Музей фарфора в Санкт-Петербурге: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея

Музей Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге

Экспозиция музея находится в процессе производства, с 2001 года находится в ведении Государственного Эрмитажа. Сам музей был основан в 1844 году по приказу Николая I.

Коллекция включает более 30 000 экспонатов, среди которых не только изделия завода за несколько лет, но и редкие образцы европейского, китайского и японского фарфорового искусства. Выставка позволяет проследить, как менялись стиль, форма и качество продукции с момента основания производства до сегодняшнего дня.

Кроме того, в Музее русского фарфора есть большая библиотека, в которой собраны редчайшие книги по фарфору и искусству.

История

Секрет создания «белого золота» долгое время не передавался русским мастерам. Сам Петр I безуспешно отправлял агентов промышленного шпионажа на европейские заводы. Однако производство было организовано только в середине 18 века.

Дмитрий Иванович Виноградов, горный специалист, стал «отцом русского фарфора». Дмитрий Иванович разработал состав фарфора, глазури, красок, чертежи печей для обжига и способы формования готовых изделий, создал научную работу «Полное описание чистого фарфора», которая стала учебником для всех подобных мануфактур России.

Годом открытия ИПЗ следует считать 1744 год. Указом императрицы Елизаветы был создан Невский фарфоровый завод. Благодаря открытиям Виноградова с 1750 г в ассортименте появляются мелкие предметы быта: пуговицы, трубки, чашки; а с 1756 г и более крупные приспособления: сервизы, вазы, фигурки и т д

В 1844 году по указу Николая I на территории фабрики был открыт музей — мероприятие, приуроченное к 100-летию фабрики. В конце 19 века. Александр III, приверженец «фарфорового дела», заказал изготовление дубликатов каждого августовского приказа для пополнения фондов музея, созданного дедом правящего монарха.

В советскую эпоху

Сразу после революции 17-го ИФЗ и его коллекции были национализированы. Перед новым руководством стоит задача вывести буржуазное производство на рельсы агитации. Пролетарский фарфор должен сочетать революционное содержание с безупречным техническим исполнением.

Музей бывшего императорского завода, переименованного в 1917 году в государственный, а в 1925 году — в Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, постоянно пополняется экспонатами. Становление советской эстетики хорошо видно на выставках этих лет. На смену авангарду и сталинской роскоши приходит явная лаконичность и поиск новых форм. Формируются индивидуальные стенды мастеров: М. Адамовича, К. Малевича, Н. Суетина и других.

В начале Великой Отечественной войны хрупкие артефакты отправляются в путешествие в город Ирбит Свердловской области.

В послевоенные годы коллекциям угрожало перераспределение фондов и перемещение в здание Русского музея. Администрация и сотрудники музея IPZ вряд ли склонны склонять чашу весов к сохранению артефактов в их первоначальных стенах. Второй раз вопрос о передаче коллекции Русскому музею встал на рубеже ХХ-ХХI веков, когда федеральный закон был переведен в иностранные фонды. Находки остались на заводе благодаря директору Государственного Эрмитажа.

В настоящее время единственная в мире коллекция фарфора с почти трехвековой историей расположена на четвертом этаже современного IPH, является филиалом Государственного Эрмитажа и открыта для всех.

Режим работы и цены музея ИФЗ в 2021 году

Музей открыт каждый день, кроме понедельника. Кассы прекращают работу за час до закрытия.

Время открытия:

  • Вторник-воскресенье — с 12:00 до 19:00.

Стоимость входного билета в музей Императорского фарфорового завода — 300 рублей. Пенсионерам, студентам, школьникам — бесплатно при наличии документа, подтверждающего льготы. Каждый 3-й четверг месяца бесплатный для всех категорий граждан.

Стоимость билетов в 2021 году

Цена стандартного билета — 300 рублей, независимо от гражданства.

Для пенсионеров, студентов, школьников вход свободный.

В третий четверг месяца вход в музей бесплатный для всех категорий граждан.

билеты можно приобрести в кассах музея или онлайн.

Кассы закрываются за час до закрытия музея.

Во избежание распространения коронавирусной инфекции рекомендуется заранее приобрести входные билеты в музей Императорского фарфорового завода онлайн: Купить билет онлайн

Адрес и как добраться

Адрес музея: Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, 151.

Ближайшая станция метро — Ломоносовская».

Официальный сайт: https://www.ipm.ru

Телефон для справок: (812) 326-46-20

Интересные факты

  • Секрет производства китайского фарфора был настоящей государственной тайной. Распространение любой информации каралось смертью.
  • За первые четыре года существования ИПЗ было изготовлено не более 7 чашек. И даже не из «белого золота», а из керамики.
  • В «благодарность» за открытие секретной формулы Виноградов был фактически приговорен к пожизненному заключению на территории завода, опасаясь, что он раскроет секреты производства. На свадьбу мастеров били плетками и надевали на цепи. Гений умер в возрасте до 40 лет от физического и психического истощения. Место захоронения неизвестно.
  • Здесь вы можете увидеть предметы, сделанные для Павла I, когда он был цесаревичем. Сервиз ИПЗ стоял на столе в Михайловском замке в день смерти монарха. На фотографической странице Павла вспоминалось, как государь «неоднократно целовал фарфоровую картину», называя этот день «одним из самых счастливых дней в своей жизни».
  • Санкт-Петербургский музей фарфора не имеет аналогов в мире по размеру и ценности коллекции.

Магазины Императорского фарфорового завода

посмотреть и купить товар можно в одном из магазинов. Магазины открыты в центре и в других районах Санкт-Петербурга. Также есть круглосуточный магазин на улице Бабушкина, 38. Лучше всего покупать товары в фирменных магазинах или магазинах-партнерах, у них действует система скидок и продаются подарочные сертификаты.

Помимо северной столицы, бутики IPZ есть в Москве, Екатеринбурге, Воронеже, Пензе, Уфе, Казани и других городах. Купить русский фарфор можно в Беларуси, Австрии, Италии, Польше, Литве, Японии, Китае, Сингапуре и др.

Интернет-магазин

Приобрести продукцию Императорского фарфорового завода можно не выходя из дома, в интернет-магазине компании. По цене производителя каждый желающий может приобрести чайные и кофейные сервизы, вазы, статуэтки, столовые приборы, предметы интерьера и многое другое. Русский фарфор станет отличным подарком родным, близким и коллегам.

Все подробности по оплате и доставке продукции доступны на сайте ИПЗ, а также по телефону 8 800 707-70-64.

Названия

Первоначально он назывался «Невский фарфоровый завод», с 1765 года — Императорский фарфоровый завод, с 1917 года — Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма). С 1924 г. — Ленинградский фарфоровый завод. В 1925 году заводу присвоено имя М.В. Ломоносова в связи с 200-летием Российской академии наук; Официальное название предприятие получило — Ленинградский фарфоровый завод от имени М.В. Ломоносова, вместе с которым использовалась сокращенная форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура бренда также трактовалась как Завод Ленинградского фарфора) — до 2005 года

XVIII век

В 18 веке в России был большой интерес к фарфору. С целью организации фарфорового завода в Санкт-Петербурге 1 февраля 1744 г камергер императрицы Елизаветы Петровны барон Николай Корф, находившийся с дипломатической миссией в Стокгольме, заключил договор с Кристофером Гунгером от имени императрица. Организацию будущего Фарфорового завода и руководство им возложили на директора Кабинета Его Императорского Величества барона Ивана Черкасова.

Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не имел достаточно знаний, чтобы организовать производство фарфора с нуля. В конце 1744 года Гунгер вместе с назначенным ему на обучение Дмитрием Виноградовым начал опыты с гжельской глиной. За все время пребывания в России (1744-1748) он сделал всего 6 чашек сомнительного качества: они имели неправильную форму и были темного цвета. Гюнер допустил ряд ошибок при оснащении фабрики и отказался знакомить своего ученика с технологическими секретами изготовления фарфора. Черкасов был вынужден доверить дело Дмитрию Виноградову, который за 10 лет смог наладить производство качественного фарфора в Санкт-Петербурге. Уже после опытов 1747-1748 гг. Виноградов получил «достаточно белый и прозрачный фарфор с эмалью, не отстававшей от массы»; в 1750-1751 гг было начато производство первых табакерок и кувшинов. В 1751 году императрице Елизавете Петровне подарили фарфоровую табакерку Императорского фарфорового завода. Табакерки были первым типом продукции Императорского фарфорового завода, выпускавшейся серийно для продажи. Это было связано с тем, что большие объекты оказались менее эффективными. Масштабы производства были таковы, что рисованием табакерок занимались студенты Императорской Академии художеств.

В 1758 г. Черкасов и Виноградов умерли, а весной 1759 г работы возобновил саксонский мастер И. Г. Миллер. Под его руководством завод был переведен на новое место на реке Славянке. В 1762 году завод был передан в ведение М. В. Ломоносова, но в том же году он вернулся к руководству А. В. Олсуфьева.

С марта 1764 года на фабрике начал работать француз Арну, затем Карловский. В 1776 г. Г. Н. Теплов сменил Олсуфьева, а в 1773 г фабрика была передана генеральному прокурору А. А. Вяземскому, который улучшил хозяйственную часть и пригласил европейских мастеров.

В 1779 году на должность модельного мастера завода был приглашен французский специалист Жан-Доминик Раше (в России он получил имя Яков Иванович Раше). Проработав здесь четверть века, Я. И. Раше внес большой вклад в развитие художественного производства фарфора. Сам он прославился знаменитой серией фигур «Народы Государства Российского» (1780 г.), имеющей большую историческую, этнографическую и художественную ценность. Сервиз «Арабески» (1784 г.) и другие образцы русского фарфора (в частности, 27-сантиметровый бюст Екатерины II) также были созданы по моделям Раше. Сервиз в стиле арабески, заказанный лично Екатериной II, стал одним из первых церемониальных сервизов. Было представлено 973 предмета, а стоимость — более 25 000 рублей.

Во времена Екатерины II предметы выпускались высотой не более 40-50 сантиметров. Отчасти это связано с технологическими возможностями завода, а отчасти с тем, что мода на производство больших корпусных и дворцовых предметов впервые появилась на заводе в Севре во время правления Наполеона I.

В 1792 году управление перешло к князю Н. Б. Юсупову, при котором произошло «наибольшее повышение технического совершенства и художественной ценности Екатерининского фарфора». Юсупов доверил Самуилу Самойловичу Фигнеру непосредственное руководство фабрикой.

Во время правления Павла I условия труда рабочих улучшились: в 1797 году была построена больница. В 1800 году была открыта пекарня, так как работники фабрики помимо заработной платы получали хлеб. В конце царствования Павла I штат завода насчитывал 202 рабочих. Завод производил продукцию как по заказу судебной канцелярии, так и для сторонних заказчиков.

При Павле I завод ежегодно потреблял более 5000 пудов глуховской глины, причем все запасы производил один и тот же помещик — Маркевич. Израсходовано более 2000 пудов кварца, более 1300 пудов лонжерона. Их поставляла Олонецкая губерния. К этому времени фабрика уже прекратила выпуск табакерок, но активно производились фарфоровые яйца, которые традиционно дарили императору на Пасху.

XIX век

Изначально завод имел статус императорского фарфорового завода и располагался в районе Шлиссельбурга, на берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга. При нем работала Преображенская церковь 1830-х гг., Рядом было образовано кладбище Фарфорового завода. В ХХ веке вся стоянка вошла в черту города (проспект Обуховской обороны, 151).

В 1800 году в Санкт-Петербурге открылся фирменный магазин завода, также продукция поставлялась в Москву. Опыт продаж в этих магазинах показал, что особенно востребованы были большие и богато украшенные предметы, которые могли позволить себе богатые. Обычные изделия не пользовались спросом, так как были дорогими по сравнению с изделиями других фарфоровых заводов. С 1806 года продукция завода была представлена ​​на Нижегородской ярмарке. С 1810 года продукция завода продается в Риге.

В 1802 году император Александр I издал указ, согласно которому Фарфоровый завод, Гатчинский завод и Государственный майоликовый завод были переданы в ведение Кабинета Его Императорского Величества. Параллельно с перенаправлением была проведена масштабная реорганизация завода. Гатчинский завод был закрыт. Была закрыта и майоликовая фабрика, а ее деятельность была разделена между Императорским фарфоровым и Императорским стекольным заводами. Также была большая распродажа фарфоровых изделий, произведенных за годы работы фабрики. Погашены долги в размере 75 000 рублей и предоставлен заем в размере 20 000 рублей на техническое перевооружение завода сроком на 5 лет. Были закрыты фабричная школа и мраморная мастерская. Завод был разделен на две самостоятельные части — кустарную и хозяйственную, напрямую подчиненную директору.

Новый руководитель завода Д.А.Гурьев назначил директором керамиста-мастера Ф.П. Гаттенбергера и пригласил в качестве изготовителя моделей трех мастеров королевского фарфорового завода в Берлине: арканиста Шульца, механика Шрайберга и обжарщика Зайфферта и Муснера. Только Зайфферт смог помочь заводу, сообщив о ряде производственных проблем. Кроме того, С.С. Пименов был приглашен Академией художеств.

В 1806 году по инициативе Гурьева был принят закон, запрещавший ввоз иностранного фарфора и майолики. Однако эта мера не решила проблему продажи Императорского фарфорового завода, но способствовала развитию других производств фарфора и фаянса на территории Российской Империи. К тому же цены на обычную продукцию частных фабрик были намного ниже. Гурьев создал трудоустройство для выпускников петербургского детского дома. Кроме того, принимались и наемные рабочие, в основном художники и скульпторы.

В 1815 году на заводе появился ряд французских специалистов: технолог, декоратор, художник, токарь. Пименов руководил модельной мастерской при фабрике до 1831 года, когда возникли проблемы: Николай I был недоволен своим бюстом и бюстом императрицы, сделанным для академической выставки. Цех моделестроения возглавил А.И. Воронихин, проработавший на заводе 15 лет.

В 1814 году была установлена ​​печать с медных пластин. Технология была доставлена ​​на завод французским военнопленным де Пуйбуском. На территории завода построен специальный цех. Печать выполнена черными чернилами, роспись выполнена вручную. Такая продукция не пользовалась спросом у отечественных потребителей, и вскоре цех закрыли.

В 1819 году в Петербурге открылась вторая фабричная мастерская. Кроме того, проводились публичные аукционы. Впоследствии Гурьев договорился с руководством 15 областей о том, что у них будет возможность наладить торговлю продукцией завода.

На фабрике производились высококачественные изделия и наборы для подношения императору. До 1832 года подарки готовились на Пасху и Новый год, после чего добавлялось Рождество. Кроме того, учреждение выполняло личные заказы императорской семьи и великих князей. Выполнялись заказы для других госструктур, а также на дипломатические подарки. Такой объем госзаказа привел к тому, что руководство завода проигнорировало потребности рынка, а частные заказы не принесли предприятию дополнительной выручки. Постоянно поступающие госзаказы позволяли погасить долг перед правительством ЭИВ в размере 150 тысяч рублей, накопившийся с 1817 года.

Уровень заработной платы рядовых рабочих при Николае I составлял 400 рублей серебром в год, что считалось хорошей зарплатой.

Высокие цены на продукцию завода привели к накоплению лишнего товара. В 1828 году фабричный цех имел готовой продукции на 200 тысяч рублей, в магазине в центре Петербурга — 105 тысяч, в Гостином дворе — 15 тысяч, в Москве — 62 тысячи, на Нижегородской ярмарке — за 30 тыс. Это привело к закрытию многих филиалов, в том числе магазина в Москве. Остатки активов были проданы на аукционе по ценам значительно ниже обычных. Были закрыты все магазины, кроме фабрики и Санкт-Петербурга. Последний был переведен в Кабинет Его Императорского Величества, где оставался до 1856 года.

Во времена Николая I основной продукцией завода были горшки. Некоторые из них повторяли древние формы: древнегреческую, древнеримскую и древнеегипетскую. Кроме того, были популярны японская и китайская формы. Выпускались вазы с рокайльной тематикой, повторяющие продукцию Meissen.

В 1835 году были утверждены правила продажи продукции завода частным лицам.

В 1837 году при фабрике был создан демонстрационный зал, который к 1845 году стал музеем. Покупатели завода могли выбирать продукцию как в демонстрационном зале, так и в фирменном магазине в центре Санкт-Петербурга 4. В зависимости от объема заказа предполагалась скидка 10 и 20 процентов, большие скидки предоставлялись по личному указанию руководителя завода. Сделка совершалась преимущественно за наличные, но можно было продать и в кредит. Чтобы стимулировать личный интерес, директор завода получал процент от продаж.

В 1829 году в Петербурге проходила выставка промышленных изделий, на которой была представлена ​​продукция завода на сумму 38 768 рублей. В частности, были представлены три большие вазы, которые привлекли больше внимания жюри и получили хорошие отзывы. Впоследствии заведение успешно экспонировало предметы на выставках 1833, 1839, 1849 годов, проходивших в Санкт-Петербурге и в 1843 и 1853 годах в Москве. Из-за сложности транспортировки крупногабаритные предметы в Москву не отправлялись. Продукция завода была представлена ​​на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Продукция была отмечена медалью, а рабочие — двумя медалями второй степени.

В период правления Николая I витражи расписывались в живописной мастерской заведения, но больших успехов в этом направлении добиться не удалось.

Во время правления Николая I существовала практика согласования заказов императорского фарфорового завода императором. В то время на предприятии выпускались изделия, относящиеся к разным стилям: древнему, византийскому, древнерусскому и восточному. Активно копировали картины классиков европейской живописи, которые наносили на вазы. Активно копировалась керамика западных и русских фабрик. Мода на египетскую тематику привела к размещению двух египетских сфинксов на Университетской набережной. Для этих предметов на заводе изготовили чашу и вазу. Тогда же были изготовлены люстры для Кремлевского дворца. Они состояли из бронзовой основы и фарфоровых вставок .

В 1852 г граф Л. А. Перовский возглавил кабинет Его Императорского Величества. Этот человек стал покровителем завода. В 1853 году он представил подробный отчет о фарфоровой фабрике, в котором выразил сомнения в правильности управления финансами компании и привел примеры управления зарубежной промышленностью, в частности, Севрской фарфоровой фабрикой. По инициативе Перовского стали выделяться дотации на поддержку императорских фарфоровых и стекольных заводов. Первую часть стипендии в размере 37000 рублей направили на заработную плату артистам, ведь именно эти сотрудники определяли артистизм завода. Вторая часть — 82 тысячи рублей — была направлена ​​на оборот завода и подлежала возврату. Повышен уровень заработной платы. Режиссер получил 1500 рублей, декоратор и скульптор — 1500, художник — 2500, художник проекта — 2500. С 1827 года по инициативе князя Волконского был создан специальный пенсионный фонд, в который отчислялось по 12% с каждого крупного заказа. Благодаря этим сбережениям назначались пенсии: мастерам от 250 до 500 рублей, мастерам — от 60 до 120 рублей в год. Отдельные выплаты производились вдовам и сиротам. В 1842 г было создано благотворительное учреждение. В этот же период была создана пожарная часть. В целях поддержания порядка и обеспечения морального облика рабочих на территории заведения были запрещены таверны. Было два винных бара. Для поддержания культурного уровня был организован хор певцов, который пел как в храме, построенном на заводе, так и во время мероприятий внутри завода.

В 1855 г директором стал А.Д. Сивков, который вскоре стал директором всех императорских заводов, а П.П. Форостовский был назначен директором фарфорового завода. Затем директорами были В.А. Ренненкампф и А.П. Сумароков. В этот период появились значительные нововведения: изготовление терракоты, а также «новые способы декорирования фарфора: разноцветная глазурь и роспись черепа жидкой фарфоровой массой (pâte-sur-pâte) на фоне кобальта или хрома. » В то же время произошло ухудшение кулинарии и снижение художественной ценности и стиля изделий.

В 1880-х годах продажа фарфора частным лицам была запрещена. Директором завода был Д. Н. Гурьев, при Николае II — Н. Б фон Вольф (до 1910 г.), а с 1911 г. — Н. В. Струков.

Валериан Емельянович Галямин (1794-1855) был назначен директором в 1832 году. Ранее заведуя топографической школой, он каким-то образом сумел подарить императрице два альбома своих акварелей. «Отличный рисовальщик» — так о нем говорили на суде. Возможно, это не сыграло роли в выборе его кандидатом на должность директора элегантной фабрики, но его вкус к красоте, очевидно, повлиял на продукцию фирмы. При Галиной начали работать такие мастера, как А. Воронихин и С. Пименов. Построены лазарет, аптека и хоспис. Созданы бронзовый институт и гончарная мастерская. Открыты народная школа фарфоровых мастеров и школа для детей заводчан. К 100-летию производства был создан музей, где демонстрировались образцовые изделия. Если изначально допускались только высокопоставленные посетители, то позже музей мог посетить любой желающий.

В конце 19 века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи выполнялись на заводе в двух экземплярах: один должен был остаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея сохранилась и в 20 веке, даже в советское время.

XX век

В 1901–1907 гг. Были выполнены скульптуры Адамсона в бисквите: «Слушая шепот моря», «Поцелуй волны», «Рождение Венеры»; «Последнее дыхание корабля», «Демон», «Крик души».

С 1906 по 1935 гг. Граф Р.Т. Коллекция музея дважды эвакуировалась: первый раз — осенью 1917 г вывезен в Петрозаводск (до 1918 г.), второй — в 1941 г., когда находки были привезены в Ирбит (Урал).

Источники

  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/shops/12095
  • https://fortuna-travel.ru/peterburg/museen/muzey-imperatorskogo-lomonosovskogo-farforovogo-zavoda/
  • https://www.spbmuzei.ru/muzey_farfora.htm
  • [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4]

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга