Музей истории религии и атеизма в Санкт-Петербурге: адрес, коллекции, исторические экспонаты традиционных верований

История Музея религии в Петербурге

Музей истории религии был основан в 1930 году по инициативе известного этнографа и религиоведа Владимира Германовича Богораза. Несмотря на попытку ученого превратить музей в научную «лабораторию» по изучению религии, советское правительство успешно повесило свои ярлыки на все и вся, превратив свои уникальные подвиги в пролетарскую машину пропаганды атеизма.

В 1970-е годы музей вернулся к нормальному режиму музейного обслуживания. На сегодняшний день в музее значительно расширился перечень образовательных программ, ориентированных на разные возрастные группы, а также на представителей разных религиозных конфессий.

Сейчас Государственный музей истории религии — единственный в России и один из немногих в мире, экспозиция которого представляет историю возникновения и развития религии.

В фондах музея около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, от древнего Египта и Израиля до раннего европейского средневековья; от Древней Греции и Рима до наших дней; Буддизм и ислам.

Самые старые артефакты в коллекции музея — археологические находки, датируемые 6 тысячелетием до нашей эры.

История основания

7 сентября 1930 г. Президиум АН СССР выступил с инициативой открытия такого учреждения. Уже 26 апреля 1931 года идею поддержала ЦИК СССР. Первым директором и основателем Музея религии был известный этнограф и историк того времени Владимир Германович Тан-Богораз.

На протяжении всего своего существования (до 2000 года) Музей религии располагался в Казанском соборе на Невском проспекте. Первая коллекция была создана из артефактов из других музеев, в частности Эрмитажа и Кунсткамеры.

Учреждение было задумано как площадка для изучения и анализа религий. Первые сотрудники вели серьезную научную работу, а не только сохранили находки.

В начале войны был собран богатейший экспонат, состоящий из драгоценных и редких реликвий основных ветвей религии и отдельных тенденций в них. Также была впечатляющая коллекция книг по религиоведению и связанной с ним истории. Во время войны сотрудники позаботились о сохранности выставок, им даже удалось организовать несколько выставок.

В послевоенные годы музей был отреставрирован и пополнен; стал известен за пределами СССР. В то время активно создавались выставки, посвященные религиям отдельных стран. Много сил и усилий в укрепление позиций учреждения вложил его тогдашний директор, выдающийся знаток истории религиозных течений и общественный деятель — В. Д. Бонч-Бруевич, который жил в Москве и непосредственно оттуда руководил музеем.

Современное положение

В 2000 году ГМИР переехал на новое место. В России впервые после почти столетнего перерыва комплекс разместился в здании, специально оборудованном и приспособленном для нужд музея. Сотрудники продолжают изучать памятники культурного наследия и проводить выставочно-выставочную деятельность.

Новыми направлениями их работы стали:

  1. Создание образовательных и музейно-педагогических программ.
  2. Создание обновленного музейно-туристического продукта, ориентированного на разные группы посетителей.
  3. Участие в решении социальных и культурных проблем Северо-Западного региона.

Вопрос довольно сложный, но в нейтральном пространстве музея профессиональная работа сотрудников дает возможность узнать о религии доступным языком. Основная задача специалистов — научить их уважать историю и культуру разных народов, воспитывать сознательную толерантность к разным конфессиям и этническим группам.

Знакомясь со святынями Музея религии

необходимо сразу же бронировать, что Музей религии — не место для праздных скитаний и «набивать карманы» навязчивыми впечатлениями. Придя сюда, у вас есть возможность прикоснуться к святыням народов и культур, которые им поклонялись, и, в большинстве случаев, продолжать чтить их.

Говоря о музее, сразу хочу отметить его некоторую интимность. В отличие от достопочтенного Эрмитажа или Русского музея, он занимает довольно небольшую площадь. Однако это то, что делает его достаточно комфортным для посещения.

Музей разделен на разделы, рассказывающие о конкретной религии или убеждениях. При входе на территорию музея рекомендуем подробно изучить информационные плакаты, которые будут рассказывать о убеждениях людей во все времена в разных уголках мира.

Выставка начинается с наших самых далеких предков, чьи мысли были заняты громом, молнией или яркими лучами дневного света, которые их пугали.

В древности существовало множество религий и верований. У каждого народа были свои культы. География места имела первостепенное значение. Верования народов Океании коренным образом отличались от сибирского шаманизма, а верования североамериканских индейцев — от религии народов Тропической или Южной Африки.

Музейные экспозиции

С самого начала своей истории ГМИР постоянно пополнял свою коллекцию. Многие экспонаты сохранились с момента открытия, но некоторые из них созданы всего несколько лет назад.

Постоянные

Сегодня в Музее религии открыты для посещения следующие разделы постоянной экспозиции:

  • история русского православия;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • восточные религии: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм;
  • ислам;
  • архаичные верования и ритуалы;
  • религии древнего мира: политеизм;
  • религии древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма;
  • появление христианства.

Детский отдел

Раздел «Начало начал» — это сложное интерактивное выставочное пространство, дополняющее постоянную экспозицию Музея религии. Важной его особенностью является использование только копий и манекенов предметов. Таким образом, дети могут спокойно брать все в руки, изучать и исследовать.

Контролируемый контент программы совмещен с интерактивной формой подачи материала с использованием мультимедийной системы и игровых технологий. В ноябре 2011 года отдел «Начало начал» стал победителем Всероссийского конкурса детских музейных программ. В настоящее время представлены две интерактивные программы: «Андрокл и лев» и «Собака по имени Тигр».

Библиотека музея

Отдел книжных коллекций был создан в 1932 году. В настоящее время библиотека насчитывает около 192 000 единиц хранения. Это одно из крупнейших собраний книг по атеизму и религии, единственная светская библиотека в России, где в таком обширном объеме представлена ​​литература по различным конфессиям и наукам (история, философия, этнография и т.д.).

Коллекции книг

Коллекция основана на книгах, подаренных следующими организациями и частными лицами:

  1. Резервный фонд Библиотеки Академии наук СССР.
  2. Фонд общей библиотеки университета (бывшая университетская).
  3. Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве.
  4. Антирелигиозный университет рабочих (Ленинград).
  5. Политехнический институт.
  6. Институт истории.
  7. Синодальная библиотека.
  8. Исаакиевский собор.
  9. Доставка, покупки, подарки от частных лиц.
  10. Церкви, монастыри, которые перестали существовать.
  11. Часть книжного собрания Императорского Палестинского Православного Общества.
  12. Книги из личных библиотек В.Д. Бонч-Бруевича, Б.Я. Рамм, А. Н. Никольский, протоиерей И. Н. Четверухин и другие.

Систематический каталог ведется с 1930-х годов и развивается вместе с библиотекой. Он составлен на высоком профессиональном уровне, что позволяет быстро составить библиографию по всем профильным темам.

В библиотеке хранятся следующие типы и типы публикаций:

  • книги (священные тексты, справочные издания, монографии, сборники статей);
  • брошюры;
  • альбом;
  • каталоги выставок;
  • периодические издания на нескольких языках.

Коллекции Научной библиотеки:

  • библейские издания Всемирного и Русского библейских обществ;
  • масонская литература;
  • дореволюционные богословские периодические издания;
  • сборники трудов семинарий и духовных академий;
  • религиозно-философские издания второй половины XIX — начала XX века.;
  • старообрядческая литература;
  • антирелигиозная литература 1920-1930-х гг.;
  • работы сотрудников музея;
  • книги на европейских языках «Россика».

Возможности посещения

В библиотеке Музея религии начали экспонироваться тематические книжные выставки, раскрывающие богатство и разнообразие наших владений. Регистрация происходит на основании письма-заявки, которое должно быть одобрено руководством организации, в которой работает / учится потенциальный читатель.

Библиотека Музея религии представляет собой уникальное специализированное книжное собрание и обслуживает следующие категории людей:

  • специалисты (научные и музейные сотрудники, учителя, журналисты и др.);
  • студенты и выпускники вузов;
  • представители различных религиозных организаций и конфессий.

Посещая ГМИР, следует проявлять уважение и соблюдать определенные правила во избежание поломки или полного уничтожения экспонатов.

Фонды экспонатов

Экспонаты разделены на пятнадцать фондов, которые объединяют более мелкие комплексы.

Фонд «Архаические и традиционные верования»

В коллекции представлены материальные и живописные памятники, характеризующие архаичные и традиционные верования народов России и ближнего зарубежья, а также коренное население Америки, Африки, Азии, Океании. Хронологический объем коллекции: VI тысячелетие до н.э. — 21 век н. NS.

  • Сборник «Традиционные верования коренных народов Сибири и Дальнего Востока»

Содержит материалы по верованиям и обрядам чукчей, эскимосов, нанайцев, ульчей, нивхов, якутов, эвенков, бурят, ненцев, хантов, манси и др .: скульптурные изображения различных духов, амулетов, предметов, связанных с торговлей, материнством, медициной, похороны и другие ритуалы. Материалы по шаманизму сибирских народов представлены более подробно.

  • Сборник по традиционным верованиям народов Поволжья

В него вошли материалы о верованиях и обрядах удмуртов, марийцев, коми. Это ритуальная посуда и утварь из семейных святынь, облачения священников, ритуальные музыкальные инструменты, подношения духам семьи и рода, амулеты.

  • Сборник по традиционным верованиям народов Кавказа

Имеются материалы о дохристианских и домусульманских верованиях хевсурцев, сванов, пшавов, осетин, черкесов-шапсугов, народов Дагестана и др. это жреческие костюмы и аксессуары, жертвоприношения святынь, материалы, связанные с ритуалами новогоднего праздника, амулеты, ритуальное печенье.

  • Сборник о традиционных верованиях россиян и белорусов

Содержит материалы по народным верованиям населения Русского Севера, Калужской губернии и других регионов: рождественские маски, ритуальное печенье, купальские венки, куклы с кукушкой, пельмени, материалы по свадебно-поминальным и поминальным обрядам.

  • Сборник о традиционных верованиях народов Индонезии и Меланезии

Включает материалы о верованиях батаков, связанных с сельскохозяйственными и погребальными ритуалами: священные рисовые мешки, гадальные книги и жреческие жезлы, корабль мертвых; Меланезийские скульптурные изображения предков.

  • Коллекция традиционных верований американских индейцев

он состоит из отдельных элементов, связанных с верованиями индейцев Северной и Южной Америки: шаманских масок и повязок на голову, шелестящих танцевальных браслетов и т.д.

  • Сборник о традиционных верованиях народов Африки

Маски, скульптуры, оружие и другие предметы народов Мали, Камеруна, Судана.

  • Археологическая коллекция из раскопок средневекового финно-угорского кладбища Пятницкое в городе Муроме (IX-XI вв.)

Включает бронзовые украшения и железное оружие.

Фонд «Религии ранних цивилизаций»

В коллекции представлены памятники истории и культуры, характеризующие религии Древнего Востока (Месопотамия, Вавилон, Египет), Древней Греции, северного региона Черного моря, Древнего Рима. Первые из них датируются VI веком до н.э. Разделы коллекции совпадают с их разделением по исторической, культурной и религиозной принадлежности: Древний Вавилон, Египет, Греция и др.

  • Нумизматическая коллекция (VI-V вв. До н.э. — IV век н.э.)
  • Археологическая коллекция (VI в. До н.э. — XIII в. Н.э.)
  • Скульптура

Отдельный комплекс — гипсовые скульптуры XIX-XX веков, переданные в 1950-х годах из Академии художеств и Государственного Эрмитажа.

  • Графика

Большую часть коллекции составляют произведения западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков на античную тематику.

Фонд «Православие. Изобразительное искусство»

Коллекция включает работы темперой, масляной живописью и графикой, относящиеся к истории России, русской культуре и православию, которые отражают особенности вероучения и богослужения, основные этапы истории Русской Православной Церкви. Кроме того, в коллекции представлены памятники истории старообрядчества и некоторых других религиозных течений, в том числе неправославных, существовавших в России (баптисты, адвентисты и др.), А также русского масонства. Отдельную коллекцию составляют музейные предметы, характеризующие политику Советского государства в вопросах религии и церкви. Специфика коллекции определяется разнообразием иконографического материала: изображения святых, христианские сюжеты и персонажи, типы монастырей и православных храмов, портреты религиозных деятелей, представленные в живописи и печатной графике. Основную часть коллекции составляют памятники 17-20 веков.

  • Собрание икон конца 17-18 века.

Большинство его экспонатов представляют собой иконописную школу Московской Оружейной палаты. В него вошли иконы, созданные выдающимися мастерами Кирилла Уланова, Тихона Филатьева, Георгия Зиновьева, Алексея Андреева, Дмитрия Логинова и составляющие золотой фонд русского искусства.

  • Коллекция виртуозных письменных икон конца XIX — начала XX века.

Одно из крупнейших в России собраний икон, связанных с историческими персонажами и событиями: спасение императора Александра III и его семьи в Борках, освобождение крестьян в 1861 году, Русско-турецкая и Первая мировая войны, взятие Азова, рождение императорских наследников и т д.

  • Масляная живопись: работы И.К.Ивазовского, Г.Г. Мясоедова, К.Е., В.Е и А.В. Маковских, Л.И.Соломаткина, В.В.М. Нестерова, М.П. Боткина, А.А. Дейнеки, Д.Н. Кардовского, Д.С. Моора и др.
  • Коллекция печатной графики

Литографии с изображением святых и чтимых икон, евангельские сцены, виды православных монастырей и храмов, портреты религиозных деятелей.

  • Коллекция популярных гравюр и литографий

В нем представлен богатый репертуар русских народных образов XVIII-XIX веков: работы известных граверов-академиков Н. И. Уткина, И. В. Ческого, А. Ф. Зубова, художников граверной мастерской П. П. Бекетова и других.

  • Коллекция оригинальной графики

Рисунки К.В. Лебедева, В.Г. Перова, Ф.А. Бруни, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.В. Неврева, Л.Н. Бенуа, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, О.Е. Браза и др.

  • Коллекция акварельных рисунков старообрядцев 18-19 веков.
  • Коллекция советских плакатов и мультфильмов 1920-1940-х годов.

Фонд «Ислам»

Коллекция фонда включает предметы культа, графику, живопись, декоративно-прикладное искусство. Они представляют догмы, ритуалы, культуру и образ жизни народов, исповедующих ислам (Средняя Азия, Поволжье, Северный Кавказ, восточные мусульманские страны — Пакистан, Индия, Ирак, Афганистан, Ливан, Турция). Большинство находок относится к XVIII — XXI веку.

Коллекции и выставочные комплексы

  • Культовая коллекция
  • Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства и предметов быта
  • Коллекция религиозных настенных хромолитографий — лубков (шамаилей), изданных в Казани в конце 19 — начале 20 вв.
  • Коллекция религиозных плакатов и «народных картин» зарубежных стран Востока
  • Коллекция амулетов и амулетов
  • Коллекция женских украшений с религиозной символикой
  • Коллекция живописных и графических работ русских и советских художников
  • Коллекция офортов для русского перевода книги Д’Оссона «Полная картина Османской империи» (Санкт-Петербург, 1795)

Фонд «Иудаизм»

Основу фонда составили предметы из различных музейных собраний и Государственного музейного фонда 1930-1931 годов. Большинство предметов ритуальной утвари относятся к религиозной культуре ашкенази. Эта коллекция позволяет в полной мере представить на выставке и выставках религиозные обряды ашкеназских общин Центральной и Восточной Европы, в частности Российской Империи. Хронологическая классификация коллекции идет с 18 по начало 20 века, географическая — из Европы, за исключением некоторых предметов из Средней Азии, связанных с религиозной культурой бухарских евреев.

  • Сборник свитков Торы

Коллекция рукописных свитков пергамента с текстом Торы (Пятикнижия), закрепленных на специальных стержнях, насчитывает более 300 контейнеров. Этот свиток (Сефер Тора) наделен высочайшей святостью в еврейской религиозной культуре. На заднем плане, наряду с другими, есть памятные вещи, в том числе Сефер Тора, подаренная еврейской общиной Николаю II.

  • Коллекция предметов, составляющих неотъемлемую часть облачений Торы Сефер, и праздничной ритуальной утвари из металла

Посуда для пасхальной трапезы, светильники на праздники, особенно на Хануку.

  • Коллекция деревянных ящиков для мезузы

Мезуза представляет собой прямоугольный кусок пергамента с текстом из Второзакония. Согласно традиции, мезуза, помещенная в такой ящик, прикрепляется к косяку двери согласно заповеди: «И напиши их на косяках дома твоего и дверей твоих» (Вт 6,9). Такие случаи были особенно распространены в Галиции.

  • Коллекция тфилин
  • Коллекция еврейских открыток
  • Графическая коллекция

Включает работы еврейских художников. Например, графические листы С.Б. Юдовина на тему еврейских религиозных обрядов.

Фонд «Религии Востока»

В коллекции представлены памятники истории и культуры, характеризующие религии Востока (буддизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство). Хронологический обзор коллекции: II-XXI вв.

  • археологическая коллекция из раскопок буддийского культового центра Кара-тепе (эпоха Кушанского царства) II-IV вв. NS.
  • Коллекция японских свитков 17-19 веков с изображениями буддийских персонажей
  • Коллекция буддийских ритуальных масок тайны Цам и индуистских ритуальных масок
  • Буддийские цистерны (иконы) XVIII-XX веков.
  • Коллекция буддийских скульптур 18-20 веков.
  • Коллекция буддийской ритуальной утвари XVIII-XX веков.
  • Коллекция музыкальных инструментов, используемых в буддийских ритуалах (барабаны, музыкальные тарелки, металлические трубы и кости)
  • Композиция из нескольких фигур «Сукхавати — чистая земля Будды Амитабхи» (дерево, папье-маше)

Бурятия. 1904–1905 Создан монахами буддийских монастырей Тамчинский (Гусиноозерский) и Гегетуевский — по заказу известного коллекционера предметов восточного искусства князя Е.Е. Ухтомского. Около 600 деталей.

  • Комплекс «Сукхавати — чистая земля Будды Амитабхи»
  • Коллекция китайской народной живописи (лубок) XVIII-XIX веков. Академик В.М. Алексеев
  • Коллекция китайской скульптуры XIX века из мундштука
  • Коллекция хромолитографий конца XIX — начала XX века с изображением персонажей индуистского пантеона
  • Коллекция индуистской скульптуры XVIII-XIX веков из собрания Ф.М. Плюшкина
  • Коллекция ритуальных предметов XX-XXI веков, полученная в дар от Международного научного общества «Синто» (Япония)
  • Коллекция японских бытовых киотов XVIII-XIX веков.

Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство»

В фонде собраны предметы убранства православных храмов (Царские врата, резные орнаменты иконостасов, масляные лампы, масляные лампы), литургические предметы (шатры, чаши, дискотеки, звезды и др.), Скульптурные и мелкие пластики, различные предметы священного характера (алтарь, осенний, нагрудник; фигурки, хуторки и панагии; слитные и резные иконы). В коллекции представлены памятники XVII — начала XXI веков.

  • Коллекция произведений искусства древних верующих

В коллекции представлены предметы старообрядческого искусства: поморская фьюжн, надгробные скрижали и кресты XVIII-XIX веков.

  • Резные деревянные иконы, складки, изображения

Предметы XVIII-XIX веков, созданные в крупнейших монастырях: Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах, в Соловецком и других монастырях.

  • Коллекция евлогий

Реликвии паломничества, привезенные из Палестины и Афона в конце 19 — начале 20 века: уникальные иконы, написанные на рыбных костях озера Генезарет; изображения, вырезанные на перламутровых ракушках в Вифлееме; барельеф на кусках дуба Мамври и камнях реки Иордан.

  • Коллекция медалей

Он иллюстрирует как события государственного значения (в память войны с Наполеоном, Крымской войны, Русско-японской войны), так и знаменательные даты церковной жизни: закладку и освящение соборов, юбилеи религиозных организаций и т.д. Отдельный набор экспонатов — это призы Русской Православной Церкви, подаренные музею Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Московским Патриархатом.

  • Памятная коллекция Императорского Дома Романовых

Подношения царской семье к праздникам и юбилеям (пасхальные яйца, подносы); пожертвования и пожертвования членов императорской семьи в храмы.

Фонд «Религии Запада»

В коллекции представлены произведения религиозного и светского искусства из художественных школ Италии, Испании, Германии, Австрии, Нидерландов, Нидерландов и Фландрии, Франции, Польши, Чехии, Словакии и России. Экспонаты коллекции — живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, а также церковная утварь и детали облачений священников — позволяют раскрыть основные этапы истории христианства на Западе в средние века. Возрождение, Реформация и Контрреформация, новое и современное время. Ранее часть этих предметов находилась в частных коллекциях: Лейхтенберг, Вяземские-Шереметьевы, Юсуповы, Строгановы, М.С. Щёкин и др. эронологическая картина коллекции: XIV-XXI века.

  • Коллекция итальянской живописи

Он включает в себя как работы выдающихся мастеров и их учеников, так и малоизвестных авторов, чьи работы редко встречаются не только в национальных, но и в зарубежных музеях: Джироламо Джовеноне, Франческо и Джироламо Бассано, Карлетто Кальяри, Джованни Бальоне, Пьетро делла Векки, Гверчино, Вольтеррано, Карло Маратта, Помпео Батони и др. эемчужиной коллекции является не имеющее аналогов в российских музеях Распятие, выполненное художниками школы Джотто (начало 14 века.).

  • Коллекция испанской живописи 15-20 веков.

Работы художников арагонской, севильской, валенсийской, мадридской школ — Хайме Матеу, Херонимо Косида, Франсиско Антолинес и Сарабия, Педро Атанасио Боканегра, Хосе Гальегос-и-Арнос, Хосе Тапиро и Баро, Цезарь, доктор Альварес Дюмон и

  • Коллекция картин из Северной Европы (Германия, Нидерланды, Фландрия и Голландия)

Представлены произведениями Яна ван Дорнике, Винсента Селлара, Якоба Савери I, Яна ван дер Хейдена, Франса Франкена II, Луи де Колери, Адама де Кельна, Кристиана Дитриха, Альбрехта Адама и других.

  • Коллекция немецкой и французской скульптуры 14-16 веков.

Коллекция небольшая, но уникальная по ценности памятников. Он состоит из шедевров пластического искусства «Мадонна с младенцем Иисусом на троне» парижского мастера XIV века; резной полихромный алтарь баварского мастера 1511 г. «Голгофа с грядущими святыми Мартином и Одиллией»; скульптурная группа «Пьета» и алтарь «Троица» работы немецких мастеров школы Тильмана Рименшнайдера начала XVI века; полихромные деревянные скульптуры «С. Мария Маддалена», «С. Маврикий», «С. Катерина д’Алессандрия» и другие.

  • Коллекция скульптур 17-20 веков.

Он включает работы выдающихся итальянских, французских, австрийских мастеров и их школ: Пьера Пюже, Антуана Удона, Луиджи Бьеннеме, Фердинанда Штуфлессера, Пьетро Каноника и др.

  • Графическая коллекция

Коллекция состоит из рисунков, гравюр, литографий, выполненных в разных странах Западной Европы в XVI-XX вв. Среди их авторов — Маркантонио Раймонди, Джованни Вольпато, семья Пискаторов, Клаудио Стелла, Иоахим фон Зандрарт, Ян ван Лойкен, Корнелис Корт, семья Килиан, Жан Гранвиль, Оноре Домье, Кете Кольвиц.

  • Коллекция декоративно-прикладного искусства

Он включает предметы религиозного культа западных ветвей христианства (католицизм и протестантизм): кресты разного типа (алтарь, стенка и шейка), дары, чаши, цибории, изображения, мемориальные доски, розарии и паломнические сувениры.

  • Нумизматическая коллекция (от средневековья до 20 века.)
  • Коллекция медалей

Он включает в себя серию пап из знаменитой коллекции итальянских медалей 16 века. Джованни Поцци, а также медали с портретами религиозных деятелей разных эпох.

  • Коллекция западноевропейских витражей (16 — конец 19 вв.)

Фонд редкой книги

Коллекция основана на трех сериях выставок. Первый — это собрание инкунабул, которое включает книги преимущественно богословского содержания и занимает одно из первых мест среди библиотек Санкт-Петербурга. Все инкунабулы латинские. Второй — собрание старинных иноземных печатных книг XVI-XVII веков. Первый датируется 1474 годом. Коллекция отражает культуру и религиозную жизнь Европы в период Реформации, Контрреформации и современности. Третий — собрание книг кирилловской печати XVI-XVII веков, занимающий четвертое место среди библиотек Санкт-Петербурга, старейшим из которых является дофедоровское Евангелие; из изданий Ивана Федорова собрание содержит фрагмент Апостола Львова 1574 года и четыре экземпляра Библии, изданных в Остроге в 1580–1581 годах.

  • Высокий средний возраст
  • Позднее средневековье

Произведения кардинала Пьера д’Айи, испанского богослова-томиста Раймунда ди Себунда и др. эзвестный памятник деятельности инквизиции «Молот ведьм» Дж. Инститориса и Дж. Шпренгера представлен изданием типограф Нюрнберга Антон Кобергер 1496 год. Работа Аврелия Августина, изданная Christian OK. 1475 г в Кракове, это один из первых памятников польской печати.

  • Полное собрание сочинений Уильяма Оккама
  • Гуманистическая литература
  • Иллюстрированная книга Бартоломео Платина «Биография Папы», изданная Антоном Кобергером в Нюрнберге в 1481 году и др.

Как добраться и другая информация о музее

Государственный музей истории религии находится по адресу: Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 14. Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская».

Музей открыт с четверга по понедельник с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00); Вторник с 13:00 до 21:00 (касса до 20:00). Среда — выходной.

  • Телефон: +7 (812) 315-30-80
    Санкт-Петербург. Государственный музей истории религии. Почтамтская улица. Фото: Петербург23

Метро

Ближайшие станции находятся в пешей доступности (15-20 минут пешком). Ближайшая станция — Адмиралтейская. Чуть дальше — входы сразу на три станции: Спасская, Садовая, Сенная. Также можно пройти пешком от станций «Невский проспект» или «Гостиный двор» — они самые дальние.

Наземный транспорт

В 5 минутах ходьбы от Музея истории религии, на Большой Морской улице, находится автобусная остановка «ДК Связи»: авт. 3, 22, 27. На Конногвардейском проспекте находится остановка «Почтамтский переулок». Автобусов нет. 70 остановитесь на этом; троллейбус н. 5, 22; маршрутка n. 169, 306.

К сожалению, возле здания музея нет больших парковок, машину придется оставить на обочине дороги или искать место для парковки на ближайших улицах. Поэтому, если очень хочется поехать на машине, лучше всего заказать такси. Это можно сделать через Яндекс. Такси, Убер, Таксовичкоф, Конкорд, Лаки, Гетт, Максим.

Режим работы Музея истории религии

Музей истории религии в Санкт-Петербурге открыт ежедневно, кроме среды.

Время открытия:

  • Четверг — понедельник: вход в музей с 10:00 до 18:00, постоянная экспозиция — с 10:00 до 17:30, кассы — с 10:00 до 17:00.
  • Вторник: вход в музей — с 13:00 до 21:00, кассы — с 13:00 до 20:00.

Понедельник, четверг – воскресенье

  • Постоянная экспозиция: с 10:00 до 18:00
  • Временные выставки: с 10:00 до 17:00
  • Касса: с 10:00 до 17:00

Вторник

  • Постоянная выставка: с 13:00 до 21:00
  • Временные выставки: с 13:00 до 20:30
  • Касса: с 13:00 до 20:00

Выходной день

  • Среда

Стоимость билетов в Музей истории религии в 2021 году

Стоимость входного билета зависит от гражданства посетителей и привилегированного статуса, поэтому, пожалуйста, принесите свои документы перед посещением.

  • Взрослые (граждане РФ и стран ЕАЭС) — 300 рублей; другие категории — 300 руб.
  • Детям и школьникам до 18 лет — бесплатно.

Экскурсии

Музей истории религии предлагает разные виды экскурсий:

  • для постоянной экспозиции — панорамная, тематическая, выходного дня, вечерняя (вторник);
  • по фондам открытого архива — «Масонское собрание», «Японское собрание», «Собрание западноевропейской живописи», «Собрание русской живописи», фонды научной библиотеки музея;
  • пешеходная экскурсия по Санкт-Петербургу — «Святыни Смоленки», «Дацан Гунзэчойней», «Храмы Невского проспекта», «Никольский Морской собор», «Шалом, синагога;
  • автобусные экскурсии по храмам и святым местам Северной столицы;
  • Музейная мастерская включает в себя экскурсию по залам музея истории религии, а также творческую составляющую (мастер-класс, на котором можно сделать сувенир ручной работы).
Источники

  • https://peterburg.center/ln/poseshchenie-muzeya-istorii-religii-v-peterburge-layfhaki-vpechatleniya-svyatyni.html
  • https://proreligiu.club/muzei/sankt-peterburg/istorii-religii.html
  • https://wiki2.org/ru/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12527
  • https://peterburg.center/maps/muzey-istorii-religii.html

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга