskiy-most%20
  • https://spbinteres.ru/bolsheoxtinskij-most-sobiralis-dolgo-postroili-bystro.html
  • https://Mostotrest-spb.ru/bridges/bolsheohtinskij-most

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга