Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: история, архитектура и интерьер

История

За годы существования дворец сменил множество владельцев. Первоначально он был построен для графа Г.Г. Орлова, который не дожил до завершения строительства. Резиденция была куплена Екатериной II у наследников князя и подарена племяннику императрицы, великому князю Константину Павловичу. Впоследствии дворец несколько раз переходил к наследникам царской семьи, последним из которых был великий князь Константин Константинович (сегодня в залах дворца находится постоянная экспозиция, посвященная этому деятелю).

После революции 1917 года Министерство труда размещалось в Мраморном дворце, а вскоре после этого — в Ленинградской штаб-квартире Центрального музея Ленина. В 1991 году здание передали Государственному Русскому музею, после чего начались реставрационные работы.

Подарок фавориту

Дворец был создан по приказу Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Императрица преподнесла великолепный подарок в знак признательности за активное участие в событиях 1762 года, в результате которых она стала законной возлюбленной престола.

Возлюбленный Екатерины не остался в долгу, он подарил ей огромный персидский изумруд, стоимость которого почти равнялась стоимости дворца.

Автор проекта — итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он полностью исполнил все пожелания императрицы, которая, приказав не копить средства на строительство, лично наблюдала за ходом работ.

Фото из архива

По его приказу на входе во дворец была сделана надпись, адресованная Орлову: «Здание благодарности». Строительство, начатое в 1768 году, длилось так долго, 17 лет, что граф Орлов умер, не успев отпраздновать открытие дома.

Владельцы дворца

В 1785 году Екатерина выкупила дворец у наследников за 1,5 миллиона рублей и вскоре передала его 16-летнему внуку Константину Павловичу по случаю его свадьбы.

Однако вскоре ему пришлось лишить наследника дара за «недостойное поведение». Юный князь, издеваясь над своей 14-летней женой, расстрелял живых крыс из пушки в коридоре.

Тогда в мраморном дворце попеременно жили сын и внук Николая I. Затем на долгие годы он стал резиденцией одной из ветвей семьи Романовых — Константиновичей, хотя предназначался для графа Орлова.

Во время Первой мировой войны дворец использовался как госпиталь для раненых офицеров. В советское время здесь располагалась Российская академия истории материальной культуры. За это время было потеряно много интерьеров.

Впоследствии бывшая великокняжеская резиденция была преобразована в музей Ленина. Его двор украшал броневик «Враг столицы», из которого вождь революции произносил свои пламенные речи.

Теперь на месте броневика установлена ​​конная статуя Александра III. С 1994 года строительство Мраморного дворца передано Русскому музею.

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между Невой и Миллионной улицей; он, кажется, возник из невского гранита. Розово-серый гранит и стены здания перекликаются с цветом петербургского неба. Здание перестроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины 18 века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход находится во дворе и выходит на сад. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Архитектура здания

Восточный фасад венчает изящная башня с часами, украшенная мраморными вазами. Содержит куранты здания. Фасад богато украшен колоннами, пилястрами — вертикальными выступами в стене.

По бокам две аллегорические статуи из мрамора «Щедрость» и «Леалта» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и Невы окаймлен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 г в восточной части стоянки было построено служебное здание, в котором располагались конюшни, конюшня для верховой езды, кучер и амбары. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь и машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже санузел, парилка, банкетный зал.

Западная часть, предназначенная для бытовых нужд, закрывалась фасадными фасадами домов на Миллионной улице.

Часы

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, размещены рельефные фризы «Служба коня человеку».

Наружные фасады

Главной художественной ценностью здания являются внешние фасады, отделанные натуральным камнем. Первый этаж облицован розово-красным тивдским гранитом, который идеально сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа отделаны светло-серым гранитом.

Толщина стен здания 1,5-2 метра. Высота здания колеблется от 12 до 22 метров. Колонны из розового мрамора ритмично чередуются с оконными проемами. Светильники выполнены из серого Рускеальского мрамора. Между окнами на втором и третьем этажах — воздушные рельефные венки из белого мрамора.

В архитектуре здания присутствуют черты барокко: изящная витиеватая форма башни с часами, замысловатый контур крыши, созданный пронизанными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

В отделке фасадов и интерьеров использовано 32 вида мрамора. Огромные каменные глыбы привозили по Неве из карьеров у Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор привезли из Италии.

Северный и южный фасады в сторону набережной Невы и Марсова поля рассчитаны на дальновидное восприятие.

Вид с моста

Перила балконов выполнены из мрамора с балюстрадами из позолоченной бронзы, фигурными невысокими колоннами в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов — вазы из серого доломита — прочного полупрозрачного камня со стеклянным блеском.

Жизнь дворца после постройки

К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до завершения строительства дворца. Он умер в 1783 году 13 апреля. После смерти графа Екатерина выкупила дворец у наследников и подарила племяннику Константину Павловичу.

Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил устроить семейное гнездо на территории Мраморного дворца. Но ему недолго пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был исключен из собственного ордена за плохое поведение с женой.

Заключенный Тадеуш Костюшко, глава польских конфедератов, жил во дворце с 1795 по 1796 год. После смерти Екатерины его освободил Павел I. С 1797 по 1798 год дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году, после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.

При Константине Павловиче на территории дворца открылись картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возвращением дворец обрел новую жизнь.

В 1814 году Константин Павлович был назначен наместником Польского королевства и был вынужден покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел к придворной канцелярии.

в 1832 году, 6 марта, Николай I передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара Зимнего дворца в 1837 году здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.

1845 г. 20 августа было решено начать реконструкцию Мраморного дворца. Проект ремонта принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить перекрытие здания на один этаж. Затем рядом с фронт-офисом откройте библиотеку. И построить Большой зал для проведения концертов и музыкальных вечеров. Также планировалось восстановление турецкой и греческой бань. Все задуманное было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году, 29 декабря, Константин Николаевич с женой вошли во дворец.

После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С тех пор здесь часто проводят концерты и литературные вечера. При Константине Николаевиче глобальных изменений с дворцом не произошло.

Во время Первой мировой войны на территории дворцового комплекса располагался госпиталь для раненых солдат. Несмотря на тяжелое положение, во дворце жила вдова Константина Константиновича, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.

После окончания войны на территории дворца располагалось Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция произведений искусства не утеряна, ее перевезли в Эрмитаж. В разное время здесь располагались разные заведения. Так, например, с 1919 по 1936 год существовала Академия истории материальной культуры, Центральное краеведческое управление.

После закрытия академии дворец будет переведен в ленинградскую штаб-квартиру Музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере комплекс перестроили. Сохранилась парадная лестница и знаменитый Сала дей Марми. Музей открыл свои двери для посетителей 8 ноября 1937 года. В настоящее время во дворце проходит несколько выставок как местных, так и зарубежных художников.

Интерьеры Мраморного дворца

Некоторые из бывших жилых и парадных интерьеров дворца выполнены в стиле эклектики и отличаются разнообразием исторических стилей и отделочных материалов.

Парадная лестница

У входа в Палаццо дей Марми гостей встречает Парадная лестница, которая сохранила свой первоначальный декор практически без изменений.

Лестница отделана цветным мрамором разных сортов. Перед входом на стене мраморный барельеф с изображением архитектора А. Ринальди (неизвестного мастера).

Художественное оформление парадной лестницы включает скульптуры из итальянского мрамора, установленные в нишах, рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепные украшения на потолке.

Мраморный зал

Еще одно уникальное творение в стенах дворца — Сала дей Марми, оригинальное убранство которого в значительной степени сохранилось до наших дней.

Стены комнаты облицованы различными видами национального и итальянского мрамора. Пилястры выполнены из тивдского мрамора, а основания и капители выполнены из позолоченной бронзы. Они опираются на основание, идущее по периметру стен, разделенных квадратами из зеленого итальянского мрамора, заполненными рельефами с изображением ваз с драпировками.

По периметру стен зала размещены 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношения», выполненных скульптором Федором Шубиным в сотрудничестве с итальянским скульптором Антонио Валли.

На западной стене два барельефа М. Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилла освобождает Рим от галлов».

Потолок зала украшает живописный плафон С. Торелли «Брак Амура и Психеи».

Белый зал

В Белой комнате по ее периметру воссозданы фигуры русских рыцарей и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор на потолке. Люстры и бра воссозданы из позолоченной бронзы. Пол в комнате выложен мозаичным паркетом.

Белую комнату еще называют «Две высоты» или «Готика» из-за элементов неоготического стиля, использованных в ее оформлении.

Зимний сад

Зимний сад Палаццо дей Марми занимает пространство второго и третьего этажей.

Декоративная арка свода садового потолка опирается на чугунные колонны и полуколонны. Металлический потолок над третьим этажом кессонный.

На восточной стене воссоздан небольшой балкон с элегантной решеткой из кованого железа.

В центре сада находится мраморный фонтан с тремя чашами на мозаичном каменном полу.

В цветнике воссоздан мраморный камин с зеркалом.

Также в Мраморном дворце примечательны: греческая галерея, интерьеры личных покоев Великого князя Константина Константиновича (кабинет, музыкальная комната, гостиные, библиотека и приемная) и т.д.

Музей Людвига в Русском музее

В 1995 году известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирена Людвиг подарили Русскому музею, из которого родилась эта выставка, коллекцию из 118 произведений современных художников из Европы, Америки и России.

Во второй половине ХХ века в советском искусстве доминировало художественное направление социалистического реализма. Увидеть неофициальные советские и западные произведения искусства было практически невозможно, поэтому Людвиги в Русском музее.

Это единственное международное собрание современного искусства с постоянной экспозицией в России. Впервые посетители могут увидеть подлинники произведений классиков поп-арта в Мраморном дворце.

В коллекции представлены картины Энди Уорхола, Тома Вессельмана, Класа Ольденбурга, Роя Лихтенштейна и Джеймса Розенквиста.

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол «Без названия»

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол «Без названия»

Микеланджело Пистолетто «Стена», 1967

Микеланджело Пистолетто

Бернард Шульце «Два трупа», 1970 г

Бернард Шульце «Два трупа», 1970 г

Американский гиперреализм выражен в произведениях Роберта Бехтла, Ральфа Гоингса и Джеффа Кунса. Немецкое искусство второй половины 20 века отражено в коллекции работ Йозефа Байса, неоэкспрессионистов Георга Базелица, Маркуса Луперца и Ансельма Кифера.

Ральф Гоингс «Закусочная» Унадилла «, 1977 г

Ральф Гоингс

Джефф Кунс «Керубини», 1991 г

Джефф Кунс

Диптих Георга Базелица «Бутылка и орел», 1977-1978 гг

Диптих Георга Базелица

Одним из ценных подарков Питера и Ирен Людвиг является картина Пабло Пикассо 1969 года «Большие головы». Это единственная работа мастера позднего периода в Петербурге (после 1917 г).

Один из разделов Музея Людвига — это искусство неофициальных советских и восточноевропейских художников, чьи работы не выставлялись в российских музеях. Картина «Сад» — работа лидера московского концептуализма Ильи Кабакова.

Коллекция братьев Ржевских

«Собрание петербургских коллекционеров братьев Ржевских» — это экспонаты, подаренные Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими. Большая часть выставки — это станковая живопись XVIII-XX веков. Это работы Ивана Айвазовского, Александра и Альберта Бенуа, Александра Иванова, Бориса Кустодиева, Ивана Шишкина и других мастеров. В коллекции Ржевского — мебель, дорожные, маятниковые и каминные часы, изготовленные мастерами Западной Европы и России XVIII-XIX веков.

И.К. Айвазовский «Константинополь», 1882 г

И.К. Айвазовский

Часы каминные, бронза, позолота, с фигурами сатира и сатира, середина XIX века, Франция

Часы каминные, бронза, позолота, с фигурами сатира и сатира, середина XIX века, Франция

Часы каминные, мрамор с позолоченной бронзой, Клезен, Париж, Франция, конец 18 века

Часы каминные, мрамор с позолоченной бронзой, Клезен, Париж, Франция, конец 18 века

И Я. Эскиз сценографии Билибина к картине Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», 1934 г

И Я. Эскиз сценографии Билибина к картине Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», 1934 г

Среди экспонатов — изделия из фарфора, созданные на знаменитых русских и европейских фабриках того времени

Плитка Kerama Marazzi

Дворец славится необычным убранством с использованием 32 видов мрамора, привезенных из России, Италии и Греции. Коллекция керамогранита Kerama Marazzi даже названа в честь этого архитектурного объекта.

фото мраморного дворца

Великолепное напольное покрытие, способное создать неповторимую атмосферу в банкетных залах или других праздничных помещениях.

Керамогранит с полированной шлифованной поверхностью имитирует натуральный камень, сохраняя при этом роскошный вид. Производители отмечают отличные характеристики керамогранита.

Чтобы найти дешевое жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, мы рекомендуем воспользоваться сервисом Hotellook, где вы можете найти огромное количество вариантов размещения по разным ценам и с высокими рейтингами.

Скульптуры мраморного дворца

Архитектурное сооружение включает множество композиций. Большая часть скульптурных работ выполнена мастером Ф. И. Шубиным. Всего около 40 его работ, в том числе знаменитые «Верность и великодушие» по разные стороны башни с часами. Он украсил парадную лестницу статуями, посвященными четырем часам дня, весеннему и осеннему равноденствиям.

Обращает на себя внимание и мраморная группа фонтана, получившая название «Путто с веткой» — автор, к сожалению, не известен.

фото мраморного дворца

Картины мраморного дворца

В юго-восточной части здания расположена галерея. Он собрал 206 шедевров мирового искусства: картины Рафаэля, Пуссена, Тициана, Гроота, Ремрандта, Ван Дейка и многих других. В Мраморном дворце размещалась библиотека и большая коллекция предметов из фарфора.

После октябрьских событий 1917 года большая часть произведений искусства была перемещена в Эрмитаж.

фото мраморного дворца

Цены на билеты в 2021 году и режим работы Мраморного дворца

Чтобы посетить дворец, нужно купить входной билет. Посетители могут заказать экскурсию или самостоятельно осмотреть номера. Стоимость билетов зависит от гражданства, поэтому желательно не забыть паспорт и привезти детей со свидетельством о рождении.

  • Взрослые (граждане РФ и Республики Беларусь, иностранцы с пропиской) — 350 руб., Остальные категории — 500 руб.
  • Студенты, пенсионеры, школьники (граждане РФ) — 170 рублей, иностранные студенты — 250 рублей.
  • Посещение Мемориального музея Константина Романова (с экскурсией): граждане РФ — 700 руб., Остальные — 900 руб.

Комплексные билеты

Этот билет дает вам право посещать разные филиалы Русского музея:

  • Посещение Михайловского, Мраморного и Строгановского дворцов, Михайловского замка на 3 дня (продается только в кассах): взрослые — 1200 рублей, студенты и пенсионеры — 600 рублей.

Часы работы

Мраморный дворец, как и другие филиалы Русского музея, работает по единой программе:

  • Вторник — выходной.
  • Четверг: с 13:00 до 21:00.
  • Остальные дни: с 10:00 до 18:00.

Как добраться

Мраморный дворец расположен на Миллионной улице, 5/1. Здание занимает пространство между Дворцовой набережной, Мраморным переулком и Миллионной улицей. Это исторический центр Санкт-Петербурга, поэтому до дворца можно добраться пешком от ближайших станций метро или на общественном транспорте.

Метро

Ближайшие станции метро в пешей доступности:

  • изобразительное искусство. Невский проспект (синяя линия) — 1,6 км — по набережной Грибоедова, через Михайловский сад и Марсово поле (20 минут пешком);
  • изобразительное искусство. Адмиралтейская (фиолетовая линия) — 1,7 км — по набережной реки Мойки, затем по улице Миллионной (около 20 минут);
  • изобразительное искусство. Гостиный двор (зеленая линия) — около 2 км — по набережной Грибоедова и через Марсово поле (25 минут пешком);
  • изобразительное искусство. «Горьковская» (синяя линия) — 1,5 км — по Троицкому мосту (около 20 минут пешком).

Общественный транспорт

Автобусная и трамвайная остановки «Суворовская площадь» находятся в 260 метрах от Мраморного дворца. Автобусов нет. 46, 49, маршрутка n. 76, трамвай № 3 проходят здесь.

Автомобиль

Если вы направляетесь к зданию из центра, то удобнее добираться пешком, на общественном транспорте или на такси (в городе есть мобильные приложения Gett, Uber, Vezet, Taxovichkof, Concord, Яндекс.Такси, Максим). Это избавит вас от необходимости искать место для парковки и застревать в пробке.

Легенды и предания Мраморного дворца

Как и многие другие постройки Санкт-Петербурга, Мраморный дворец окружен разными легендами и легендами.

Говорят, что мраморный сундук с монетами встроен в фундамент Палаццо ди Мармо. Согласно другой легенде, в Мраморном дворце была небольшая потайная дверь, через которую императрица входила на этапе строительства, чтобы встретить своего морганатического мужа Григория Орлова.

Интересные факты

Санкт-Петербург — город, полный легенд и мифов, и Мраморный дворец не оставили без внимания.

  • Когда-то ходили слухи, что в фундаменте спрятан большой сундук с древними монетами;
  • Другая городская легенда гласит, что где-то спрятана секретная дверь, через которую сама императрица проходила здесь даже на этапах строительства здания. Таким образом, Екатерина II тайно познакомилась с Григорием Орловым.

фото мраморного дворца

Источники

  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/32232
  • https://ArchitectureGuru.ru/marble-palace-in-st-petersburg/
  • https://peterburg.center/maps/mramornyy-dvorec
  • https://life-globe.com/mramornyj-dvorets-sankt-peterburg/
  • https://www.spb-guide.ru/page_5487.htm
  • https://spbinteres.ru/mramornyj-dvorec.html
  • https://anashina.com/mramornyj-dvorec-v-sankt-peterburge/

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга