Аничков дворец в Санкт-Петербурге: история и обзор интерьеров с фото

История

Строительство дворца началось в середине 18 века, когда императрица Елизавета взошла на престол в результате дворцового переворота. В те годы этот район был окраиной Петербурга, а Невский проспект был просто поляной. Поэтому дворец, который задумывался как украшение на въезде в столицу, располагался напротив главного входа в реку Фонтанку, из которой был прорыт канал с портом во дворец, а ничтожный в те времена Невский сохранился на стороне здания.

Проект здания в стиле барокко разработал Михаил Земцов, а после его смерти строительство дворца завершил Бартоломео Растрелли. Вокруг дворца разбили сад с цветочными клумбами и фонтанами.

Елизавета подарила завершенный Аничков дворец своему любимцу Алексею Разумовскому. После его смерти здание перешло к его брату Кириллу, но вступившая на престол Екатерина II купила дворец, а также подарила его своему фавориту, графу Григорию Потемкину. К подарку добавили 100 тысяч рублей на благоустройство дворца. На эти деньги был перестроен Аничков дворец в стиле классицизма: он приобрел более строгий вид, исчезла украшенная лепнина, а гавань наполнилась.

В конце 18 века дворец был снова куплен во владение правящей семьи, и была предоставлена ​​императорская канцелярия, а архитектор Кваренги построил два отдельных здания перед дворцом. В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре, великой княгине Екатерине Павловне, а спустя годы, после его отъезда, здание было снова выкуплено казной, чтобы стать свадебным подарком будущему императору Николаю I архитектор Росси отреставрировал дворец, а также построил арочное «служебное здание», пару садовых беседок и ограду вокруг дворцового сада.

В 1841 году Аничков дворец стал свадебным подарком сыну Николая Александру II, а четверть века спустя его снова подарили на свадьбу будущему Александру III, который со стороны площади обнес здание белой стеной, опасаясь террористов. После его смерти во дворце жила овдовевшая императрица Мария Федоровна.

После революции в Аничковом дворце на короткое время открыли музей древнего Петербурга, но уже в 1925 году его закрыли

Создание Аничкова дворца

Заказчиком новой императорской резиденции стала дочь Петра I, вступившего на престол в 1841 году, Елизавета Петровна. Дворец строился 12 лет (1741–1753). Задача здания заключалась в украшении въезда в Петербург. В то время набережная, на которой расположено здание, считалась городской периферией.

Фото 19 века

Постройка, расположенная в открытом поле, имела значительные размеры. Гости приезжали в основном по воде, поэтому главный вход выходит на Фонтанку. Недалеко находится Аничков мост, давший дворцу название.

Дизайн здания был разработан архитектором Михаилом Земцовым. Строительство завершил Бартоломео Растрелли. Каменные комнаты, построенные в форме буквы H, выглядели элегантно из-за нечетной этажности. Центральную трехэтажную часть и боковые флигели, увенчанные куполами, соединяли двухэтажные переходы. Завершил ансамбль роскошный парк с беседками, фонтанами, скульптурами и беседкой. Смена собственника сопровождалась реконструкцией здания и реконструкцией парковой зоны.

Название дворца

Некоторые думают, что Аничков дворец и мост названы в честь женщины. Фактически они получили свое название от подполковника-инженера, который командовал батальоном, построившим на этом месте первый деревянный мост в 1716 году по приказу Петра I. Звали его Михаил Осипович Аничков. Позже мост несколько раз перестраивался, но название сохранилось и впоследствии перешло к дворцу.

Хозяева в разные годы

За два столетия дворец менял владельцев. В знак любви и признательности императрица подарила его своим фаворитам. Елизавета Петровна подарила дворец графу Разумовскому, Екатерина Великая — Григорию Потемкину. Дворец принадлежал императорам Екатерине II, Николаю I, Александру I и Александру III. Александр I подарил дворец своей сестре, а затем брату.

Павильон здания

Представители королевской семьи получили его в качестве свадебного подарка. В 19 веке Аничков дворец был резиденцией Александра III. Император, страстный коллекционер картин, основал в Аничковом дворце свой музей. Собранная коллекция составляет основу Государственного Русского музея. Император лично организовал для детей ледяные горы и каток и с удовольствием с ними играл. Балы, проводившиеся во дворце, стали для короля наказанием. Тепло поприветствовав гостей, он удалился в свой кабинет.

Последняя хозяйка

После смерти Александра III его жена, вдовствующая императрица, осталась в Аничковом дворце. Расходы на его содержание покрыл его сын Николай II.
В 1897 году здесь впервые был показан кинематограф. А с 1899 года в здании действует школа, в основном для детей служащих. Последнее знаменательное событие императорской семьи Аничков дворец «увидел» в 1914 году: брак княгини Ирины Александровны с князем Феликсом Феликсовичем Юсуповым.
На этом закончилась «царская летопись даров» Аничкова дворца. Затем началась совсем другая эпоха — советское время.

Кабинет Его Императорского Величества

С 1794 по 1809 год в Аничковом дворце находился отдел, хранивший все личные вещи императорской семьи. Екатерина II учредила там отдельную канцелярию статс-секретарей, чтобы они занимались только ее делами. Например, разрешались петиции и прошения, адресованные императрице.
В 1803–1809 годах для Кабинета напротив дворца были построены два особых отдельных двухэтажных здания в форме буквы «П». Строительство вел архитектор Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Оба здания он построил в стиле зрелого классицизма. Единственным недостатком было то, что новостройки закрывали вид на дворец со стороны Аничкова моста. В 1811 году оба здания были расширены за счет пристройки сбоку от здания и официально переданы во владение Кабинета министров, куда все сотрудники перешли на работу.

История свадебных царских подарков

В 1809 году император подарил Аничков дворец своей сестре Екатерине Павловне. Во время его пребывания любимая сестра императора внесла некоторые изменения в интерьер здания, несколько комнат были перепланированы в стиле классицизма. Отделкой занимался архитектор Луиджи Руска. Кроме того, он построил несколько новых зданий для дворцовых служб и конюшню. Ожидалось, что все это будет стоить 154 272 рубля, но на самом деле было потрачено 410 997 руб. От работ Луиджи Руска до наших дней во дворце сохранились 2 интерьера: Бальный зал и Большая столовая.
Брак Екатерины Павловны с князем Георгием Петровичем Ольденбургским продлился недолго. Он умер в 1812 году и в 1816 году снова женился на наследном принце Вильгельме Вюртембергском, с которым познакомился во Франции. В том же году он взошел на престол. Этот брак тоже продлился недолго: в 1819 году Екатерина Павловна умерла. Что касается дворца, то в 1812 году он серьезно пострадал от пожара. Потери исчислялись сотнями тысяч.
В 1816 году дворец был куплен казной в связи с отъездом хозяина в Вюртемберг за 2 миллиона рублей. В 1817 году здание снова стало свадебным подарком: Николаю Павловичу с Александрой Федоровной (урожденной принцессой Прусской Шарлоттой). Реконструкция здания по вкусам новых владельцев велась Карло ди Джованни Росси в течение 3 лет: с 1817 по 1820 год. В этот период были построены служебное здание и два новых садовых павильона, церковь была перенесена в церковь верхний этаж северного крыла. Он освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского. Некоторые интерьеры дворца были изменены: танцевальные и музыкальные залы, комнаты с белыми и желтыми колоннами, диван, кабинет, спальни и будуар. Благодаря Карло Росси Аничков дворец стал единым целым. Здесь перекрашивали потолочные светильники, стены обшивали дорогими тканями или выкрашивали мрамором. Во многих комнатах установлены новые камины, печи, люстры, мебель. Все это было сделано по чертежам архитектора.
Но самое главное, что было сделано за эти 3 года — приведен в порядок сад, который перепланировали, немного уменьшили, очистили от ненужных построек и включили в ансамбль Театральной площади (ныне площадь Островского) по проекту Карло. Сам Росси. В 1818 году сад был отделен от площади кованой решеткой со стрелами и золотыми гирляндами.
Одноэтажные садовые беседки выглядят как монументальные постройки. Длина одного — 7,3 метра, другого — 20,7 метра. Их фасады примечательны: главный и боковые, выходящие на город, отличаются строгостью и величием, а обратные фасады зданий более скромны. Внутри павильонов были большие залы с колоннами, лепными панелями и живописными плафонами. Вскоре после этого их внешний вид изменили, добавили больше окон и дверей, убрали некоторые скульптуры.
Николай I продолжал активно использовать Аничков дворец даже после восшествия на престол. Здесь он жил со своей семьей во время Великого поста и в 1837 году, когда Зимний дворец был восстановлен после пожара, проводились придворные танцы и роскошные вечеринки, хранились некоторые из его коллекций. В 1830 году после заключения мирного договора с Турцией прошел грандиозный бал-маскарад.
В 1841 году Аничков дворец был подарен императором своему сыну Александру Николаевичу для брака с княгиней Марией Александровой (до замужества — Максимилиан Вильгельмина Августа София Мария д’Ассия и дель Рено). Здесь прошло практически все детство будущего императора, поэтому в интерьер не было внесено существенных изменений. Но в 1850-е годы в жилищном строительстве произошли серьезные изменения в связи с устройством водопровода и канализации. Руководил работами русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В 1855 году, после смерти Николая I, Аничков дворец был назван в его честь — «Николаевский», но новое название не прижилось.
В 1865 году во дворце снова начались отделочные работы для цесаревича Николая Александровича. Этим занимался архитектор Эрнест Иванович Гиберт. Но вскоре работы были остановлены из-за его неожиданной смерти в Ницце.
В 1866 году Александр II подарил Аничков дворец своему сыну Александру Александровичу на свадьбу с датской принцессой Марией Федоровной (урожденной Марией Софией Фредерикой Дагмар или Дагмар), которая ранее была невестой Николая Александровича. Сюда была перенесена библиотека великого князя. Архитектор Эрнест Иванович Гиберт начал обустраивать его в левом крыле здания с окнами в сад, а закончил в 1869 году Ипполит Антонович Монигетти. В результате получился двухуровневый зал в стиле ренессанс с витражами из мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова и нишами в четырех углах помещения: прихожая, камин, потайная комната, лестница на антресоль. Книжные шкафы из светлого дуба, люстры из бронзы. Эта комната сохранилась до наших дней и используется по своему первоначальному назначению как библиотека. Ипполит Антонович Монигетти проработал в Аничковом дворце до 1875 года.
В 1874-1876 годах архитектор Карл Карлович Рахау внес незначительные изменения во внешний вид здания. Он заменил плоский купол церкви византийским. На карнизе возвели колокольню. Кроме того, этот архитектор устроил новый вход в виде крыльца, а прямо над ним — зимний сад с большими окнами.
После восшествия на престол в 1881 году Александр III сделал Аничков дворец своей официальной резиденцией и никогда не переезжал в Зимний дворец. Здесь он не только жил, но и работал. Так как император опасался покушений на свою жизнь, дворец был закрыт со стороны площади белой стеной. В период правления Александра III архитектор Максим Егорович Месмахер занимался некоторыми интерьерами Аничкова дворца.

Особенности интерьеров Аничкова дворца

Многочисленные архитекторы внесли свой вклад в формирование интерьера в целом, создавая неповторимый облик, меняя, дополняя, переделывая. Архитекторы Земцов, Дмитриев, Растрелли отреставрировали и украсили здание.

Фасад был отделан итальянским мрамором, ониксом и травертином (древний камень отделки), лепными и мраморными статуями и позолоченными украшениями.

Интерьер гостиной

Мебель и настенные украшения играют главную роль во внутреннем убранстве Аничкова дворца. Изделия из хрусталя, стекла, фарфора, яшмы создают уют и неповторимый колорит комнат. Украшайте интерьер зеленью в специально отведенных горшках и местах по всей комнате.

Дворец после революции и ныне

После революции под крышей дворца был открыт городской музей, который был закрыт в 1925 году. В 1937 году здесь был организован Ленинградский дворец пионеров, сейчас здесь расположены Дворец творчества молодежи и Аничков лицей.

Олимпиады

В Аничковом дворце находится Олимпийский центр в Санкт-Петербурге, а результаты студенческих интеллектуальных соревнований публикуются на официальном сайте дворца.

«Карнавал»

Современный театрально-концертный комплекс «Карнавал» — главная детская творческая площадка Санкт-Петербурга, открытый в 1986 году на территории Аничкова дворца. Комплекс, входящий в состав Дома творчества молодежи, включает в себя концертный зал на 735 мест, а также репетиционные залы и учебные курсы.

Залы дворца

Во дворце несколько комнат:

  • Бальный зал.
  • Большая столовая.
  • Зимний сад.
  • Оставайся малиновым.
  • Библиотека.
  • Спальня Алессандры Федоровны.
  • Желтая гостиная.
  • Белая гостиная.
  • Кабинет Алессандры Федоровны.

Кабинет Александры Федоровны

Обстановка расставлена ​​по вкусу хозяйки, доброй, но капризной женщины. Здесь отдыхала хозяйка Александра Федоровна, читала, пила чай с мужем, приглашала к столу избранных гостей.

Уютная гостиная наполнена разнообразной мебелью. Стены офиса обиты зеленой тканью, а на полу мягкий ковер, украшенный цветочным узором. В центре свода потолка Кабинета — звездное небо, по краям летающие фигуры двенадцати месяцев в году. Окна задрапированы белыми атласными шторами с бахромой.

Для обогрева кабинета установили мраморную печь, которую украсили вазами, статуэтками, лампами. Кабинет освещали элегантные масляные лампы. Стены украшают картины в позолоченных рамах.

Рабочий стол и диван, изящный подсвечник, зеркало и вазы с цветами, рояль с нотами и ширма, украшенная картинами Илиады, говорили о привычках и вкусах хозяйки. В интерьере много декоративных растений в горшках, вазонах, в частности клумбах.

Лестница

Опочивальня Александры Федоровны

Спальня императрицы использовалась как гостиная, предназначенная для интимных приемов приближенных к хозяйке людей. Здесь императрица отдыхала, принимала гостей и «ела одна». В спальне призналась семья.

Стены спальни задрапированы синим бархатом, украшены шелковой бахромой с кисточками. Обхваченная сверху деревянными розетками ткань свободно ложится на стену, создавая впечатление великолепия. Резные двери украшены позолотой и бронзовыми ручками. Зеркальный свод потолка украшен богато позолоченными растительными орнаментами.

Камин из белого мрамора с деталями из позолоченной бронзы. На каминной полке — позолоченные часы под стеклянной крышкой. На стене перед камином на высоте комнаты зеркало в позолоченной раме. Шторы на окнах из зеленой тафты, подоконники покрыты глянцевым белым французским мрамором. Спальню освещали плоские бронзовые люстры в форме чаш.

В центре спальни — кровать, покрытая синим бархатом и атласным покрывалом. Бархатную покрывало венчала резная корона. Шесть подушек наполнены пуховым одеялом, легким и не боятся воды. Диваны и кресла, обитые синим бархатом, позолочены.

В туалетах — кувшин и миска для хлеба в молотом стекле; чайник из чистого золота, сахарница, кофейник. На резном столе из карельской березы подсвечники, ножницы и зубные щетки. У окна на постаменте стоит ваза из яшмы. Внутреннее убранство венчает цветочный ковер на синем фоне.

Украшение росы

Желтая гостиная

Желтая гостиная — это просторная комната с четырьмя окнами. Мебель симметрично расставлена ​​вдоль стен, задрапирована рельефным желтым бархатом. Окна задрапированы белым атласом, сложенным вертикальными складками. На потолке картины на старинную тематику. Зеркала в золоченых рамах с резным растительным орнаментом. Двери гостиной украшены профилями со вставками из позолоченной бронзы.

На двух мраморных каминах — зеркала в резных позолоченных рамах, миниатюрные позолоченные фарфоровые вазы. В центре комнаты висит хрустальная люстра с бронзовыми рогами. Серия из двух диванов и двенадцати кресел украшена обивкой из позолоченной бронзы. Слегка изогнутые тонкие ножки подчеркивают элегантность мебели. Паркет из четырех пород дерева облагородил интерьер. Здесь проходили ужины и обеды, танцы, маскарады.

Лепнина на потолке

Музей Аничкова дворца и экскурсии

Сотрудники исторического музея проводят экскурсии по дворцу. Самостоятельное посещение дворца невозможно, его можно увидеть только в составе экскурсионных групп.

Для посещения парадных залов Аничкова дворца необходимо иметь при себе сменную обувь или бахилы.

Экскурсии

Экскурсия «Палаццо деи Ре — Палаццо деи Бамбини» включает посещение Зимнего сада, парадных залов, дубового кабинета Александра III и библиотеки, а также Сказочной комнаты, украшенной, как шкатулку, картинами Мастера Палеха. Опытные гиды расскажут вам об истории и современной жизни дворца.

Продолжительность экскурсии для школьников — 1 час, для взрослых — 1,5 часа.

Стоимость экскурсионного обслуживания

  • Студенты и школьники — 80 руб. (необходимо предъявить студенческий билет или студенческий билет).
  • Взрослые — 300 руб

Предварительная запись на экскурсию не требуется, однако каждый пешеходный поток может вместить не более 25 человек.

Стоимость экскурсионного обслуживания для групп (до 25 человек)

  • Школьникам и студентам — 1250 руб. (один спутник может войти бесплатно).
  • Взрослые — 6500 рублей, включая стоимость входных билетов.
  • Иностранные граждане (от 1 до 10 человек) в сопровождении переводчика — 4500 руб. (экскурсии проводятся на русском языке).

Билеты можно приобрести в кассах главного корпуса здания, т.е.в первом корпусе справа от входа в комплекс.

Программа экскурсии меняется, ее необходимо указывать на сайте.

Расписание экскурсии

Экскурсия начинается в 15:00

Продолжительность: 1-1,5 часа

Место отправления: на Невском проспекте, у входа в здание (Невский проспект, 39)

Выставки

В Аничковом дворце проходит выставка «Живое искусство Палеха» (входит в экскурсию).

Интересные факты

Чтобы во времена Елизаветы Петровны было удобно попасть в новопостроенный дворец, от реки Фонтанки до дворца был прорыт специальный канал. Он заканчивался у входа в небольшой порт. Затем они плыли во дворец по этому каналу, и корабли были пришвартованы в гавани. Наверное, это выглядело очень эффектно. Но суть в том, что из-за канала оказалось необычным расположение здания, которое располагалось боком к Невскому проспекту.

При хозяине графе Григории Потемкине, который считал канал старомодным «лайфхаком», его взорвали. Стиль постройки тоже показался новому хозяину очень «грязным». На смену устаревшему барокко пришел строгий европейский классицизм, убрав из здания лепнину и стандартизировав этажность.

Перед главным зданием Аничкова дворца — береза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым. В кружках и секциях Дворца творчества молодежи были заняты известные сегодня петербуржцы. Здесь играли в шахматы Борис Спасский, Виктор Корчной и Марк Тайманов. Основы искусства изучали здесь режиссеры Лев Додин и Сергей Соловьев, оперная дива Елена Образцова и актриса Алиса Фрейндлих.

Свое название дворец получил от Аничкова моста, а который, в свою очередь, назван не в честь какой-либо Ани или Анечки, как можно сразу предположить, обязан своим именем подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, батальон которого дислоцировался во время время Петра Великого для Фонтанки, в т.ч. Аничковая слобода.

Легенды Аничкова дворца

В истории города ходят слухи, что место для Аничкова дворца выбирали вовсе не. Здесь в 1741 году находился Преображенский полк, военные которого помогли Елизавете Петровне осуществить переворот и занять престол.

Существует легенда, что в середине XVIII века в Аничковом дворце поселилась женщина-призрак — некая Белая Дама, совершенно прозрачная и одетая в длинную мантию. Время от времени она появлялась на публике.

Говорят, ее видели в Аничковом дворце в 1837 году. Потом Николай I вошел в него после пожара в Зимнем дворце, где раньше жил с семьей. Именно император встретил эту Белую Даму, которая появилась перед ним, словно из-под земли.

Король хотел было закричать вслух, но холодная рука призрачного незнакомца коснулась его рта, и он начал задыхаться. Белая Дама что-то ему сказала, но из страха не поняла ни слова. Его сын Александр II даже не побоялся поговорить с Белой дамой, которая рассказала ему о следующих трех покушениях на жизнь царя.

До сих пор жива еще одна легенда о покушении на императора Александра II. Прорицатель предсказал императору в Париже, что они попытаются убить его 6 раз, но он останется в живых, и седьмая попытка будет фатальной.

Так и случилось… Но самое интересное, по предсказанию той же гадалки, блондинка с белой вуалью станет для него знаком смерти. Всю жизнь император пытался узнать, кто он такой…

Николай II также поговорил с Белой Дамой, которая сказала, что станет последним российским самодержцем. А потом он исчез навсегда. С тех пор Белую леди никто не видел. Поэтому в наши дни не стоит бояться посещать Аничков дворец.

Источники

  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/22101
  • https://ArchitectureGuru.ru/anichkov-palace-in-st-petersburg/
  • https://peterburg.center/maps/anichkov-dvorec.html
  • https://peterburg.center/story/anichkov-dvorec-istoriya-interesnye-fakty-i-legendy-misticheskiy-sankt-peterburg.html
  • https://www.ulanaspb.ru/ekskursiya-v-anichkov-dvorec.html

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга