Кунсткамера в Петербурге: билеты, как добраться, экспозиция, фото

Краткая информация

Сейчас полное название Кунсткамеры звучит как Музей антропологии и этнографии Петра Великого. Он подчиняется Российской академии наук. Это первый музей, доступный различным слоям населения, созданный королем.

В идеологии ее создания красной нитью проходила мечта неугомонного реформатора сделать Россию развитой и процветающей страной. По твердому убеждению Петра I, Кунсткамера создавалась не в демонстрационных целях. И как живой организм развивает научные знания в различных сферах жизни человека. Все экспонаты настоящие.

Кунсткамера Санкт-Петербург

Петербургская Кунсткамера привлекает большое количество туристов разного возраста, интересующихся сохранившимися экспозициями и историей ее создания.

История

История
Петр I во время «великого посольства» в 1697–1698 годах осмотрел великие процветающие города Голландии и Англии. Еще я видел заграничные офисы «кунстов», это редкость, чудеса. На страницах дневника, который Петр велел вести, восклицание «Чрезвычайно чудесно!» часто мигает. Есть также запись о новейшей науке анатомии: «Я видел анатомию в кабинете врача: весь интерьер разделен по-разному: человеческое сердце, легкие, почки… Вены, которые живут в мозгу, подобны нитям… «. Петр очень интересовался такими нововведениями, и царь, не жалея, скупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные раритеты. Эти предметы легли в основу «Царского кабинета», а затем Петровской Кунсткамеры — первого в России естественнонаучного музея. Вернувшись в Россию, Петр взял на себя обустройство русского «кабинета раритетов». Приказав перенести столицу России из Москвы в Петербург, Петр приказал также перенести «государевой кабинет». Вся коллекция размещалась в Человеческих покоях Летнего дворца. Помещение по-немецки называлось «Кунсткамера», что означает «кабинет раритетов». Это событие произошло в 1714 году и считалось датой основания музея. Во время своего второго визита в Голландию в 1715-1717 годах Петр посетил музей Альберта Себы. В этот момент у Себы возникла идея продать свою коллекцию русскому царю, о котором он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Савы Петром I, видимо, окончательно разрешил дело, и вся коллекция была куплена и перевезена в Петербург для Кунсткамеры. Коллекция постоянно росла, и было решено построить на стрелке Васильевского острова особое здание: «Палаты Петербургской Академии наук, Библиотека и Кунсткамера». А на время строительства дома перенесите собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикиные комнаты» (ныне ул. Ставропольская, 9). Нынешнее здание строилось с 1718 по 1734 год. Коллекции музея занимали восточное крыло здания, в центральной части располагался Анатомический театр, в башне — Глобус Готторпский (с 1754 года — Великий академик) и обсерватория в западной части — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов. 5 декабря 1747 года, когда библиотека находилась в здании Кунсткамера, вспыхнул пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания. В 1777–1779 годах интерьер украшали 4 аллегорические скульптурные группы, бюсты и медальоны выдающихся ученых (скульптор М. П. Павлов), в 1819–1825 годах — картины (художник Ф. Рихтер). Из-за обилия материалов в 1830-е годы Кунсткамера была разделена на многочисленные музеи: зоологический, этнографический, ботанический, минералогический. В 2020 году Главгосэкспертиза утвердила проект архива Кунсткамеры. Архив должен быть создан на базе недостроенного дома на улице Заповедной.

Здание Кунсткамеры

Он расположен в 2 зданиях: главном корпусе и музейном крыле, пристроенном в 1887 году.

Построен в стиле петровского барокко. Это первое музейное здание в России. Одно из старейших зданий в мире, построенное специально для музея. Венчает Кунсткамеру башня с армиллярной сферой, которая символизирует модель Солнечной системы.

По некоторым слухам, Петр I выбрал место для строительства и его взгляд упал на необычную сосну, экстравагантная часть которой представлена ​​в музее.

Красивое здание в Санкт-Петербурге

Первоначальный проект был разработан архитектором Андреасом Шлютером. Позже он был разработан на основе его рисунков Г. Маттарнови при личном участии Пьетро.

Впоследствии за работами последовали архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Комплекс был завершен в 1734 году архитектором М. Земцовым.

После пожара 1747 года некоторые комнаты были украшены. Сгоревшую деревянную башню отстроили заново только 200 лет спустя. Одновременно он был увенчан знаменитой армиллярной сферой (проект Р.И.Каплан-Ингеля).

Если вы планируете поездку в Санкт-Петербург, то дешевые билеты на самолет можно найти на Aviasales, а билеты на поезд — на Poezd. Если вы предпочитаете путешествовать в турне, мы обычно находим лучшие предложения на Travelata.

Идолы во дворе Кунсткамеры

Двор музея хоть и невзрачный, но таинственный. Содержит идолов, которые, кажется, пронзают вас свирепым взглядом, привезенные из южной Колумбии.

Двор свободный. Просто побродите по музею с двух сторон. Ходят легенды, что в этом дворе нельзя лежать, иначе вас будут преследовать тяжелые наказания. В свое время скульптуры решили переместить и тут же засохли все растения вокруг, чтобы не злить древних богов, их вернули на прежнее место.

Статуя на улице

Статуи перевезли в конце 19 века. Во время транспортировки был сильный шторм, и уцелела лишь небольшая часть экспонатов. Сотрудники музея отказались размещать их в коридорах и вынесли на улицу. Считается, что благодаря магической силе они не пострадали во время войны.

Экспозиция

Кунсткамера в Санкт-Петербурге
Общий фонд музея насчитывает более 1880 миллионов экспонатов. Вещи, представленные на всеобщее обозрение, имеют историческую, культурную и научную ценность.

Тематический отбор тем проводился по 2 основным направлениям:

  • анатомический
  • этнологический

Научные инструменты и модели представляют собой отдельную категорию. К ним относится знаменитый гигантский глобус.

Северная Америка

Выставка редких образцов королевской одежды, ритуальных предметов, снаряжения и элементов быта американских индейцев.

Япония

Эта выставка знакомит с традиционным бытом и ремеслами Японии. Одежда, маски, традиционная японская обувь, изделия для производства шелка, самурайские доспехи — все это сохранилось до наших дней в первозданном виде.

Африка

Другой мир. Такое далекое и неизведанное для жителей нашего края место. Выставка «Африка» в Кунсткамере дает возможность увидеть настоящие предметы для дома, одежду, изделия африканских народов, привезенные экспедициями.

Китай и Монголия

Здесь вы найдете настоящую обитель кочевника из Монголии. Макет юрты воссоздан очень детально. Кроме того, вы увидите одежду, седла, предметы быта монгольских народов, а также традиционные изделия из фарфора, дерева, кости и камня.

Индия и Индонезия

Один из самых богатых разделов музея. Также есть отдельная коллекция резьбы по дереву, составленная из настоящих работ южноазиатских мастеров. Здесь также сохранились старинные маски, кинжалы, выставки кукольного театра и театра теней.

Анатомический раздел

Коллекция музея, которая является его визитной карточкой. Здесь собраны находки с анатомическими отклонениями от нормы. Двуглавый ягненок, сросшиеся младенцы, скелет великана и другие — некоторые были собраны самим императором, а некоторые были куплены голландским анатомом. Петр Великий своим указом буквально обязывал всех жителей России приносить в музей «причудливые прирожденные», «необыкновенные вещи». А тех, кого уличили в их сокрытии, оштрафовали.

Экспонаты Кунсткамеры

Часто можно услышать, что Кунсткамера — это в первую очередь собрание «монстров», «чудовищ» и множества аномалий. Однако такое отношение к музею сложилось только в прошлом веке. На протяжении веков Кунсткамера была местом, где посетители могли увидеть что-то редкое или полностью знакомое, но обычно скрытое от человеческих глаз. Это был музей познания мира и человека, где раскрывались тайны природы, то, что скрыто в недрах земли, на морском дне или высоко в звездном небе.

Большой Готторопский глобус

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Уникальный глобус с двумя сферами был изготовлен в середине 17 века по инициативе герцога Шлезвиг-Гольштейнского Фридриха III. Его главная особенность — моделирование поверхности земного шара (внешняя) и звездного неба (внутренняя). Необычный проект предложил и разработал Адам Олеариус. Планетарный глобус представлял собой огромную сферу (диаметром 3,1 м) с пустым пространством внутри. Поверхность состояла из металлических пластин, скрепленных между собой и обклеенных брезентом. Выше была географическая карта с изображением континентов и океанов.

Внутренняя плоскость напоминала небо, на котором можно было различить созвездия. Особый механизм создавал иллюзию движения небесных тел. Зрители попадали в планетарную камеру через люк. Помещение рассчитано на одновременное пребывание 12 человек. Для удобства посетителей внутри шара установлены скамейка и стол. Общая масса земного шара составила 3,5 тонны.

Он считался самым большим в мире. В честь Готторпского замка, где жил изобретатель, модель получила прозвище Готторп. Глобус был подарен русскому царю Петру в 1713 году. В 1716 году он прибыл в российскую столицу и был помещен в башню Кунсткамеры.

Во время сильного пожара 1747 года гигантский шар полностью сгорел. От оригинальной модели сохранился только люк. Воспроизведением аналогичного экземпляра в 1748-1752 гг. Занимались:

  • Б. Скотт и Ф. Н. Тирютин — механики
  • ИФТрускот — картограф
  • И.Е. Гриммель — художник

Новый глобус планеты установили в отдельном здании и в начале 20 века перенесли в Адмиралтейство. В начале 1940-х макет прибыл в Германию и был возвращен Советскому Союзу в 1948 году. В настоящее время Большой академический (готторпский) глобус экспонируется в 4-5-этажном здании музея Кунсткамеры. Чтобы его увидеть, нужно покупать отдельный билет.

Детский скелет с двумя головами

Одна из самых первых выставок Кунсткамеры. Экземпляр со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции известного голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, созданные по его методике, были известны во всей Европе. В молодости Петр Великий, побывавший с Великим посольством в Голландии, среди прочих достопримечательностей Амстердама посетил свой «кабинет» — и был в восторге.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою значительно расширенную коллекцию, Питер купил несколько тысяч предметов за 30 000 золотых флоринов. Эти предметы (и другие коллекции, приобретенные примерно в то же время) легли в основу коллекции Кунсткамеры.

Готторпский глобус

Это первый «планетарный глобус» в мире: вы можете подняться через специальную дверь и наблюдать изнутри карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса составляет 3 метра, поэтому сидеть в нем удобно. Он был создан по приказу герцога Готторпского Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году следующий правитель герцогства подарил эту игрушку весом 3,5 тонны знаменитому любителю раритетов — Петру Великому, который обрадовался подарку и установил ее в здании Кунсткамеры.

Однако в середине 18 века земной шар сгорел: остался только механический ткацкий станок. Однако вскоре его отреставрировали и назвали по-новому: «Большой академический глобус». В начале 20 века он находился в Царском Селе, откуда был похищен нацистами. В 1948 году глобус вернули именно туда, где его поместил основатель Кунсткамеры.

Ладья небесная

Эта механическая игрушка изображает небесный корабль, на котором божество (сделанное из янтаря) в окружении танцоров и музыкантов (сделанное из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм лодки запускается ключом — корабль движется, а слуги танцуют и играют музыку.

Редкий пример симбиоза между восточным искусством и западной механикой был создан в начале 18 века при дворе маньчжурского императора Канси, в китайской часовой мастерской, возглавляемой миссионерами-иезуитами. Игрушка была куплена в Пекине в 1719-1720 годах, по-видимому, у русского посланника Л.В. Измайлова. Это одна из выставок Кунсткамеры, сохранившаяся со времен Петра Великого.

Палеолитическая Венера

Подобные фигурки из эпохи верхнего палеолита (40–12 тыс. Лет назад) ученые назвали Венерой отчасти в шутку: они мало похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности: важная для родов грудь и ягодицы. Во времена пещер эти женщины пользовались большим уважением.

По одной из версий, палеолитическая Венера — образ богини-предка, символ плодородия; с другой — амулеты или изображения реальных женщин. Этой статуэтке, вырезанной из бивня мамонта, около 21-23 тысяч лет. Он был раскопан на городище Костенки в средней полосе России в 1936 году.

Бюст Андрея Боголюбского

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления внешнего вида человека по черепу. В Кунсткамере хранится большая коллекция его работ. Бюст погибшего от рук наемных убийц князя Владимира был создан профессором в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей России — ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в креветках, которые были вскрыты большевиками и вывезены из церквей.

Во внешности Андрея бросаются в глаза азиатский разрез глаз и высокие скулы: Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половецкая женщина, «дочь Апины» (дочери хана Эпы) , принадлежал к монголоидной расе. В 2000-х с благословения РПЦ была проведена новая реконструкция внешности князя — и, по последней версии, в его лице не должно быть монголоида.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд были изобретены в Древней Греции. В средние века лучшие астролябии делали арабы, а европейцы их только копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственному эскизу только в 16 веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандский Гуалтерус Арсениус, работавший на Филиппа II Испанского и других монархов. В мире сохранилась всего 21 астролябия его творчества, а в России — только одна.

Инструмент, созданный в 1568 году, принадлежал известному военачальнику Альбрехту фон Валленштейну. Верхняя часть астролябии украшена изображениями Фавна и Фавна, которые в древней мифологии обладали даром предвидения. В 19 веке он принадлежал великой княгине Елене Павловне, из собрания которой он поступил в музей.

Гейша О-Мацу

В 1890-1891 гг. Великий князь Цесаревич Николай Александрович (будущий Император Николай II) совершил дальний путь (черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), четыре шрама от сабельных ударов (от нападения самурай-фанатик) и множество чудес, некоторые из которых пополнили коллекцию Кунсткамеры. Среди них: кукла размером с человека, портрет гейши по имени Морока О-Мацу.

Царевич встретил ее в одном из увеселительных заведений Киото. И ей, как сообщил японский император Мэйдзи, молодой человек очень понравился. Гостеприимный гость попросил известного скульптора Кавасима Дзимбэя II написать портрет гейши. Кукла была подарена Николаю перед отплытием из Японии, но он почему-то не оставил ее в своих комнатах в Санкт-Петербурге, передав в Кунсткамеру вместе с другими сувенирами.

Как добраться до Кунсткамеры

Знаменитая Петровская Кунсткамера расположена на восточной оконечности Васильевского острова, недалеко от дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, которые стремятся посетить в первую очередь все туристы, поэтому прогулку по музею легко совместить с другими достопримечательностями.

Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. Через мост).

Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.

Как добраться с Московского вокзала:

  • Опция 1

    Автобус: от Площади Восстания возле вокзала, сесть на линию No. 7 или п. 24 до Университетской набережной (9 минут).

    Пешком: 100 м.

  • Вариант 2

    Пешком: пешком 500м до метро Маяковская.

    Метро: от ст. Маяковская идет на вокзал. Василеостровская 6 мин.

    Пешком: 2 км пешком.

  • Вариант 3

    Пешком: проехать около 4 км по Невскому проспекту и Дворцовому мосту.

Как добраться из Эрмитажа:

  • Опция 1

    Пешком: пройти 900 м через Дворцовый мост.

Время работы кунсткамеры в СПб

  • Пн — выходной;
  • ВТ-Вс с 10.00 до 18.00.

Последний вторник каждого месяца — день уборки.

купить билет можно в кассах, открытых до 17:00, или купить онлайн на официальном сайте. В этом случае вам не нужно стоять в очереди. Стоимость для граждан России 300 руб. Вы также можете совершить экскурсию по Tripster здесь.

Родители часто задают вопрос: «Сколько лет можно посещать Кунсткамеру?» Официальных ограничений нет, дети дошкольного возраста тоже допускаются. Помню, как меня в детстве водили в этот музей, не скажу, что это было мерзко, противно или страшно.

Здание Кунсткамеры

Скорее всего, я могу описать свои чувства как скуку. Смотреть на оригинальные экспонаты быстро приедается ребенку. Дети начинают бегать, прыгать, плакать и ныть, что мы пойдем поскорее в другое место, раз я «испортил» поход родителей в музей. Я смог оценить Кунсткамеру только через 18 лет.

Если вы планируете поехать с ребенком, рекомендую отправиться на детские экскурсии.

Чтобы найти дешевое жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, мы рекомендуем воспользоваться сервисом Hotellook, где вы можете найти огромное количество вариантов размещения по разным ценам и с высокими рейтингами.

Стоимость посещения Кунсткамеры

Перед посещением музея узнайте, сколько стоит билет в Кунсткамеру.

Стоимость стандартного билета 300 рублей вне зависимости от гражданства.

Стоимость входного билета в Кунсткамеру Санкт-Петербурга для льготных категорий граждан — 100 рублей. Это пенсионеры из России и Белоруссии, студенты, школьники, курсанты, обучающиеся в российских военных училищах. Для получения пособия необходимо предъявить подтверждающий документ.

Цена одинакова для всех категорий граждан: 500 рублей, льготы не действуют. Электронные билеты в Кунсткамеру можно приобрести с помощью любой банковской карты. На сайте есть возможность выбрать день и время посещения. Этот способ поможет избежать очереди в кассе.

Купить билеты в Кунсткамеру онлайн на тематические программы можно на официальном сайте. Входной билет уже включен в стоимость экскурсионных и тематических программ.

Правила посещения

Прогуливаясь по музею, помните о важных правилах.

Фотографировать и снимать можно только любительским фотоаппаратом и без использования вспышки, штатива или другого профессионального оборудования.

Посетитель может отвести ребенка в музей на коляске, но предварительно почистив колеса.

Еду и напитки можно употреблять только в кафетерии музея, в залах музея это запрещено.

Верхнюю одежду необходимо вернуть в гардероб. А также зонтики, чемоданы, большие рюкзаки и другие сумки, размеры которых превышают 30х30х20 сантиметров.

В случае нарушения этих правил музей имеет право отказать вам в оказании услуг и покинуть помещения даже при наличии действующего билета.

Интересные факты о Кунскамере

  1. Наверняка вы знаете сказку «Царевна на горошине». Когда девушка решила проверить, действительно ли она принцесса. Взяли обычный горошек и положили на грядку, а на нем было 20 перин. Нормальный человек никогда не почувствует себя горошиной, а настоящая принцесса — да. История закончилась хорошо, князь взял девушку в жены, а горошину поместили в Кунскамеру.
  2. Он получил свое название от немецкого слова «Kunst» — искусство. Изначально он назывался «стол искусства», а уже позже стал «столом раритетов».
  3. Общая площадь выставочных залов составляет 2492 м2. Здесь вы можете увидеть 8 519 экспонатов из музея.
  4. Петр I щедро жертвовал тем, кто приносил чудовищ в его музей, но если они укрывали их от государства, ожидался штраф, во много раз превышавший приз.
  5. Прогуливаясь по Васильевскому острову, император увидел причудливую сосну в форме кольца. Вырезали интересный фрагмент и на месте построили музей, часть сосны сохранилась внутри.
  6. После открытия Кунскамеры вход был свободен, так что все слои населения могли видеть чудеса, которые она скрывала внутри себя.
  7. Коротышка Фома работал в музеях — «живой экспонат», он был ростом 126 см и имел всего 2 пальца на руках и ногах.
Источники

  • https://spbinteres.ru/kunstkamera-spb.html
  • https://fishki.net/3583569-kunstkamere-muzeja-antropologii-i-jetnografii-imeni-petra-velikogo-307-let.html
  • https://GuruTurizma.ru/kunstkamera-v-sankt-peterburge-muzej-osnovannyj-po-ukazu-petra-i/
  • https://wegotrip.com/ru/kunstkamera-t1189/
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12720
  • https://www.culture.ru/materials/78977/sem-neobyknovennykh-eksponatov-kunstkamery
  • https://theplacement.ru/travel-directory/kunstkamera/
  • https://www.spbmuzei.ru/kunstkamera-bilety-rezhim-raboty

Оцените статью
Блог про музеи Санкт-Петербурга