История освещения Петербурга
Первая иллюминация в городе появилась 23 ноября 1706 года. В этот день русские праздновали победу в битве при Калише. С этого дня во время праздников зажигали фонари. Петр I подписал указ об уличном освещении в 1718 году. Произошло это на 12 лет раньше, чем в Москве (1830г.).
Осенью 1720 года возле Зимнего дворца были установлены четыре масляных фонаря по проекту архитектора Жана Батиста Леблона. Их прикрепляли к столбам с нарисованными полосами. Вот уже 130 лет улицы Санкт-Петербурга освещаются такими фонарями.
До наших дней сохранился один из самых старых фонарей, который действует до сих пор. Он расположен во дворе Эрмитажа.
Согласно легенде, подружки невесты императрицы выражали ему желание и, чтобы оно сбылось, несколько раз обходили его вокруг.
К 1723 г на центральных улицах Петербурга уже горело 595 фонарей. За ними последовали 64 фонаря. Они начали зажигать в августе и закончили в апреле. Санкт-Петербург — первый город в России, в котором установлено регулярное уличное освещение.
Ближе к середине 18 века фонари начали заправлять керосином, а в 1819 году уже спиртом.
Электрические лампы в фонарях на Литейном мосту зажгли в 1879 году по проекту архитектора. Ц.А. Кавос и искупался. Позже их установили на пл. Островского.
Электрические фонари на Невском проспекте горели в 1880 году. Они горели на участке от Б. Морской улицы до реки. Фонтанка. К 1918 году все улицы города уже были освещены электричеством.
Фонари Санкт-Петербурга считаются самыми красивыми в мире. Вечером, когда они загораются, город просто преображается. В этом большая заслуга Фельтена, Монферрана и Растрелли. Фонари Санкт-Петербурга стали визитной карточкой города.
Уличный фонарь: начало
В первые годы своей истории Санкт-Петербург освещался исключительно по праздникам с помощью масляных фонарей, которые больше напоминали огни кораблей. В остальное время ночная тьма освещалась только редкими огоньками уличных фонарей, которые носили прохожие.
Петр I мечтал по-настоящему осветить город. Во время своего первого заграничного путешествия в 1697 году он увидел фонари на улицах Амстердама, Берлина, Лондона и Вены и был поражен одной идеей.
В 1720 году стекольный завод в Ямбурге (ныне — Кингисепп) изготовил стекло для так называемого «макетного фонаря», установленного возле второго Зимнего дворца. По описаниям очевидцев, это было настоящее произведение искусства: к тумбе был прикреплен четырехгранный пирамидальный деревянный ствол, украшенный резными деталями, а наверху располагалась световая камера с толстым расплавленным стеклом.
Образы «образцового фонаря» не сохранились, но на Одесской улице можно увидеть реконструкцию легендарного фонаря.
Петр одобрил «образцовый» вариант, и по его образу был создан еще 141 фонарь. Правда, вскоре выяснилось, что на изготовление таких ламп было потрачено слишком много денег: до 26 рублей каждая (годовая зарплата петербургского экскаватора за минуту). Поэтому было решено делать фонари в голландском стиле. Конструкция была значительно упрощена, от мебели отказались, а цельное стекло заменили стеклом, армированным стекловолокном. Цена такого фонарика составляла 5 рублей.
Стоит отметить, что и «образцовые», и «голландские» фонари давали очень мало света: они не освещали полностью дорогу, а лишь скромно отмечали ее в темноте. Но это было уже революционно. Кстати, под такими фонарями нужно было ходить осторожно: иногда на прохожих падали капли кипящего масла.
Николай Гоголь, «Невский проспект»:
«Все равно счастье, если тебе сойдет с рук тот факт, что он (фонарь) зальет твой денди сюртук вонючим маслом…»
Обслуживание фонарей в то время выполняли копейщики — офицеры полиции низшего звена. Они наполнили лампы конопляным маслом, зажгли фитили с наступлением темноты и потушили огонь через пять часов. Кроме того, в их обязанности входила очистка стекла от копоти.
Слово «лампа-лампа» в петровскую эпоху означало «человек, несущий фонарь». Людей, отвечающих за обслуживание фонарей, называли «воспламенителями».
Императрицы-осветительницы
После смерти Петра I в 1725 году фонари перестали зажигать. Деревянные постройки пришли в упадок и разрушились, а то, что от них осталось, сгорело во время пожаров 1736 и 1737 годов.
К вопросу об освещении города вернулись только во время правления Елизаветы Петровны, вступившей на престол в 1741 году. Масляные фонари того времени представляли собой выдувные очки в форме яйца, которые крепились на хитроумных металлических скобах.
При Елизавете Петровне освещались только центральные улицы.
Дело продолжало набирать обороты при Екатерине II. Он отказался от сложных форм и экстравагантных силуэтов в пользу строгости и функциональности. На факелы требовалось меньше денег, а также сокращалось время, необходимое для их обслуживания. В результате к концу 1780-х годов в городе насчитывалось около 3000 уличных фонарей, а в штате полиции появилась специальная бригада уличных фонарей.
Правление Екатерины стало эпохой не только Просвещения, но и Просвещения.
На рубеже XVIII и XIX веков производство стекла в России значительно увеличилось. Плоское стекло стало намного дешевле, что привело к еще большему увеличению количества светильников. В 1803 году их было уже около 7 тысяч.
«Пионеры» уличного освещения
Кстати, именно в Санкт-Петербурге уличные фонари впервые появились в России. Их «присоединение» к столице связано с очень памятной для нашей Родины датой — 23 ноября 1706 года. В этот день молодой город на Неве праздновал победу русских войск над шведами под Калишем. И именно тогда по приказу Петра I на фасадах четырех домов у Петропавловской крепости укрепили фонари, чтобы «зажигать их в великие праздники». Давайте будем честными, эти ранние фонари по своей конструкции очень напоминали простые корабельные фонари.
Первую конструкцию постоянного фонарного столба разработал француз Жан-Батист (нет, вовсе не Мольер) Ле Блонд в 1718 году. И четыре фонаря из него появились на набережной Невы, напротив Зимнего дворца. Но здесь развитие петербургских уличных фонарей «началось» гораздо быстрее. В 1720 году появилась новая модель фонаря. А через три года на улицах Петербурга установили 595 фонарей (к концу века их количество увеличится до 3400). Но они все еще были жирными. И они не только слабо горели, но и имели опасную привычку брызгать каплями горячего масла на прохожих. И как жаловался Н.В. Гоголь в рассказе «Невский проспект», «все равно счастье, если тебе сойдет с рук то, что он (фонарь) залил твой денди сюртук вонючим маслом»…
На пути к «свече» П. Н. Яблочкова
С 1821 года в Петербурге появились первые газовые фонари, однако параллельно по-прежнему применялись как масляные, так и спиртово-скипидарные. С 1863 года появились и керосиновые лампы. Эра электрических фонарей наступит только в конце века. В 1879 г на новом Литейном мосту через Неву зажгли 12 электрических фонарей: «свечи» П. Н. Яблочкова были установлены на светильниках архитектора Ц. А. Кавос. А 30 декабря 1883 года 32 электрические лампы зажгли Невский проспект со стороны Большой Морской улицы на Фонтанке.
Через год на близлежащих улицах появилось электрическое освещение. В начале 20 века все главные улицы столицы были освещены электричеством. Опять же, надо признать, что из 13 950 петербургских фонарей, горящих на улицах города в начале Первой мировой войны, только часть ламп была электрическая. Только в середине 1930-х годов с улиц Петербурга ушли керосиновые и газовые фонари.
Музей фонарей под открытым небом
В Санкт-Петербурге Одесскую улицу оживляет интересная статуя — памятник Зажигательнице XIX века. Место для скульптурной композиции выбрано не случайно. Именно здесь начали производить первые электрические осветительные приборы.
Первый электрический фонарь создал известный изобретатель Александр Николаевич Лодыгин. Его лабораторная лаборатория располагалась рядом с нынешним памятником, и именно там проводились испытания.
Как зафиксировано в исторических документах, он пришел с одесской улицы Петербурга, где в 1873 году впервые были включены электрические лампы Лодыгина, электрический свет, который назывался «русским», разошелся по миру.
Ирония памятника заключается в том, что в результате этого изобретения уличные фонари по всей стране вышли из строя. Первые фонари, появившиеся на улицах Петербурга при Петре Великом, работали с маслом, затем с керосином.
Профессия фонарщика была введена в 1720 году, когда в столице появились фонари. Уличные фонари окружали десятки уличных фонарей, чтобы очистить их от копоти, поменять фитили и заправиться. И эта профессия была очень почетной.
Однако следует отметить, что с появлением электричества масляные фонари все еще освещали окраины города до 1930-х годов.
На Одесской улице перед пешеходами появляется бронзовая бородатая фигура рабочего. В образе воссоздан типаж фонарщика, характерный для представителей этой профессии Петербурга XIX века. Он носит типичную одежду — длинный плащ и ботинки, на голове — фуражку с высокой тесьмой, на которой можно увидеть надпись, подтверждающую его карьеру.
Скульптурный фонарщик не загораживает тротуар, что говорит о скромности персонажа. Возникает ощущение, будто вы боитесь мешать движению прохожих. В конце рабочего дня изрядно уставший рабочий отдыхает немного подальше, опираясь всем телом на забор и одной рукой держась за лестницу, а другой придерживая пустой масляный бак. Его глаза полны печали, взгляд выражает отчаяние.
Открытие памятника состоялось в день основания города в 1998 году. С тех пор Одесса стала своеобразным связующим звеном между прошлым и будущим, своеобразным символом научно-технического прогресса. Скульптура фонаря, старинные фонари на различных творческих колоннах и 2 памятные доски, объявляющие об инновациях в области электротехники, составляют скульптурную композицию Музея уличных фонарей. И это один из самых бесплатных и интересных музеев Санкт-Петербурга.
Шесть выставочных фонарей освещают не улицу, а то, как они ее украшают, погружая прохожих в далекое прошлое. Скульптурный ансамбль собирает вокруг себя множество людей, ведь по городу распространился слух, что фонарщик приносит удачу. Существует такое поверье, что если натереть ему сапоги, четко сформулированные желания сбудутся. Поэтому сапоги фонарщика всегда отполированы до зеркала. И всех, кто их зажигает, ждет светлое будущее.
Магия петербургских фонарей
Что еще более важно, петербургские фонари с первых дней своего появления позиционируют себя как декоративный элемент. Это действительно одни из самых красивых фонарей в мире.
И это неудивительно, их создавали известные и замечательные мастера. Карл Рахау — автор декоративных фонарей у Александровской колонны на Дворцовой площади, Б.Ф. Растрелли.
Фонари, выполненные по эскизам Карла Ивановича Росси, расположены перед Елагиным дворцом и Пушкинским драматическим театром, на Иоанновском, Театральном, Большом и Малом Конюшенном мостах.
Выдающийся мастер пушкинской эпохи — скульптор П.П. Соколов создал фонари для Банковского, Львиного и Египетского мостов. Создатель скульптуры на Аничковом мосту Клодт создал фонари для Исаакиевской площади, которые украшают ее до сих пор.
Все архитекторы, скульпторы, инженеры, ставшие авторами петербургских фонарей, неисчислимы. Среди них были: Ю. М. Фельтен, П. П. Базин, И. Н. Борисов, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, Л. А. Ильин и многие-многие другие.
Каждый фонарь в Санкт-Петербурге — это отдельный шедевр, неповторимое произведение искусства. Именно поэтому Северную столицу называют музеем под открытым небом. Именно поэтому фонари в городе на Неве часто попадают в объективы фотографов даже днем. Потому что все они настолько красивы, что хочется запечатлеть их как фотографию блестящего Петербурга.
Мост Ломоносова
Морские коньки с золотыми копытами, хвостами и гривами вот уже столетие держат четыре фонаря на мосту Ломоносова. Но изначально живности здесь не было: поразительные фонари засветились на Фонтанке только в начале ХХ века, через полтора века после открытия моста.
Коньки с рогами, больше напоминающие единорогов, были изобретены в 1915 году архитектором Иваном Фоминым. Мост был освещен по его проекту: у входов были воздвигнуты четыре гранитных обелиска, на каждом из которых висел граненый фонарь.
Но морские коньки прожили недолго: во время блокады мост сильно пострадал от артиллерийских обстрелов. Чугунные перила, гранитные парапеты и фонари достались Фонтанке.
От обелисков ничего не осталось. Восстановление утерянных ламп началось в 1949 году и продолжалось несколько десятилетий.
Площадь Островского
Площадь расположена в центральном районе Санкт-Петербурга, где сходятся Малая Садовая улица, Невский проспект, улица Архитектора Росси и Крылов переулок.
На площади расположены памятники истории и культуры федерального значения: Александринский театр, Российская национальная библиотека, Аничков дворец, памятник Екатерине ΙΙ, здание Министерства образования и Дирекции Императорских театров на улице Зодчего Росси, здание кредитной компании города Санкт-Петербурга.
Площадь Островского — творение блестящего ума выдающегося архитектора Карла Росси. Несмотря на то, что К.И.Росси не удалось реализовать всю идею, ансамбль площади Островского остается одним из высших достижений русского городского искусства. В составе исторической застройки в центре Санкт-Петербурга площадь внесена в Список всемирного наследия.
На площади испытали первые электрические уличные фонари. С дворцового моста сюда перенесли четыре уличных фонаря, на которых установили электрические фонари. По донесению П. Н. Яблочкова, с 17 апреля на 2 мая 1879 г здесь одновременно с газовым освещением горело электрическое освещение. А с 22 до 24 часов публике было показано мгновенное включение и выключение четырех электрических фонарей, предупреждающих свистком. Зрители выбрали один из пяти образцов фонарей, установленных на площади. Это был конический светильник, расположенный на углу площади и Невского проспекта.
Банковский мост
Знаменитый Банковский мост освещают четыре златокрылых льва с свисающими с их голов фонарями. Автор — признанный скульптор Павел Соколов, который также украшал Львиный мост.
Львы «приземлились» на Банковском мосту вскоре после его постройки в 1825 году. С тех пор они не раз подвергались реставрации. «Живые» светильники отреставрировали после Великой Отечественной войны. Позже, в шестидесятых, восьмидесятых и девяностых годах их крылья были позолочены.
Очередная реструктуризация, свидетелями которой стали львы, произошла в 2007-2009 годах. Правда, новой позолотой скульптура хвасталась недолго: как только реставрация была закончена, золото с крыльев соскоблили.
В 2011 году скульптуры чуть не попали в канал Грибоедова: обрушилась часть набережной. Чтобы спасти каменных животных, их пришлось прятать под защитными капюшонами.
Секрет красоты петербургских фонарей
Самое главное в истории уличного освещения Северной столицы — это то, что петербургские фонари практически с первых страниц своей биографии претендовали на звание «самых красивых» в мире. Почему? Потому что их создали необыкновенные, прекрасные мастера. Так, например, Карл Рахау является автором декоративных фонарей Александровской колонны на Дворцовой площади, а знаменитый фонарь у входа в Зимний дворец предположительно принадлежит Б.Ф. Растрелли.
Светильники, выполненные по эскизам Карла Ивановича Росси, расположены перед Елагиным дворцом, напротив Драматического театра им. Пушкина, на Иоанновском, Театральном, Большом и Малом Конюшенном мостах. Скульптор П.П. Соколов, выдающийся мастер пушкинской эпохи, создал фонари для Банковского, Львиного и Египетского мостов. Фонари создателя лошадей Аничкова моста П. Клодта до сих пор украшают Исаакиевскую площадь.
Сколько еще талантливых архитекторов, скульпторов, инженеров, авторов великолепия петербургских фонарей? Ю. М. Фельтен, П. П. Базин, И. Н. Борисов, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, Л. А. Ильин и многие-многие другие, участие которых в создании этих элементов архитектурного облика северной столицы сегодня нам просто неизвестно.
Вместо послесловия
Сегодня мы гуляем по вечернему Петербургу, и буквально каждый наш шаг сопровождает и освещает своим мягким и теплым светом более полутора тысяч различных уличных фонарей, в том числе «исторических», уже ставших полноценными элементами внешнего вида архитектурный город. Кстати, именно фонарики почему-то очень часто попадают в объектив фотографов, причем в дневное время, потому что они всегда хороши, вне зависимости от времени года и дня, потому что умеют сохранить свои гордое спокойствие на фоне повседневной городской суеты и вечно торопливое место где-нибудь в Петербурге.
- https://zen.yandex.ru/media/id/5ca322813aaf7b00b2c2ee26/starinnye-fonari-sanktpeterburga-istoriia-osvesceniia-goroda-5ccc433b3e66cc00af04bdeb
- https://KudaGo.com/spb/news/da-budet-svet-istoriya-ulichnogo/
- http://www.cityspb.ru/blog-746922/0
- https://peterburg.center/story/samye-interesnye-fakty-o-fonaryah-v-sankt-peterburge-iskusstvo-ulichnogo-osveshcheniya.html
- https://www.visit-petersburg.ru/ru/route/183/