Музей железных дорог России, Санкт-Петербург: экспозиция, фото и цены 2021

История

Железнодорожный музей был основан 42 года назад в Ленинграде. 1978 год — это другая страна, и другое название: Центральный музей Октябрьской железной дороги. А также еще один адрес: Литейный проспект. Здесь была выставка, рассказывающая об истории строительства и эксплуатации первых железных дорог в России, о работе магистрали в первых пятилетках, о подвигах железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

Первое десятилетие — это совместные усилия уличных лидеров и любителей истории. Основная задача — консервация и реставрация. 1 августа 1991 года на станции Шушары под Санкт-Петербургом в октябре открылся первый в России Музей железнодорожной техники как отдел Центрального железнодорожного музея.

С годами выставка расширилась, трансформируясь в свою качественную шкалу. 180 артефактов, которые были собраны по всей стране, а также привезены из-за границы.

На рубеже нового тысячелетия музей открыл новую экспозицию на месте Варшавского вокзала Санкт-Петербурга в центре города. Значительные экспонаты были перевезены сюда со стоянки Шушары. Количество посетителей сразу увеличилось.

В 2012 году началось строительство современного здания музея РЖД недалеко от Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. Работы длились пять лет, и 30 октября 2017 года музей был торжественно открыт для посетителей, приуроченный к 180-летию железных дорог. Еще через два года музей получил Гран-при Всероссийского конкурса «Корпоративный музей». За внимание к посетителям он был награжден дипломом конкурса «Европейский музей года — 2019». В начале сентября 2020 года музей РЖД в Санкт-Петербурге стал победителем Международного фестиваля Terres Travel в номинации туристического фильма за видеоролик «На гоночном дроне вокруг музея РЖД», созданный творческой мастерской «Гигарама».

Описание

Площадь новой выставочной площади огромна — 57 тысяч квадратных метров, это больше, чем размер Дворцовой площади. 17 тысяч квадратных метров экспозиции размещены в закрытых залах. Всего собрано 28 000 экспонатов, информацию о многих из которых можно получить с помощью электронных киосков. Кроме того, представлено 38 мультимедийных инсталляций.

Конечно, увидеть такое количество экспонатов в режиме нон-стоп невозможно. Поэтому в музейном комплексе есть кресла, стилизованные под скамейки на перронах. Есть детская комната, где дети могут поиграть в поезда.

Для тех, кто побывал в Локомотивном музее (он находился за бывшим Варшавским вокзалом), отметим, что наиболее интересные находки перенесены из него в новый музейный комплекс. Помимо старого железнодорожного оборудования, считающегося гордостью российской металлообрабатывающей промышленности, здесь есть и новые экспонаты, которых раньше никто из посетителей не видел.

примечательно, что самые популярные объекты (например, паровоз) здесь можно увидеть не только снаружи, но и в разрезе. Вы изучите внутреннее устройство с помощью мультимедийных вставок. То, что гид объяснил вам раньше словами и пальцами, теперь вы увидите наяву.

Взрослые и дети старшего возраста могут попробовать прокатиться на поезде. В музее есть тренажер машиниста поезда, построенный по образцу кабины поезда. Когда вы двигаетесь, коляска и кресло будут чувствовать себя так, как будто они раскачиваются. Всего существует шесть сценариев вождения.

По одной из них, на крыше машины появляются проститутки-подростки. Водитель должен начать тормозить, иначе может произойти авария.

Железнодорожный музей Санкт-Петербурга — это новый современный музей, где вы узнаете о прошлом и настоящем железных дорог. Благодаря использованию мультимедийных технологий познавательный материал интересен и доступен для понимания не только взрослым, но и детям.

Экспозиция

Нет официального маршрута, чтобы увидеть гигантскую выставку; большинство экскурсий начинаются с исторической части. В окнах зрителям предлагается инсталляция о развитии транспорта от античности до наших дней, от первого колеса до скоростных поездов. Есть тележки, детали двигателя и первые прототипы машин. Не обошлось и без знаменитого Черепаловского паровоза, ставшего прародителем массового транспорта.

Суперзвезды выставки — прекрасные локомотивы серий СО, СД, П-36 и другие легендарные модели, созданные на основных заводах Ленинграда, Луганска, Коломны и Куйбышева. Все в идеальном состоянии, и как будто вот-вот издают длинный гудок и аккуратно отъезжают от платформы, набирая скорость. Перед каждым образцом приводится подробное описание функций, лет активного использования и выдающихся результатов.

Особое внимание уделяется пассажирскому и промышленному транспорту. Первый советский тепловоз Щ-ЭЛ-1, чудом сохранившийся, — настоящее украшение залов. Внешне скромные технологии скрывают огромную историю достижений разработчиков и дизайнеров. Рядом находится знаменитый «Крокодил» — электровоз постоянного тока, который уже много десятилетий с 1930-х годов питается на советских трамвайных депо и заводах.

В музее до сих пор не хватает вагонов: их часто перерабатывали, поэтому сохранилось очень мало оригинальных моделей. Сегодня здесь есть грузовые отсеки, бронированные запасные места времен Великой Отечественной войны и даже служебный вагон Китайской железной дороги 1904 г. К сожалению, войти нельзя, но можно оценить инсталляции со скульптурами в натуральную величину.

Современность представлена ​​не так широко, но уникальных экспонатов достаточно. Среди пассажирских локомотивов были экспериментальные электропоезда, курсировавшие между Ленинградом и Москвой до 1989 года, и прототип «Сокол», который так и не был выпущен в массовое производство из-за дороговизны проекта и кризиса 90-х. Есть также пара образцов рельсовых автобусов, которые не торопились гулять по регионам России.

Отдельно стоит упомянуть военную технику, которая из-за своих размеров выставляется исключительно на улице. Настоящий ракетный модуль «Молодец», стоящий на вооружении с конца 80-х годов прошлого века и поставленный Минобороны, вызывает постоянную радость. Чуть в стороне — артиллерийская установка ТМ-3-12, побывавшая на финских фронтах войны: она стала одним из первых экспонатов реконструированного музея.

Постоянные экспозиции

Комната № 1. Зарождение железных дорог России. Здесь представлены макеты, фотографии и другие документы о создании первого Черепановского паровоза, построенного в 1834 году для Уральского завода. На выставке также рассказывается о возникновении первой железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Павловск в 1837 году.

Комната № 2. Строительство моста. Мостостроение было и остается важнейшей отраслью в регионе, поскольку северная столица расположена на островах. На выставке представлены десятки моделей мостов: одни еще находятся в стадии проектирования, другие построены. Выставка особенно интересна для любителей строительства, архитектуры и инженерии.

Павильон н. 3. Подвижной состав. После строительства дороги Санкт-Петербург — Москва начался период активного развития отечественного паровозостроения и автомобилестроения. Макеты и макеты вагонов, паровозов, станций, средств связи того времени — все это можно увидеть в этом зале.

Павильон н. 4. Железные дороги в годы Второй мировой войны. Безусловно, этот трагический период мировой истории наложил свой отпечаток на развитие железнодорожного транспорта. Помимо плана бронепоезда большой интерес представляют документы, описывающие демонтаж железнодорожной инфраструктуры гитлеровцами в годы войны. За это время в нашей стране было разрушено 65 000 км железных дорог и более 4 000 станций.

Павильон н. 5. Строительная и дорожная техника. Это помещение будет интересно любителям машиностроения. Посетители познакомятся с особенностями технологии строительства железных дорог.

Комната № 6. Модель механизированной горки. Экспонат представляет собой действующий макет вокзала с механизированным затвором. Часто на вагонах можно увидеть надпись «холм не спускать» — в этом музейном помещении четко объясняется значение этой надписи, а также назначение таких станций.

Павильон н. 7. Локомотивное здание. Дети очень любят эту выставку; имеется большая коллекция электровозов, паровозов, тепловозов. Среди экспонатов: макеты, чертежи, фотографии, документы и др.

Комната № 8. Вагоностроение. Во время осмотра экспозиции гости музея узнают, как выглядели первые автомобили, и проследят их эволюцию до знакомых нам современных моделей. Кроме того, на выставке представлены модели и фотографии специализированных поплавков — для перевозки живой и жидкой рыбы, ледяных поплавков, самосвалов и т.д.

Кабинет № 9. Организация железнодорожного движения. В зале представлен макет карты России с обозначенными железными дорогами. Здесь также можно увидеть, как выглядит диспетчерский пульт, и узнать подробности процесса управления станцией

Акустическая инсталляция «Звуки железной дороги»

Инсталляция собрана из звуков улицы, шума транспортных узлов, частей поездов, суеты вокзалов, вокзалов, полуостановок. «Мелодия», играющая в медные трубы, задает тон и атмосферу, окутывая посетителя вуалью железнодорожной романтики.

Разрезной паровоз

На помощь придут технология дополненной реальности и настоящая система водоснабжения, установленная рядом с сплит-паровозом Эр 791-81, и расскажет, как заполнялись локомотивы водой, и покажет, как обычная жидкость превращается в силу и энергию движения.

Текущие выставки

Посещение временных выставок возможно по входному билету в музей. Заведение регулярно организует в своих залах тематические выставки, посвященные праздникам или памятным датам: «Гений инженерии», «Трудолюбие все преодолевает», «Иберийский экспресс», «Война, блок, я и другие».

Музей железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга также участвует в акции «Международная ночь музеев» и организует музыкальные фестивали. Следите за новостями на официальном сайте или в музейной группе ВКонтакте.

Фондовая площадка «Пионерский парк»

Помимо залов на Садовой улице, в Музее железнодорожного транспорта есть открытая площадка на станции Лебяжье. Здесь каждый может увидеть настоящую технику. Коллекция состоит из локомотивов разных типов, в том числе самого старого паровоза 1913 года.

Чтобы посетить сайт «Пионерский парк», необходимо оставить вопрос в музее. Лучше всего это сделать по телефону +7 (812) 570-22-51. По мере формирования группы сотрудники музея готовят экскурсию.

Стоимость для организованных групп до 20 человек — 5000 рублей (оплата в здании музея на Садовой). Комбинированные группы: взрослые — 400 руб., Дети от 3 лет — 200 руб. (Оплата на месте). Подробности по телефону или в группе на сайте биржи ВКонтакте.

Как доехать до железнодорожного музея в Санкт-Петербурге

Музей расположен недалеко от Балтийского вокзала, ближайшая станция метро «Балтийская». При выходе из метро следуйте указателям «выход на площадь Балтийский вокзал». Войдя на площадь, поверните налево, пройдите около 50 метров до арки с надписью «Гатчинский двор». Вход в музей находится в глубине гатчинского двора Балтийского вокзала.

Для автомобилистов во дворе Гатчины есть платная парковка, стоимость 150 руб. / Час.

Режим работы музея РЖД в Санкт-Петербурге

С четверга по понедельник музей открыт с 10:00 до 18:00, по средам с 12:30 до 20:30. Посетители могут войти в музей до 17:00.

Вторник — выходной.

Стоимость билетов в Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге в 2021 году

  • На выходных
    • Взрослый — 400 руб
    • Для школьников, студентов и пенсионеров РФ — 200 руб
  • В рабочие дни
    • Для взрослых — 300 руб
    • Для школьников, студентов и пенсионеров РФ — 100 рублей
  • Любительская фото и видеосъемка — бесплатно

Экскурсии в музее железных дорог

Экскурсии в музей железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга

Обзорная экскурсия с посещением Музея железных дорог России

Эта экскурсионная программа отлично подойдет школьникам 1-5 классов. Однако гид может подготовить интересную программу для любого возраста, в том числе для взрослых.

Минимальная группа — 20 человек. В стоимость экскурсии входят согласованные с ГИБДД транспортные услуги, входные билеты и работа гида.

Он начинается с обзорной экскурсии по городу, с остановками возле основных достопримечательностей. Затем — экскурсия по музею с интерактивными программами. Дети узнают историю железной дороги и сделают своими руками тематическую поделку.

Типология: индивидуальный, автобусный и пешеходный.

Продолжительность: 4 часа.

Стоимость: 1400 рублей на человека — один взрослый билет, 1100 рублей — один студент.

Экскурсионное обслуживание

Экскурсии по музею проводятся ежечасно с 11 утра при наборе группы из 5 и более человек. Стоимость участия 100 рублей, вступительный взнос оплачивается дополнительно.

Индивидуальные экскурсии доступны для организованных групп от 1 до 5 человек. Стандартная стоимость 3000 руб., Льготная цена 2000 руб. Входные билеты оплачиваются дополнительно. Экскурсионное обслуживание по сниженной цене возможно для тех же посетителей, которые имеют право приобрести входной билет по льготной цене.

Интересные факты

Мультимедийный центр — предмет гордости разработчиков. Есть современный интерактивный стол, которым может воспользоваться любой посетитель: достаточно выбрать период времени, и модели паровозов и другой техники, существовавшие в те годы, появятся на больших экранах. Также периодически включаются архивные видеоролики — восстановленные и оцифрованные хроники повседневной жизни на вокзалах России.

Железнодорожный музей стал одним из первых выставочных центров в стране, который внедрил технологии дополненной реальности в постоянную экспозицию. На нескольких мониторах были добавлены анимированные исторические фартуки в полный рост. Например, возле одного из поездов можно увидеть трогательную сцену встречи дворянки с царским офицером. В будущем должно появиться больше экранов этого типа.

Десятки манекенов находятся в коридорах неспроста: часто за ними скрываются реальные драмы или истории о забытых профессиях. Молодые люди обязательно прочтут небольшую лекцию о телеграфистах: долгое время они были чуть ли не единственными женщинами, которым разрешалось работать на вокзалах. Рядом находятся кабинеты начальников станции, где проходят активные игры и миссии для детей и взрослых.

Студентам-инженерам и всем заинтересованным посетителям демонстрируется не имеющий аналогов в мире паровоз ЭР-791-81 в масштабе 1: 1. Он был собран в 2012 году на экспериментальной установке, и это единственный пример локомотива в разрезе, который показывает все физические процессы изнутри. Благодаря разноцветным деталям и подсветке четко показан процесс выработки энергии, приводящий поезд в движение.

В музее работает тренажер машиниста поезда. Это практическая трехмерная модель, воссоздающая реальные дорожные ситуации, необходимость остановки, погрузки и разгрузки вагонов. Будущие железнодорожники получают образование по аналогичной системе, но только учащиеся профессионально-технических училищ могли почувствовать себя в шкуре машиниста поезда до открытия выставки.

хорошо осмотреть комнату с моделями не только в начале экскурсии, но и в конце. Пока что две трибуны: огромная по меркам дореволюционной России Царскосельская железная дорога и первая станция во Владивостоке. Обе витрины изготавливаются вручную с участием не только производителей моделей, но и инженеров, поэтому все мельчайшие детали соответствуют реальным прототипам и являются исторически точными.

Видеоэкскурсия по Музею железных дорог России

Источники

  • https://www.kp.ru/russia/sankt-peterburg/places/muzej-zheleznyh-dorog-rossii/
  • https://www.spb-guide.ru/page_21346.htm
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/29647
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12520
  • https://www.spbmuzei.ru/muzej-zheleznyh-dorog-bilety-i-rezhim-raboty

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга