Дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге — фото, описание

Белосельский-Белозерский дворец: история

Этот дворянский особняк появился в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки на рубеже XVIII и XIX веков. Первоначальный облик здания не сохранился, спустя полвека здание было перестроено и приобрело вид, который прославил его и существует до сих пор. Первыми владельцами дворца были представители княжеского рода Белосельских-Белозерских. С тех пор дворец носит их фамилию.

Эта причудливая двойная фамилия появилась еще при императоре Павле I. Поэтому царь решил восстановить утерянную фамилию Белозерские, от которой на самом деле произошли князья Белосельские.

Хозяева дворца

Первой хозяйкой дома была княгиня Анна Белосельская-Белозерская. Представители этого княжеского рода занимали при дворе довольно видное положение. Муж Анны Григорьевны был известным дипломатом и меценатом. После смерти княгини семейное имущество унаследовал ее сын Эспер Александрович.

Дворец в Санкт-Петербурге

Именно Эспер Белосельский-Белозерский решил перестроить дворец в новом стиле. Однако князь не дождался завершения работы и умер от тифа прямо посреди работы. До 1980-х годов дворец принадлежал князьям Белосельским-Белозерским. 19 век, пока следующий владелец, князь Константин, не должен был очистить здание от государства. Причиной тому стало тяжелое материальное положение семьи владельцев.

В 1884 году во дворце поселился член императорского дома великий князь Сергей Александрович. Он был братом нынешнего императора Александра III. Дворец в честь нового хозяина стал называться Сергиевским. Дом оставался собственностью императорской семьи до революции 1917 года.

белосельский дворец фото белозерский СПб

Первая мировая война открыла госпитальную страницу в истории здания. В здании размещался англо-русский военный госпиталь. Военно-медицинское учреждение было открыто при непосредственном участии Британского Красного Креста, а главным врачом стал английский врач Флеминг. Однако судьба госпиталя постигла многие императорские дворцы. Знаменитый Зимний дворец также располагал в своих помещениях военным госпиталем.

Архитектура здания

Автором первой версии здания был известный русский архитектор Федор Демерцов. В основном он работал по заказу военного ведомства: проектировал казармы, типовые военные городки. Построение его работ имело строго классический аспект.

Дворец в Санкт-Петербурге

Спустя пять лет дворец претерпел грандиозную реконструкцию. Проект выполнил известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Штакеншрадер на тот момент уже имел большой опыт строительства дворцов для членов императорской семьи. В частности, в Петергофе много его построек:

  • Загородный дворец Лейхтенберг;
  • Крестьянский дворец;
  • Павильоны Ольгин и Царицын.

Самым выдающимся зданием архитектора считается Мариинский дворец, построенный для дочери Николая I. Сейчас в этом здании находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Штакеншрадер был одним из ведущих придворных архитекторов того времени. Строительство зданий в центре Петербурга требовало высочайших штрафов, поэтому проект дворца был одобрен императором Николаем I.

Для работ Штакеншрайдера была характерна эклектика — гармоничное сочетание разных стилей во внешнем виде здания. Для дворца Белосельских-Белозерских архитектор выбрал стиль необарокко. Внешний вид здания раскрывает черты Строгановского дворца, построенного знаменитым Растрелли в середине 18 века.

белосельский Белозерский дворец

Фасад здания украшают многочисленные колонны. Полукруглые наличники используются в оформлении окон. Такие же изогнутые формы использованы и на фронтонах. Типичный элемент архитектуры барокко — фигуры атлантов, установленные под колоннами зданий. Сделать их был приглашен известный датский скульптор Дэвид Йенсен.

Дворец удачно вписался в архитектурный ансамбль набережной Фонтанки у Аничкова моста. Современники отмечали, что Штакеншрадер совершил «настоящий художественный подвиг», создав этот дворец.

Интерьеры дворца

Однако была и другая сторона медали: дворцовые интерьеры. Если сказать, что современникам понравился вид постройки, то они остались в восторге от ее интерьера!

И действительно, во дворце есть на что посмотреть. Великолепная парадная лестница, встречающая посетителей, создает атмосферу королевской резиденции. Монограммы на ажурных лестницах и великолепные скульптуры однозначно подчеркивают высокий социальный статус хозяев.

Архитектор использовал сочетание стилей рококо и барокко во внутренней отделке, и это взрывное сочетание великолепия и изящества дало выдающиеся результаты.

Интересно! Рококо — это архитектурный и художественный стиль, зародившийся во Франции. Название происходит от французского слова rocaille — ракушка. Это развитие стиля барокко, которое в основном проявило себя как интерьерный стиль. Рококо отличается легкостью линий и дружелюбием архитектурных форм.

Во дворце много комнат, каждая из которых имеет свое предназначение:

  • Парадная столовая — для праздничных вечеров и ужинов; Столовая дворца Белосельских-Белозерских
  • Пинакотека — за красивую княжескую коллекцию европейских шедевров;
  • Дубовый зал — для небольших концертов; Дубовый зал во дворце Белосельских-Белозерских
  • Зеркальный зал — это элегантный танцпол 19 века с отличной акустикой и диапазоном. Зеркальный зал дворца Белосельских-Белозерских

Бежевая прихожая, Золотая малиновая гостиная — в каждой комнате свой индивидуальный образ и единство стиля. Богатство внутреннего убранства дворца действительно впечатляет.

Многочисленные зеркала и витражи, изящные узоры на мраморных каминах и высокохудожественные деревянные панели — все элементы интерьера создают ощущение роскошного отдыха.

Белосельские-Белозерские князья слыли любителями искусства. Они ценили музыку, театр, литературу, и каждый из представителей этой семьи что-то любил.

Заядлые коллекционеры, они собрали прекрасные коллекции картин, фарфора и серебра. Многие из своих приобретений они использовали для украшения помещения.

Новый дворец Белосельских-Белозерских

Этой творческой работой занялся придворный архитектор А. Штакеншнайдер. В 1846 году был завершен проект нового здания в стилизации русского барокко с главным видом на Невский проспект.

В связи с тем, что изменение облика центра столицы требовало высочайшего разрешения, архитектор был вынужден утвердить этот проект императором Николаем I. После разрешения императора началась реставрация: фасады, выходящие на Невский и Фонтанку переделали, построили новые флигели, перепланировали интерьеры. Архитектор использовал весь арсенал стиля барокко, чтобы придать зданию больше величия и значимости.

Интересно! Барокко — это архитектурный стиль, зародившийся в Италии. С итальянского переводится как «причудливый» или «стремление к излишествам». Стиль отличается замысловатыми формами и изящными линиями, которые создают ощущение праздника и величия.

Гармонично сочетая различные пластические формы и линии, он создал запоминающийся облик здания. Изогнутые формы фронтонов и полукруглые полосы, многочисленные колонны и изящные кариатиды: все художественные элементы придают зданию элегантный и престижный вид.

Известный датский скульптор Дэвид Йенсен был призван создать высоких атлантов, поддерживающих колонны. В результате постройка удалась.

Дворец удачно вписался в архитектурный ансамбль Аничкова моста через Фонтанку. Когда он был построен в 1848 году, он сразу понравился современникам. О нем много писали в прессе, сравнивали с величественным итальянским дворцом и называли совершенством. Некоторые считали, что архитектор совершил архитектурный подвиг, воздвигнув этот шедевр.

По внешнему виду обитель князя напоминает Строгановский дворец, возведенный на Невском в середине 18 века блистательным Растрелли. Небольшое сходство, несомненно, присутствует, но это только подчеркивает красоту нового творения Штакеншнейдера, поскольку многие считали его преемником великого архитектора.

Дворец Белосельских-Белозерских в начале ХХ века

В 1884 году Александр III подарил виллу своему брату Сергею Александровичу по случаю его женитьбы на Елизавете Гессен-Дармштадской, впоследствии Елизавете Федоровне.

Они въезжают на виллу и даже вносят некоторые изменения по планам известного архитектора Р.Ф. Мельцера. Дворец стал называться Сергиевским.

Однако вскоре, в 1891 году, владелец дворца получил пост московского генерал-губернатора, и с тех пор супруги время от времени приезжают во дворец.

В 1905 году после покушения на генерал-губернатора Елизавета Федоровна приняла постриг и передала дворец родственнице великого князя Дмитрия Павловича. Новым хозяином дома стала известная личность того времени.

Дворец Белосельских-Белозерских в начале 20 века

Биографический факт! Великий князь Дмитрий Павлович Романов — заядлый автогонщик и автогонщик. Участник Олимпийских игр 1912 года в конных соревнованиях. Высокопоставленный участник заговора против старца Г. Распутина.

Начинается мировая война, и Дмитрий Павлович передает здание англо-русскому военному госпиталю. Пять самых больших помещений отданы под нужды фронта.

После покушения на Распутина, когда заговорщики были схвачены, дворец служил местом их временного «заточения». В 1917 году хозяин дома был изгнан из страны, что спасло ему жизнь. Это один из немногих Романовых, переживших пролетарский террор.

Незадолго до революции виллу купил банкир и предприниматель Стахеев. Однако смелый человек этот Стахеев не побоялся купить особняк с загадочными явлениями.

Легенда! Уже давно ходят слухи, что в окрестностях дворца творится непонятное. Предположительно, люди, находящиеся в непосредственной близости от здания, могут встретиться. Это подтвердил живший неподалеку в то время великий поэт Петр Вяземский. Однажды, дойдя до квартиры, он оказался за столом. Правда или вымысел: можно только догадываться.

Вы также можете спросить себя, куда смотрело «маркетинговое агентство» банкира перед покупкой и сам банкир. Вы толком не видели, что происходит на революционных улицах Петрограда: покупать дома в пролетарском городе пора…

Дворец сегодня

С 2003 года все больше внимания уделяется состоянию дворца Белосельских-Белозерских. Например, последняя масштабная реставрация здесь проводилась в 2015 году. К сожалению, большая часть уникальной коллекции первых владельцев, в которую входили бронза, редкий фарфор и картины, не выдержала проверки временем, хотя общий облик интерьеры хорошо пережили советское время и серьезно не пострадали.

Первое, с чем сталкиваются посетители этого памятника архитектуры, — это изящная парадная лестница, украшенная перфорированными металлическими перилами. Если присмотреться к их золотым аксессуарам, можно увидеть замысловатую фамильную монограмму Белосельских-Белозерских. Поднимаясь, обратите внимание на мемориальную доску, информирующую посетителей о том, что в этом здании когда-то располагалась больница Красного Креста. Слева от лестницы находится Музей становления демократии в современной России. А. Собчак, занимающий пять комнат дворца. Основную часть местной экспозиции составляют агитационные плакаты, листовки и фотографии различных социальных явлений, характерных для России 90-х годов прошлого века.

Помимо музея, для посетителей дворца открыты следующие части здания:

  • Передняя столовая;
  • Фотогалерея;
  • Дубовая комната;
  • Зеркальный зал;
  • Салотти Голд Малиново-Бежевый.

Столовая оформлена в серо-зеленых тонах. Приятный контрастный эффект создает белоснежный лепной орнамент и несколько живописных полотен на стенах комнаты.

К сожалению, художественная галерея дворца потеряла большую часть своих экспонатов. Большая часть полотен была привезена в Эрмитаж в первые годы Советской власти, поэтому сегодня здесь можно увидеть лишь несколько образцов настенной росписи.

Массивные двойные двери галереи открываются в бывшую библиотеку, более известную как Дубовый зал. Главной особенностью этого помещения является обшивка массивом деревянных панелей со встроенными шкафами, а также второй уровень холла, выполненный из резного дерева и оборудованный миниатюрным балконом. Особого внимания заслуживает также оригинальное убранство потолка бывшей библиотеки. Изящное меловое кружево в виде ажурной сетки заметно выделяется на фоне потолков в других комнатах. Кстати, именно в этой части дворца можно увидеть фотографии бывших владельцев здания, а также узнать о газетных вырезках, рассказывающих об истории резиденции.

«Сердце» дворца Белосельских-Белозерских — Зеркальный зал. Традиционный зал в стиле рококо отличается от остальных помещений тем, что оборудован театральной сценой. Большую часть этого зала занимают места для зрителей, которых около 400. Своим названием зал обязан трем большим зеркалам, расположенным слева от входа. Противоположную часть стены занимают три окна, которые точно отражают форму зеркал. Кстати, два из трех зеркал сохранились со времен первых владельцев резиденции, но главная ценность изделий в том, что они сделаны из цельных серебряных пластин. Сегодня в Зеркальном зале проходят самые разные концерты и спектакли.

Во время прогулки по дворцу не поленитесь заглянуть в залы ожидания Beige и Raspberry Gold. Обе площадки принадлежат Первому каналу, поэтому использование фотооборудования здесь строго запрещено, но вы можете сколько угодно разглядывать великолепный дизайн и любоваться элегантностью убранства комнат.

Описание экскурсии

Дворец Белосельских-Белозерских расположен на пересечении главной трассы Санкт-Петербурга, Невского проспекта и наб. Р. Фонтанка. Спроектированный известным архитектором А. И. Стакеншнейдером, он является образцом «русского необарокко». Это отличная отправная точка для знакомства с красотами северной столицы.

Особо следует отметить тот факт, что здесь сохранились оригинальные интерьеры середины-конца 19 века. Гиды чаще всего обращают внимание на помещения второго этажа: Дубовый зал — бывшая библиотека, Художественная галерея, Зеркальный зал, а также парадная лестница и столовая, бежевые и золотые (малиновые.

Включено в экскурсию

  • Авторизованный
    руководство
  • Личное
    менеджер

Расписание экскурсии

Экскурсия начинается в 12:00 по воскресеньям

Продолжительность: 1 час

Место отправления: Невский проспект, 41 (в холле вход ближе к Фонтанке).

Внимание! Экскурсия должна прибыть за 15 минут до отправления.

Стоимость экскурсии

Тип билета и стоимость
Взрослый билет 750 руб
Студенческий билет 730 руб
Пенсионный билет 730 руб
Школьный билет (от 7 до 16 лет) 700 руб

Мифы и легенды

Существует легенда, что в этом месте, на пересечении Невского проспекта и Фонтанки, любой желающий может увидеть своего близнеца. Неизвестно, правда ли это. Но об этом, во всяком случае, упомянул великий русский поэт Петр Вяземский, живший недалеко от этого места и однажды вечером очутившийся в своем кабинете.

Интересные факты

Царская семья во главе с Александром III любила бывать в доме Белосельских-Белозерских. Дамы танцевали весь вечер, а мужчины играли в карты. Особенно любила повеселиться жена императора Мария Федоровна, и, чтобы отвезти ее домой, ей пришлось пойти на хитрость. Под разными предлогами император по одному переманивал музыкантов со сцены. Когда аккомпанемент стих, Мария Федоровна согласилась вернуться домой.

Во дворце постоянно проводились вечера классической музыки. Свои произведения гостям представили многие известные композиторы. Например, можно было услышать произведения Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Иногда среди слушателей можно было встретить самого Петра Ильича Чайковского.

Источники

  • https://spbinteres.ru/dvorec-beloselskix-belozerskix.html
  • https://bezistorii.ru/vidaiuchiesia-mesta/dostoprimechatelnosti/dvorec-beloselskih-belozerskih
  • https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/dvorets-beloselskikh-belozerskikh/
  • https://www.ulanaspb.ru/ekskursiya-vo-dvorec-beloselskihbelozerskih.html
  • https://peterburg.center/maps/dvorec-beloselskih-belozerskih.html

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга